Планы Telia по развитию российского бизнеса
Скандинавия — общепризнанная родоначальница поголовной «мобилизации» и тотальной «интернетизации». Ее географическая близость к российским границам не могла не оставить своего следа в отечественной индустрии телекоммуникаций.
До недавних пор вполне определенный интерес к российскому рынку проявляли два скандинавских соседа, действовавших под эгидой национальных операторов связи, — норвежская компания Telenor и финская Sonera. Как первая, так и вторая были нацелены на наиболее «лакомые» куски проводной и беспроводной связи — сотовую телефонию и корпоративные Internet-услуги. В активе Telenor находится контрольный пакет акций «ВымпелКома» и доля в «Комбеллге», у Sonera и того больше — доля в «МегаФоне» и собственный бизнес стопроцентной «дочки», магистрального оператора «Сонера Рус». Шведский концерн Telia на их фоне выглядел очень скромно (символическая доля в «МегаФоне» и «Телекоминвесте»), несмотря на то, что в общеевропейском масштабе его бизнес куда более серьезен, чем у норвежского и финского операторов. Существующее положение, по-видимому, перестало устраивать шведов, и они решили «выйти из тени».
Оказалось, что их реальные достижения в освоении бескрайних просторов нашей родины не столь уж и малы. Уже год как в Москве работает офис Telia International Carrier Russia (дочерней фирмы магистрального оператора Telia International Carrier — TIC, которая, в свою очередь, является одним из пяти подразделений национального оператора Telia AB). Причем за столь непродолжительный срок шведский концерн достаточно преуспел: в частности, доля российского рынка IP-транзита, занимаемая TIC, превышает 30%. Самое интересное, что при этом Telia не имеет на территории нашей страны собственной кабельной инфраструктуры и арендует каналы для трансляции трафика за рубеж у компаний «Раском» и «Сонера Рус». Суммарная емкость нацеленных на заграничный Северо-Запад каналов эквивалентна шести потокам STM-1 (что составляет чуть менее 1 Гбит/с). Система полностью резервирована и обеспечивает поддержку пиринга (обмена IP-трафиком) со всеми ведущими Internet-провайдерами мира.
Сейчас, когда в области передачи транзитного IP-трафика достигнуты прямо-таки замечательные результаты (по отношению к объему капиталовложений), TIC думает о том, как выйти на другие рынки телекоммуникационных услуг. В первую очередь речь идет о передаче данных на уровне физического канала и услугах IP с добавленной стоимостью. Для реализации намеченных планов TIC заключила союз с «Ростелекомом» о модернизации его кабельной системы «Москва — Санкт-Петербург — государственная граница» за счет внедрения шестиканального оборудования спектрального мультиплексирования DWDM. Проект предполагается завершить уже в следующем году, в результате чего Telia и «Ростелеком» получат в свое распоряжение по два оптических канала («лямбда»), каждый пропускной способностью 2,5 Гбит/с (оставшиеся две спектральные частоты предназначены для резерва). Этого «запаса прочности» для развития дальнейших бизнес-инициатив Telia в России должно хватить надолго.
Одновременно со стороны «зарубежья» к государственной границе России подводится оптический кабель единой магистральной сети Viking Network (всемирная торговая марка, принадлежащая концерну Telia). Объединившись, эти два проекта подключат российские города к Балтийской кабельной системе Telia, которая уже охватывает ряд столиц Северной Европы и стран Балтии.
Тем не менее генеральный директор TIC Russia Александр Климов считает, что развитие полноценного операторского бизнеса Telia в нашей стране столкнется с серьезными сложностями. «В России существует монополия на транзит голосового трафика, но для выделенных сетей эту услугу мы предоставлять можем», — сказал он. Вообще же, по мнению Климова, передача голоса поверх IP представляет собой более перспективное направление деятельности. Организация услуг Telia Clearinghouse (единого центра взаиморасчетов операторов IP-телефонии) призвана стать следующей «отправной точкой» в экспансии на отечественную телекоммуникационную отрасль. При этом Telia не только выступает гарантом проведения корректных взаиморасчетов между операторами, но и предлагает терминацию пакетного голосового трафика по всем направлениям, а также поддерживает различные аппаратно-программные платформы (Clarent, Cisco и VocalTec). Словом, услуги Telia Clearinghouse сводятся к комплексному обеспечению «быстрого старта» любого начинающего провайдера услуг IP-телефонии.
Обнародованные планы освоения российского рынка могут оказаться лишь «верхушкой айсберга», ведь у шведского национального оператора существуют подразделения, ответственные за мобильную связь, широкополосный доступ и управление выделенными сетями. Кроме того, по словам вице-президента TIC по стратегическому развитию Ларса Рудина, Telia — это «копающая» компания, продающая не только зарытый в землю оптический кабель, но и полиэтиленовые трубы (Ducts), в которые задувается оптическое волокно. Однако этот вид работ связан с серьезными затратами, и пока неясны перспективы их окупаемости. Telia же предпочитает двигаться медленно, но верно, как и подобает большой компании.