Дон Джу Ли делает звонок с помощью первого телефонного аппарата SGH-A300 |
15 августа московское представительство компании Samsung Electronics провело презентацию нескольких новых моделей сотовых телефонов для различных потребительских сегментов. Характерной чертой мероприятия стало участие в нем самого главы представительства южнокорейской компании Дон Джу Ли. Видимо, присутствие столь высокой персоны предполагало, что наряду с демонстрацией новых телефонных аппаратов будут сделаны некоторые заявления относительно стратегии развития бизнеса.
Так оно и случилось. Дон Джу Ли сообщил, что общемировой спрос на мобильные телефоны растет не так быстро, как ожидалось, и в связи с этим многие производители терпят убытки. Однако Samsung не собирается быть «одним из многих» и, воспользовавшись ослаблением своих европейских и американских конкурентов, попытается подняться с шестого на третье место в мировой табели о рангах поставщиков сотовых аппаратов (пропустив вперед только Nokia и Motorola). Еще год назад Samsung ставил перед собой куда более скромные цели: занять пятое место к началу 2003 года.
Любопытно, что для завоевания рынка корпорация выбрала на первый взгляд неожиданный путь. Она отказывается от выпуска дешевых (до 150 долл.) телефонов и будет предлагать только достаточно дорогие модели, отличающиеся либо стильным дизайном, либо расширенной функциональностью, либо какими-то эксклюзивными свойствами. Эти качественные признаки должны служить механизмом, сегментирующим выпускаемую продукцию с учетом интересов определенных групп потребителей-бизнесменов, молодежи и даже стильных женщин. А поскольку, согласно предлагаемой легенде, сотовый телефон из утилитарного средства общения вновь превращается в некий атрибут позиционирования его владельца, методика ценообразования новых моделей также претерпевает изменения. За стильность или респектабельность, полагают в Samsung, не грех заплатить и 280—380 долл. Кстати, самая дорогая из представленных моделей SGH-A400, ценой 390 долл., предназначена для женщин и внешне очень схожа с неизменным аксессуаром дамской косметички.
«Ведущие производители, устремившиеся на массовый рынок, буквально обескровлены конкурентной борьбой, — констатировал менеджер отдела телекоммуникаций Samsung Electronics Дмитрий Кузнецов. — В результате рентабельность их бизнеса упала до нуля и компании одна за другой стали объявлять о кризисе перепроизводства». Хитрость маркетингового хода Samsung состоит в том, что кризис перепроизводства как явление может затрагивать только массовые рынки, поэтому при выборе курса на дорогую продукцию он южнокорейской фирме не грозит.
Несколько слов о самих моделях. В «модном» сегменте новинками стали телефоны SGH-A300 (с двумя дисплеями, отображающими разные рабочие состояния и индикаторы) и упомянутый выше SGH-A400 (содержащий специальное подменю «женских» биоритмов). В бизнес-сегменте также появились два новых аппарата — SGH-N400 (с автоматически выдвигаемой антенной) и SGH-Q100, GPRS-телефон класса 8 (четыре тайм-слота на прием и один — на передачу данных). Как утверждает Кузнецов, обе модели уникальны в масштабах мировой индустрии: автоматическая антенна, впервые используемая в телефонах, позволяет расширять зону действия сети и повышать уровень сигнала, а GPRS-телефон был удостоен награды как лучший в мире аппарат класса 8. Впрочем, пока телефон дошел до России, он оказался уже «устаревшим», поэтому Samsung предполагает заменить его другой моделью — GPRS-8 SGH-Q300.
В молодежном сегменте «прибавку» обеспечили мобильные аппараты семейства SGH — R200/210, которые изобилуют различными дополнительными опциями (цветная индикация вызовов, сменная заставка экрана, расширенные возможности SMS). Разумеется, все представленные модели оснащены WAP-браузерами версии 1.1 или 1.2, стандартным набором функций SMS и портами для синхронизации с настольным ПК. В расширенный набор SMS-сообщений телефонов R200/210 входят графические изображения и музыкальные файлы. Однако это не означает, что Samsung уже реализовал в своем продукте спецификацию Multimedia Message Services (MMS), которая, как ожидается, станет стандартным компонентом сотовой связи третьего поколения.
Не лишним будет сказать, что все новинки Samsung относятся к стандарту GSM, а телефоны CDMA компания пока не планирует поставлять на российский рынок. Вероятно, ситуация может измениться, когда «американский стандарт» будет официально разрешен в нашей стране, ведь известно, что в Восточной Азии позиции Samsung в области CDMA достаточно сильны.
И все же главное — удастся ли корпорации реализовать свои амбициозные планы выхода в мировые лидеры сотовой телефонии. Более всего вопросов вызывает противоречие между выбранным курсом на дорогую продукцию и устоявшимся стереотипом восприятия южнокорейских компаний как производителей доступной потребительской техники. Безусловно, потребуется серьезная разъяснительная работа, чтобы убедить: продукция с лейблом Samsung Electronics достойна быть дороже аналогичных товаров Siemens, Nokia или Motorola. А что касается расширенных возможностей и технической «навороченности» сотовых телефонов для российского пользователя, то вряд ли за пределами Москвы найдется значительное количество абонентов, использующих телефоны не только для голосовой связи.