Написав для прошлого выпуска «Сетей» колонку про Internetcom 2001, я решил, что теперь на выставочной теме можно поставить точку до будущей весны. Да не тут-то было. Сдается мне, что камерные сетевые шоу с единичными посетителями и откровенно скучающими стендистами начинают входить в столичную телекоммуникационную моду. Как говорится, важен сам процесс, а не результат.
Спору нет, перед устроителями и участниками «Инфокоммуникаций России — XXI век» стояли самые что ни на есть достойные цели. Организованная по прямому распоряжению министра РФ по связи и информатизации октябрьская выставка-форум должна была «познакомить с новыми телекоммуникационными проектами, разрабатываемыми под эгидой Минсвязи России, информировать о больших региональных проектах, новых научных и технологических решениях» и т. д. и т. п. А познакомила она вместо этого с очередным фактом несоответствия бодрых заявлений чиновников «реальной» действительности.
Всю экспозицию можно было, не напрягаясь, осмотреть минут за 15. Из 90 участников треть пришлась на средства массовой информации. За месяц до того на Internetcom пресса занимала только четверть позиций в общем списке, так что «прогресс» налицо. Если так пойдет и дальше, подобные события надо будет проводить в качестве отраслевого приложения к выставке «Пресса». Словно по недоразумению, на Красной Пресне появились скромные стенды Alcatel, Hewlett-Packard, Lucent и Siemens. Надо ли говорить, что экспозиции этих фирм не изобиловали технологическими новинками.
Впрочем, я чересчур сгустил краски. Все-таки на «ИнфоКом 2001» произошло одно весьма симптоматичное событие, а именно — явление ОАО «Связьинвеста» и его семи нарождающихся окружных «дочек» народу. Экспозиция холдинга, занявшая добрую четверть выставочной площади, должна была продемонстрировать величие отечественной связной монополии. Вот только оказалось, что, кроме масштаба, похвастаться-то и нечем.
Организовав «ИнфоКом 2001», Минсвязи хотело обозначить старт двух крупных проектов — Федеральной программы «Электронная Россия» и реструктуризации «Связьинвеста». Работы по первому рассчитаны на период до 2010 года, так что поговорить на эту тему времени будет предостаточно, а вот реформы в холдинге «Связьинвест», по словам его руководителя Валерия Яшина, должны завершиться максимум года через два. Самое же любопытное, что, не успев начаться, они породили множество вопросов, часть которых до сих пор остается без ответов.
Напомню, что речь идет о приведении структуры управления связной отраслью в соответствие с новой вертикалью государственной власти. На смену сегодняшним 78 региональным операторам связи должны прийти семь телекоммуникационных компаний — по числу федеральных округов. При этом уже существующие «дочки» получат статус филиалов новых образований.
План реорганизации утвержден, однако единодушного одобрения он не получил. Первые возражения в адрес «Связьинвеста» поступили от главы администрации Красноярского края еще в конце 1999 года, а осенью прошлого года его примеру последовали депутаты законодательного собрания Челябинской области.
Существенные нарекания вызвал тот факт, что перевод сегодняшних «Электросвязей» на положение филиалов неизбежно приведет к сужению налоговой базы в регионах. Правда, в новой версии Налогового кодекса этот вопрос формально урегулирован (филиалы платят налоги в местные бюджеты, а не в бюджет региона, в котором зарегистрирована головная компания), но корректность исчисления доходов и прибылей окружного оператора и его филиалов остается под вопросом.
Другая проблема связана с регулированием тарифов на услуги связи, которые сейчас устанавливаются Министерством по антимонопольной политике. По существующему законодательству тариф должен быть единым для окружного оператора и его филиалов. На практике же такая уравниловка поставит нынешние региональные «Электросвязи» в неравные условия, поскольку даже в соседних регионах достигнутый уровень развития инфраструктуры и платежеспособный спрос населения порой различаются весьма значительно.
Конечно, радикальные предложения уже поступают. Скажем, предлагается решить все проблемы за счет потребителей услуг, во-первых, подняв тарифы до рентабельного уровня, а во-вторых, заставив абонентов дополнительно платить процентов 30 в качестве безвозмездных инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Утверждается, что такая мера позволит вывести российскую отрасль связи на мировой уровень...
Инициированная Минсвязи выставка «ИнфоКом 2001» заставляет сильно усомниться в этом, да и вообще — вся ситуация поневоле заставляет вспомнить известную пословицу про нянек. Правда, англичане используют более мягкий ее вариант: Seven cooks spoil the broth.