Новый глава телекоммуникационного подразделения IBM EE/A Александр Данилин |
Несмотря на глубокий кризис, поразивший западную индустрию телекоммуникаций, в стратегическом плане этот сектор рынка по-прежнему рассматривается как один из самых перспективных. А оживление, которое, согласно прогнозам аналитиков, начнется на нем не сегодня-завтра, заставляет крупнейшие компании заранее готовиться к тому, чтобы занять достойное место под пробивающимся из-за туч солнцем.
Неподдельный интерес к сектору связи проявляет в последнее время и корпорация IBM. Конечно, фирма не собирается приступать к производству телекоммуникационного оборудования — на этом рынке от желающих и без того отбоя нет. Однако, как известно, современные операторы имеют дело не только с магистральными и граничными сетевыми устройствами, но и с множеством иных аппаратно-программных средств. Вот здесь-то, по мнению руководства IBM, компания может вступить в игру, причем весьма успешно.
Продукты, которые Голубой гигант готов предложить телекоммуникационной отрасли, обсуждались на конференции «IBM — 90 лет технологического лидерства», состоявшейся в Москве в конце октября. Как отметил Александр Данилин, руководитель отдела IBM EE/A по работе с телекоммуникационными компаниями, свою миссию фирма видит в предоставлении операторам решений в области ИТ-инфраструктуры. Причем востребованность таких решений должна только возрасти в период начинающегося бума вокруг услуг нового поколения.
По сути дела, речь идет о построении инфраструктуры, предназначенной для поддержки операционных и бизнес-процессов операторов. В самой IBM ее называют «инфраструктурой электронного бизнеса», трактуя это понятие достаточно широко. В функциональном отношении подобная инфраструктура охватывает серверы Web-приложений, сервисы каталогов, управления доступом и защиты данных, «граничные» серверы, отвечающие за кэширование и балансировку нагрузки, серверы данных и системы обработки транзакций, системы хранения данных и управления ими, наконец, средства сетевого и системного администрирования. Понятно также, что целостность инфраструктурного решения предполагает наличие соответствующих аппаратных вычислительных платформ, системного ПО, поверх которого реализуются различные сервисы, и средств разработки приложений.
Все многообразие перечисленных функций, по мнению разработчиков фирмы IBM, может быть реализовано в рамках трехуровневой архитектуры (см. рис.). Конечные пользователи имеют дело с уровнем соединения, представления и форматирования данных. Именно к нему относятся «граничные» серверы, а также системы защиты от несанкционированного доступа, средства адаптации и персонализации контента, голосовые шлюзы и т. д. Следующий уровень объединяет Web-серверы и серверы приложений, в том числе электронной почты, систем документооборота и автоматизации бизнес-процессов. На этом же уровне могут функционировать порталы, СУБД, средства интеграции данных и приложений. Наконец, третий уровень отвечает за доступ к данным и обработку транзакций.
В настоящее время в арсенале продуктов IBM имеется ПО, покрывающее практически все перечисленные области. Так, на роль сервера электронной почты, универсальной обработки сообщений (Unified Messaging) и поддержки бизнес-процессов вполне подойдет Lotus Domino: в качестве реляционной СУБД, позволяющей к тому же наладить управление контентом, может использоваться система DB2, а интегрированное управление информационными системами, хранением данных и безопасностью способны взять на себя представители семейства Tivoli. И все-таки программную основу всех трех уровней описываемой архитектуры образует семейство WebSphere.
Полусферы WebSphere
Среди многочисленных представителей этого семейства выделяются два ключевых компонента — WebSphere Everyplace Suite (WES) и WebSphere Portal Server (WPS).
WES представляет собой единую плаформу промежуточного слоя, предназначенную для предоставления услуг нового поколения, то есть сервисов, в первую очередь связанных с мобильным доступом к данным и приложениям. Это ПО позволяет решить три группы задач:
- обеспечить подключение мобильного устройства к сети, по которой предоставляются услуги (как правило, основанной на IP), достичь требуемого уровня информационной безопасности, оптимизировать передачу трафика и перераспределить нагрузку между серверами;
- адаптировать запрашиваемый контент к возможностям абонентского терминального устройства;
- организовать управление процессом регистрации пользователей, профилями пользователей, сведениями о сбоях и другой служебной информацией.
В структурном отношении WES объединяет множество программных продуктов, разработанных IBM или компаниями-партнерами. К ним относятся, в частности, WebSphere Distributed Edge Server, Everyplace Wireless Gateway, Authentication Server, Location-Determination Server, WebSphere Transcoding Publisher и с десяток других модулей. Существенным моментом является динамическая интеграция указанных компонентов, которая обеспечивает дополнительную гибкость WES, возможность настройки этой платформы с учетом потребностей конкретного оператора.
Порталы операторов связи
Корпоративный портал оператора (в том виде, в каком его реализуют крупнейшие западные телекоммуникационные компании) включает в себя несколько компонентов. Одни из них нацелены на продажу услуг и обслуживание клиентов, другие — на поддержку партнеров и управление цепочками поставок, третьи — на распространение внутренней информации среди сотрудников, четвертые — на обслуживание акционеров и привлечение инвесторов.
