Популярность технологии интеллектуальных сетей (IN) и базирующихся на ней решений растет во всем мире. Интерес к интеллектуальным сетям проявляют как новички телекоммуникационного рынка, для которых развертывание новых услуг есть вопрос жизни и смерти, так и традиционные операторы, не желающие оказаться на задворках истории. Некоторые IN-услуги отечественному пользователю по сей день представляются несбыточной мечтой; между тем в России они уже стали реальностью, причем благодаря завидной активности не только столичных, но и региональных компаний.

МАГНУС БРАКСЕЛЛ: «Особенностью российских проектов, в которых мы участвуем, является небольшой размер сетей. Следующим шагом должно стать их объединение в крупные телекоммуникационные среды»

На выставке «Связь-Экспокомм 2001» научному редактору «Сетей» Павлу Иванову удалось побеседовать с Магнусом Бракселлом — генеральным директором фирмы Telspec, реализовавшей в нашей стране два проекта создания интеллектуальных сетей (один реализован в Западной Сибири, другой — на юге России). В разговоре также принял участие Константин Левчин, заместитель директора фирмы «Акантис», российского партнера Telspec.

Прежде всего я хотел бы попросить вас рассказать о сертификации в России продуктов Telspec для интеллектуальных сетей и о текущем состоянии проекта в Краснодаре.

Магнус Бракселл (МБ): Решение Telspec для построения интеллектуальных сетей — узел служб (IPS Service Node) — было сертифицировано в ноябре прошлого года. Фактически наша продукция первой из представленных в России разработок прошла сертификацию в данной категории.

Идея начать активную деятельность на российском рынке, прежде всего предложив упомянутый продукт IPS Service Node, возникла примерно полтора года назад. Компания «Южный Телеком» стала одним из первых российских заказчиков, сделавших выбор в пользу данного решения (после его сертификации). Узел IPS Service Node функционирует в сети этого оператора уже несколько месяцев. Для нас данный клиент представляет особую ценность в связи с тем, что после завершения первого этапа проекта он намерен двигаться дальше, расширяя имеющуюся сеть.

Применяя оборудование Telspec, операторы могут предлагать пользователям новые типы услуг, которые в настоящее время ассоциируются с концепцией интеллектуальной сети. Конечно, те же услуги в своих сетях способны реализовать операторы, использующие универсальные телекоммуникационные системы производства Alcatel, Ericsson или Siemens, однако при практически одинаковой функциональности специализированные решения оказываются выгоднее с экономической точки зрения.

Насколько я понимаю, Краснодарский край — не первый регион, где оборудование Telspec решили попробовать в деле.

Константин Левчин (КЛ): Действительно, еще раньше коммутаторы Telspec появились в Нижневартовске, в телефонной сети Ханты-Мансийского автономного округа. Собственно, все тестовые испытания были проведены в этом регионе; по их результатам и состоялась сертификация оборудования.

Коммерческие услуги на базе оборудования Telspec в Западной Сибири предоставляются примерно с начала этого года. Однако уже сейчас установленная там система IMSP обслуживает значительные объемы трафика, и местный оператор «Хантымансийскокртелеком» выразил желание существенно расширить имеющуюся сеть. В частности, второй узел будет развернут в Сургуте.

МБ: Я бы не хотел, чтобы сложилось впечатление, будто нынешняя деятельность Telspec в России ограничивается этими двумя проектами. Интерес к нашей продукции проявили несколько других компаний. Среди них не только региональные операторы сетей общего пользования (наши основные заказчики), но и небольшие альтернативные операторы из Москвы и Московской области, а также из Санкт-Петербурга. Я думаю, что в ближайшие месяцы появится официальная информация о новых случаях внедрения нашего оборудования.

В России мы в первую очередь продвигаем централизованное решение, снабженное средствами интерактивного голосового ответа (IVR). На его базе операторы смогут внедрять разнообразные услуги, связанные с обработкой, синтезом и пакетной передачей речи.

Какие же услуги интеллектуальных сетей краснодарский и нижневартовский операторы предлагают своим клиентам сегодня и как их набор может расшириться в будущем?

КЛ: Количество потенциально возможных сервисов интеллектуальных сетей не лимитировано каким-либо стандартом и уже сегодня перевалило за десяток. Со временем, очевидно, их число будет только расти.

