Возможно, что с появлением новой технологии, получившей название UDDI (Universal Description, Discovery, and Integration), электронная коммерция изменится в корне. Компании смогут легко находить партнеров и автоматически связываться с ними с помощью своих компьютеров и сети Internet. Эти перемены в конечном итоге позволят расширить «зону ответственности» электронной коммерции B2B за счет создания оболочки для поиска и использования новых бизнес-функций на базе Web.
Одним из факторов, сдерживающих широкое распространение существующих решений B2B, являются чересчур высокие расходы на обеспечение взаимодействия систем, установленных у партнеров по бизнесу. Специфические для платформы решения предполагают крупные финансовые и временные затраты для достижения интероперабельности приложений, в этом случае необходимость защиты инвестиций жестко «привязывает» потребителей к конкретной платформе. Кроме того, до сих пор не придуман приемлемый по цене способ поиска партнеров по бизнесу, способных покупать (или продавать) товары и услуги, в которых заинтересована ваша компания.
UDDI аналогична глобальным интерактивным «Желтым страницам», которые служат для поддержки Internet-коммерции между предприятиями. Эта технология была создана корпорациями IBM, Microsoft и Ariba, теперь в ее разработке принимает участие группа ведущих ИТ-компаний, в том числе Oracle, Compaq, Sun и Hewlett-Packard. UDDI обеспечивает создание интерфейсной оболочки на основе отраслевых стандартов и не зависит от платформы. Она позволяет публиковать такую важную информацию, как Web-адреса, перечень товаров и услуг, а также типы служб на базе Web, которые предлагаются каждой из компаний.
Рынок B2B все еще находится в стадии формирования. До появления инициативы UDDI не существовало способа, позволяющего компаниям быстро найти торговых партнеров и выяснить, какими возможностями электронной коммерции они обладают. Поиск торговых партнеров в глобальном масштабе — сложная и весьма дорогостоящая задача, поскольку вероятность того, что у партнеров окажутся совместимые Web-службы, весьма мала.
Централизованная система необходима для того, чтобы компании могли публиковать информацию о себе, своих услугах и предлагаемых продуктах, а также сведения о технологиях, которые используются в их информационных системах для осуществления электронного бизнеса в Internet. UDDI предоставляет такую возможность за счет реализации общедоступного глобального регистра, который распределен между многочисленными серверами Сети. Такое решение гарантирует, что потребители UDDI смогут воспользоваться теми преимуществами, которые дает всеобъемлющий, глобальный регистр Web-служб, пополняемый всеми заинтересованными компаниями.
Компании, желающие участвовать в этом проекте, получают возможность публиковать информацию в UDDI Business Registry через членов рабочей группы, которые действуют как своеобразные «точки доступа» к базе данных. Сейчас фирмы могут регистрироваться через узлы, которые поддерживают IBM или Microsoft. Этот процесс, как и поиск потенциальных торговых партнеров в базе данных, выполняется бесплатно.
Чтобы стать по-настоящему эффективным решением, ориентированным на требования B2B, система UDDI должна содержать нечто большее, чем списки компаний, использующих механизмы электронной коммерции. Сейчас можно найти большое число потенциальных торговых партнеров, располагающих средствами работы в Internet, но для того, чтобы выявить среди них действительно важные контакты, приходится использовать дополнительные Web-службы, выполняющие сортировку по различным параметрам. Как только такие возможности появятся в системе UDDI, потребители смогут в деталях охарактеризовать область деятельности своей компании, ее интерактивные торговые возможности и посылать стандартизированные запросы другим фирмам интересующего профиля.
UDDI — это не просто последняя новинка в Internet, а значительный шаг на пути к реализации экономического потенциала электронной коммерции. В состав действующей рабочей группы входят известные корпорации, выпускающие аппаратное и программное обеспечение, а также операторы связи, составляющие основу технологической отрасли. Эта инициатива имеет хорошие шансы на успех — в первую очередь уже потому, что члены рабочей группы активно внедряют UDDI в собственных компаниях.
Рабочая группа UDDI разработала многоуровневую систему, позволяющую добиться интероперабельности. На нижнем уровне благодаря использованию стандартов XML реализуется кроссплатформенный метод представления и передачи информации. На следующем уровне применяется Simple Object Access Protocol (SOAP) — метод, который позволяет приложениям взаимодействовать друг с другом по Internet, не требуя, чтобы на оконечных серверах соединения использовались родственные языки программирования. UDDI базируется на стеке SOAP и XML, предлагая тем самым универсальный способ описания и обнаружения Web-служб, выявляемых средствами поддержки электронной коммерции каждой из компаний-участниц. Вторая версия UDDI была выпущена в июне, а третья версия этого стандарта, скорее всего, появится в конце текущего года.
Если у вас есть проблемы с поиском партнеров, то вместо того, чтобы ждать, пока ситуация на рынке изменится и появится приемлемое решение, нужно действовать. Зарегистрируйтесь и попробуйте работать через UDDI.
Энди Гиббс — консультант по технологическим вопросам компании Currid & Company. С ним можно связаться по адресу Andy.Gibbs@currid.com