Компания Motorola планирует предоставить возможность использования технологии и архитектуры, положенных в основу продуктов мобильной связи 3G (третьего поколения) и GPRS (General Packet Radio Service), своим конкурентам, с тем чтобы они продавали эти решения под своими торговыми марками. В первой половине 2002 года другим производителям будет предложено лицензировать эталонную архитектуру сетей 2.5G (включающую поддержку GPRS), а альфа-версию технологии 3G намечено предоставить Motorola в 2003 году.
По условию лицензионного соглашения компания намерена поставлять набор микросхем, программное обеспечение и инструментальные средства разработки, архитектурное решение, тестовую среду и поддержку сертификации наподобие того, как производители ПК перепродают свои технологии третьим компаниям.«В таком бизнесе главное — это экономика, обусловленная ростом масштаба производства», — заметил Рей Бургесс, вице-президент и директор по стратегии и маркетингу в области полупроводниковых продуктов корпорации Motorola. По его словам, успех производителей сотовых телефонов зависит от их возможности обеспечить массовое производство продуктов по невысокой цене.
Базовая технология сотовых телефонов становится настолько стандартизованной и всеобщей, что фирме все труднее выделиться на фоне конкурентов. Ситуация с мобильными трубками напоминает процессы, происходившие недавно на рынке персональных компьютеров. По мере того как производители начинают разрабатывать различные компоненты телефонов для продажи реселлерам, говорит Бургесс, «меняется соотношение затрат и прибыли» во всей отрасли.
Motorola планирует лицензировать технологию создания компонентов сотовых телефонов, которая должна стать таким же товаром массового потребления, как и наборы микросхем. Компания намерена способствовать сокращению прибыли конкурентов за счет снижения финансового барьера для азиатских производителей массовой электроники, подобных Samsung. В результате конкуренция на сместится на другие аспекты — эффективность маркетинга и качество производства.
Смена акцентов в стратегии компании с производства на проектирование продуктов проявилась еще в прошлом году, когда Motorola стала отказываться от производства сотовых телефонов. В мае 2000 г. корпорация подписала контракт на сумму 30 млрд долл. с компанией Flextronics International, который был прерван в начале июня из-за ухудшения ситуации на рынке, а в декабре начала передачу контрактов на производство фирме Celestica.
Аналитик International Data Corp. Паоло Пескаторе считает, что этот шаг является не радикально новым подходом к маркетингу мобильных технологий, а лишь способом снижения собственных расходов корпорации.
Как правило, Motorola реализует свою технологию в продуктах с оригинальной торговой маркой Motorola, но невысокие темпы распространения телефонов GPRS и общее затишье на рынке мобильных систем заставили компанию искать новые каналы продаж. «Если попытаться понять суть происходящего, то можно увидеть, что эта сделка аналогична заключению договора о независимом сопровождении или похожа на сделку, которую заключили фирмы Qualcomm и Nokia», — уверен Пескаторе.
В начале июня Qualcomm и Nokia объявили о расширении условий соглашения о взаимном лицензировании, подписанном в 1992 году и касающемся оборудования CDMA и его компонентов. В соответствии с условиями расширенного соглашения Nokia будет платить Qualcomm за право выпускать и продавать инфраструктурное оборудование и беспроводные системы на основе патентов, которые принадлежат Qualcomm. Это лицензионное соглашение также позволяет Qualcomm использовать патенты Nokia, связанные с компонентами CDMA, в том числе на многорежимные интегральные схемы.