На сегодняшний день в сети компании «Южный Телеком» помимо шести базовых сервисов из набора CS1 — предоплаченные телефонные карты (PCC), телеголосование (VOT), вызов за дополнительную оплату (PRM) и т. д. — реализуются и несколько более современных услуг: это персональный номер (PN), управление вызовом через Internet (Internet Call Waiting), приложения Unified Messaging (в первую очередь голосовая почта). В ближайших планах оператора — внедрение услуг, связанных с использованием кредитных карт, а к концу года предполагается обеспечить повсеместную поддержку IP, что откроет простор для организации новых сервисов. Впрочем, в административных целях данный протокол применяется уже сегодня: с его помощью клиенты могут управлять получаемыми сервисами.

Аналогичные услуги реализованы и в Ханты-Мансийском АО. Более того, там оказались востребованными аудиоконференц-связь и приложения, основанные на преобразовании текста в речь.

Этот перечень, кажется, уже сегодня охватывает все возможные приложения технологии интеллектуальных сетей.

МБ: В действительности он даже шире...

Какова в таком случае «кухня» создания этих услуг? Ограничен ли оператор исходным функциональным «наполнением» оборудования, приобретаемого у поставщика, или у него в значительной степени развязаны руки?

КЛ: Сделав ставку на продукты Telspec, оператор получает достаточную свободу действий. Изначально в его распоряжении оказывается некий базовый набор сервисов. А дальше, опираясь на мощную инструментальную среду (Service Creation Environment, SCE), компания сама определяет и разрабатывает услуги, которые должна поддерживать сеть и которые будут предоставляться конечным пользователям. Упомянутый инструментарий вполне соответствует современным стандартам на подобного рода платформы. Львиная доля операций по созданию кода выполняется с применением графического экранного интерфейса, что эквивалентно работе на языке четвертого поколения (4GL).

А как вы расцениваете перспективы IP Centrex, обеспечивающего абоненту телефонной сети общего пользования практически тот же набор услуг, что и сотруднику, подключенному к учрежденческой АТС? Имеется ли спрос на подобный сервис в России? Проявляют ли к нему интерес местные операторы, с которыми вы сотрудничаете?

КЛ: Наличие спроса налицо. Стремительный рост объемов IP-трафика и активное проникновение IP-сервисов в интеллектуальные сети расширяют возможности выполнения приложений электронной коммерции, развертывания центров обработки вызовов на базе протокола IP и т. д. Именно приложения должны стать движущей силой широкого применения технологий интеллектуальных сетей.

К сожалению, инфраструктура IP-сетей в нашей стране развита очень слабо. Вот почему у нас (в отличие, скажем, от США) среди распространенных IP-сервисов пока наблюдается явный перекос в сторону пакетной телефонии. Выгода от ее применения ощущается сразу — это экономия на услугах дальней связи. В России еще нет такой инфраструктуры, как, например, сеть NetVoice в США, которая с самого начала была бы ориентирована на предоставление подписчикам услуг вроде IP Centrex.

Тем не менее мы видим, что ситуация начинает меняться. Интерес к IP-центрам обработки вызовов проявляют крупные торговые компании. Что же касается собственно услуг IP Centrex, то, на мой взгляд, они будут востребованы крупными банками, да и вообще любой крупной фирмой, располагающей широкой сетью филиалов. Вот почему уже в ближайшее время мы начнем предлагать заказчикам не просто IP-коммутатор класса softswitch, а комплексное решение, позволяющее внедрять разнообразные IP-сервисы, в том числе упомянутый вами IP Centrex.

По правде говоря, я не сомневаюсь в том, что современные услуги интеллектуальных сетей в самое ближайшее время будут востребованы в Москве и других крупных городах, располагающих мощной телекоммуникационной инфраструктурой. Но мой вопрос в значительной мере был связан с регионами, ведь ваши сегодняшние партнеры — «Южный Телеком» или «Нижневартовсктелеком» — работают вдали от центра России. И я не уверен, что, скажем, в Ханты-Мансийском автономном округе такие сервисы получат широкое распространение.

МБ: Думаю, что ваш пессимистичный прогноз справедлив.

КЛ: Это не совсем так, если принять во внимание специфику регионов. В том же Ханты-Мансийском округе подавляющее большинство (92%) городских АТС — цифровые, вследствие чего спектр предоставляемых услуг очень широк. Например, услуги ДВО там пользуются массовым спросом, а для Москвы это, к сожалению, все еще отдаленная перспектива...

Мой следующий вопрос касается управления. Для любого оператора, тем более для начинающего, детальное управление услугами и вообще ресурсами интеллектуальной сети представляет собой огромную проблему. Предлагает ли Telspec какие-либо решения для данной области?