Насколько известно автору, подобный комплексный подход только начинает пробивать себе дорогу на российском рынке, а между тем дивиденды, получаемые от его внедрения, уже впечатляют. Организация корпоративных порталов позволяет повысить инвестиционную привлекательность компании, поднять управление на качественно новый уровень, добиться операционной и финансовой прозрачности, улучшить информационную поддержку процессов принятия решений, внедрить новые бизнес-модели, повысить качество обслуживания абонентов и предоставляемых услуг, успешно решить задачи управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами (CRM). Как показывают опросы руководителей крупнейших операторов США и Европы, организация структурированных порталов приводит к снижению операционных расходов на 18-24%, к росту прибыли на 5-15%, к сокращению затрат на обучение персонала на 40%, к повышению степени удовлетворенности клиентов на 50%.
Основным инструментом, который IBM предлагает для организации и поддержания функционирования порталов операторами связи, является упомянутый выше WPS. Этот программный механизм, реализованный на основе Java, допускается использовать на базе большинства аппаратных платформ. Его основное назначение — объединение контента, поступающего из различных источников, для последующей передачи на абонентские терминалы. Совместное применение компонентов WES и WPS позволяет создавать так называемые мультиканальные порталы, доступ к которым осуществляется с самых разнообразных устройств — от персональных компьютеров до интеллектуальных мобильных телефонов. За адаптацию контента к возможностям конкретного устройства доступа (по сути дела, к определенному языку представления данных — HTML, WML, VoiceXML и т. д.) отвечают отдельные модули, входящие в состав WPS.
Интеграция данных и приложений
Пересмотр операторами стратегии ведения бизнеса делает актуальной задачу интеграции сразу в двух аспектах. С одной стороны, речь идет об объединении бизнес-процессов с поддерживающей их ИТ-инфраструктурой, с другой — о собственно интеграции данных и приложений в рамках крайне неоднородной вычислительной среды. Согласно заверениям представителей IBM, обе проблемы позволяют решить представители семейства MQSeries, поддерживающие более 35 аппаратных платформ.
Модуль MQSeries Workflow обеспечивает автоматизацию управления данными, приложениями, документооборотом, бизнес-процессами, а также контроль за исполнением поручений. Кроме того, поддерживаются управление взаимоотношениями с партнерами через интра- или экстрасеть, интеграция разных биллинговых систем и ряд других функций.
На управление системой обмена сообщениями нацелен другой инструментарий — MQSeries Integrator. Это ПО обеспечивает интеллектуальную обработку сообщений на основе заданной системы правил, их маршрутизацию в режиме реального времени и преобразование данных из одного формата в другой.
Управляя всем и вся
Для контроля за функционированием активного сетевого оборудования и отдельными компонентами сетевой инфраструктуры операторам по-прежнему приходится прибегать к приложениям, предлагаемым самими производителями аппаратных средств. Но это не исключает потребность в централизованном администрировании ИТ-инфраструктуры. Для этой цели может использоваться, в частности, платформа Tivoli, доставшаяся корпорации IBM около пяти лет назад вместе с приобретением одноименной фирмы.
За прошедшее время семейство Tivoli заметно расширилось как в структурном, так и в функциональном отношении. Помимо собственно задач инвентаризации аппаратных и программных средств, электронного распространения ПО и управления производительностью (модуль Tivoli Enterprise Management) теперь поддерживаются реализация корпоративной политики в области информационной безопасности (Tivoli Security Management), управление устройствами хранения данных, резервным копированием и восстановлением информации (Tivoli Storage Managment), управление Web-сервисами (Tivoli Service Delivery). В соответствии с общим направлением развития современных платформ системного администрирования IBM включила в данное семейство модуль Tivoli Business Systems Manager, проецирующий задачи управления ИТ-инфраструктурой на бизнес-процессы компании.
Упомянем еще компонент Tivoli Personalized Services Management (TPSM), в настоящее время включенный в состав платформы WES. Он адресован непосредственно поставщикам сетевых услуг и предназначен для управления подписчиками тех или иных сервисов.
Надо отметить, что первые годы после покупки Tivoli продвижение нового продукта в России осуществлялось крайне вяло. На фоне весьма агрессивной маркетинговой политики, проводившейся Голубым гигантом во всем мире, положение дел в нашей стране казалось парадоксальным. По словам Александра Данилина, за последние пару лет ситуация изменилась к лучшему, результатом чего стали десятки внедрений платформы Tivoli в российских компаниях. Один из последних крупных проектов — автоматизация управления в Московском фонде обязательного медицинского страхования, уже охватившая сотню столичных поликлиник. Ожидается, что в первой половине будущего года их число возрастет в шесть раз.
Впрочем, интерес к Tivoli сегодня начали проявлять и отечественные операторы связи. По крайней мере, запущено несколько пилотных проектов. Есть спрос и на интеграционный инструментарий MQSeries: одна из сотовых компаний установила этот продукт в целях интеграции биллинговых систем. Кроме того, крупнейшие московские операторы сотовой связи МТС и «ВымпелКом» вовсю используют продукты Lotus.
Надо ли говорить, что рассмотренные программные продукты дополняются разнообразными моделями серверов компании IBM — от простейших Netfinity на платформе Wintel (в современной классификации IBM — xSeries) до мэйнфреймов S/390 (zSeries). Впрочем, сами представители корпорации признают, что по объему поставок компонентов ИТ-инфраструктуры российским телекоммуникационным компаниям IBM пока уступает своим основным конкурентам — Sun Microsystems и Hewlett-Packard.