МБ: Задачи управления распадаются на две части. Одна связана с IP-услугами как таковыми, и здесь решающая роль принадлежит функциям управления, реализованным для IPS Service Node. Другая часть относится к разработке и внедрению услуг в сетевой среде, особенно в сфере систем IVR. В этом случае на помощь приходит инструментарий SCE, о котором мы уже говорили.

КЛ: Применительно к задачам управления принципиальным моментом является поддержка в среде SCE открытых IP-интерфейсов, которые используются различными управляющими платформами. Протокол IP обеспечивает удобство управления самыми разнообразными сервисами — идет ли речь о голосовой почте или об услугах Freephone. По сути дела, SCE представляет собой специальный механизм доступа к этим IP-интерфейсам, с помощью которого можно реализовать сетевое управление средствами Web. В последнее время такой подход к управлению превратился в стандарт де-факто. Во всяком случае, сейчас в каждом проекте, выполняемом компанией «Акантис», Web-сервер присутствует в качестве неотъемлемого компонента.

На чьи плечи при этом ложится бремя развертывания управляющей платформы?

КЛ: Здесь существуют разные варианты. Скажем, специалисты компании «Нижневартовсктелеком» прошли интенсивное обучение в Telspec, так что в дальнейшем смогли практически без посторонней помощи разработать и внедрить управляющее ПО для своей сети. В результате сегодня им нужна минимальная поддержка со стороны производителя.

Краснодарский оператор избрал иную стратегию. Он предпочел воспользоваться стандартным решением Telspec и, кроме того, заключил специальный контракт с фирмой «Акантис». Поэтому программное обеспечение, необходимое для управления дополнительными IP-сервисами, в данном случае разрабатывается нашей компанией.

МБ: Если сравнивать нашу активность в разных странах мира, то особенностью российских проектов, в которых мы сегодня участвуем, является небольшой размер сетей. Всякий раз речь идет о формировании от силы трех узлов на базе платформы IMSP. Следующим шагом должно стать объединение разрозненных сетей в крупные телекоммуникационные среды.

В других странах этот процесс уже идет полным ходом. Так, в одном из проектов, выполненных в Великобритании для компании British Telecom (BT), на базе нашего оборудования развернуто 45 узлов, каждый из которых содержит по две системы IVR и множество других компонентов. Все эти узлы соединены друг с другом и в общей сложности обслуживают территорию с 45 млн жителей. Управление в такой среде осуществляется с центральной консоли и базируется на механизме многоадресной рассылки IP-пакетов одновременно по всем узлам. Централизованная архитектура упрощает создание и внедрение новых услуг, а также последующий контроль за ними — идет ли речь о телефонном голосовании, речевой почте или интерактивном общении с абонентом в популярных телепрограммах вроде «Кто хочет стать миллионером?». В свою очередь, абоненты могут воспользоваться Web-интерфейсом для заказа и оплаты новых услуг.

КЛ: Пример BT демонстрирует основной принцип построения интеллектуальных сетей. Сервисные узлы должны быть в максимальной степени приближены к потребителям. Развертывание сети может начинаться с одного или двух узлов, но со временем такая сеть должна расшириться, а количество узлов в ней — прийти в соответствие с масштабами территории и размером потенциальной абонентской базы.

МБ: Наряду с экстенсивным ростом имеет место и другая важнейшая тенденция развития сетей. Она состоит в их активном переводе на протокол IP и в наделении сетей все большим числом интеллектуальных функций. Этому соответствует появление в составе IMSP компонента Media Gateway Controller, отвечающего за взаимодействие с внешними маршрутизаторами. Однако более целесообразно его использование в качестве транзитного коммутатора магистральной сети — когда требуется осуществлять контроль за многочисленными территориально разбросанными узлами доступа. Именно такой вариант мы в первую очередь рекомендуем заказчикам. Указанный контроллер способен составить достойную конкуренцию аналогичным продуктам других производителей, поскольку является частью интегрированного решения.

Раз уж была упомянута British Telecom, не могли бы вы рассказать об использовании оборудования Telspec европейскими операторами?

МБ: Мы успешно продвигаем свои продукты в ряде стран, прежде всего в Великобритании и Испании. Нашим крупным заказчиком является BTTel и ряд других альтернативных операторов Испании. Коммутаторы Telspec установлены также в сети испанской компании Telefonica. Кстати, British Telecom активно предоставляет услуги за пределами Соединенного Королевства, и в той же Испании развернула более 50 узлов на базе нашего оборудования. А в самой Великобритании мы построили систему для организации телефонного голосования в масштабах всей страны.

Кроме British Telecom, которая является нашим крупнейшим партнером, оборудование Telspec сегодня применяют молодые британские операторы, стремящиеся закрепиться в новых сегментах рынка телекоммуникационных услуг. В качестве примера я бы назвал фирму 8el, специализирующуюся на предоставлении услуг интегрированного доступа.

Более ранние модели наших коммутаторов используются также корпорацией Andrew, которая имеет весьма амбициозную стратегию предоставления сетевых услуг в разных странах. Уже сегодня эта компания располагает узлами доступа во многих городах мира, в том числе и в Москве.

В настоящее время мы видим широкие возможности для расширения своего бизнеса. Весьма многообещающими нам представляются рынки Латинской Америки, скандинавских, восточноевропейских стран и, конечно, России.

Теперь вопрос, не связанный с интеллектуальными сетями. Насколько я понимаю, в ассортименте продукции Telspec сегодня имеется xDSL-оборудование, прежде всего мультиплексоры доступа TelNode. С чем было связано вступление компании на этот рынок и как вы позиционируете себя на нем в качестве поставщика?

МБ: Прежде всего я должен заметить, что устройства сетевого доступа являются традиционной областью нашей специализации. «Классическое» оборудование доступа для аналоговых телефонных линий и линий ISDN, объединенное в линию TelMax, мы поставляем в течение многих лет в десятки стран мира (включая Россию).

Появление в ассортименте продукции xDSL-устройств продиктовано общими тенденциями развития сетевой индустрии. Как вы знаете, ADSL, SDSL и другие члены этого семейства технологий позволили использовать существующие абонентские линии более эффективно, чем при формировании в них двух цифровых телефонных каналов. Мультиплексор TelNode, который вы упомянули, по сути дела, позволяет оператору объединить узкополосный и широкополосный трафик (в том числе обычный телефонный), трафик ISDN, V5.1/2, ATM, IP, STM-1 и SDSL. Кроме того, он поддерживает пакетную передачу голоса (Voice-over-DSL и Voice-over-IP). Фактически сегодня мы предлагаем пользователям устройств TelMax значительно расширить функциональность имеющегося у них оборудования.

Честно говоря, меня несколько удивил тот факт, что ваша компания решилась вторгнуться на рынок DSL-оборудования, который, с одной стороны, очень бурно развивается, а с другой — уже привлек внимание таких индустриальных гигантов, как, скажем, Alcatel или Cisco.

МБ: Действительно, сегодня занять достойное место в этом секторе рынка для небольшой компании — задача практически непосильная. Но нами двигало другое соображение. Не секрет, что всякий заказчик старается минимизировать число поставщиков сетевого оборудования. Вот и пользователи традиционных средств доступа от Telspec (та же British Telecom) в какой-то момент начали выражать заинтересованность в устройствах для цифровых абонентских линий. Операторы, установившие наши коммутаторы, хотели бы дополнить это решение интегрированными средствами доступа. Как фирме, долгие годы занимающейся доступом, нам не составило большого труда удовлетворить возникший спрос на DSL-оборудование.

У маркетологов приверженность заказчиков одному поставщику называется инерцией потребителей.

МБ: Отчасти она тоже имеет место. Как бы то ни было, мы полагаем, что и в России, где уже применяются устройства TelMax, а в последнее время возник устойчивый интерес к платформе IMPS или ее отдельным компонентам, наше DSL-оборудование начнет пользоваться спросом.


Коротко о компании: Telspec

Британская фирма Telspec (www.telspec.co.uk) была образована в 1975 г. Ее штаб-квартира находится в Рочестере (графство Кент), а производственные мощности — в Перте (Шотландия). Число сотрудников — около 500 человек.

Традиционная продукция компании представлена системами сетевого доступа для аналоговых телефонных и IDSN-линий, а также выделенных линий и оптических каналов. Кроме того, фирма предлагает интеллектуальную коммутационную платформу IMSP, объединяющую три продукта — IPS 720 Carrier Switch, IPS Service Node и IPS Softswitch — Media Gateway (IPSS-MG). Ядро IMSP образует классический коммутатор IPS 720, за реализацию различных сервисов отвечает IPS Service Node, а функции голосового шлюза возложены на третий из перечисленных компонентов, который может функционировать на различных платформах. Отличительной чертой IMSP является умеренная стоимость (по сравнению с ценой универсальных решений от других компаний) и наличие мощной инструментальной среды для разработки новых сервисов.