Начиная с 8 ноября, когда Карл Янковски заявил о своем уходе с должности президента Palm, отдел компании по связям с общественностью, похоже, работает сверхурочно, выдавая горы пресс-релизов о новых инициативах и делая бесчисленные официальные заявления. Большинство из них не стали предметом широкой огласки и обсуждения, хотя на общем фоне можно выделить два документа, заслуживающих серьезного внимания.
Первый из них — это, в сущности, отчет о доходах, но его заголовок указывает на то, что Palm собирается пойти в направлении, отличном от заявленного. Согласно словам Эрика Бенаму, Palm сегодня функционирует лучше, чем несколько месяцев назад, в обеих основных областях своего бизнеса. «Мы готовы к тому, чтобы продолжить сокращение стоимостной структуры. Вместе эти благоприятные факторы повлияют на наш возврат к рентабельности». Хотя в данном заявлении силен налет маркетинговой политики, в нем прослеживается и подтекст, который свидетельствует: события развивались не так, как предполагалось ранее.
В другом заявлении Palm, сделанном день спустя, сообщалось о трех независимых исследованиях характеристик операционной системы Palm, которые были проведены аналитическими агентствами IDC, Jupiter Research и Yankee Group. Видимо, это заявление представляет собой попытку убедить покупателей в том, что Palm по-прежнему пользуется спросом.
Отчет IDC, опубликованный в октябре прошлого года, гласит, что в настоящее время 60% фирм-респондентов (опрашивались 1100 менеджеров в сфере ИТ) закупают портативные устройства Palm. Более чем 60% компаний поддерживают платформу одноименной операционной системы. Кроме того, 20% респондентов приняли корпоративные стандарты на основе ОС Palm, а еще 10% заявили, что планируют принять такие стандарты в течение ближайших 12 месяцев.
В пресс-релизе Palm можно найти следующую занятную фразу: «Даже если бы все опрашиваемые компании выступили против этих тенденций (то есть если бы все они приняли стандарты Pocket PС вместо ОС Palm. — Прим. авт.), ОС Palm все равно опережала бы Pocket PC по меньшей мере на 2,5%».
Удивительно, что Palm пытается использовать в рекламных целях такие цифры! Когда-то на ОС Palm приходились минимум 80% рынка, а сегодня эта цифра сократилась до 60%. Второе же утверждение подобно заявлению бегуна, имеющего на старте преимущество в 10 секунд: «Ну, через 20 секунд я по-прежнему буду на 3 секунды обгонять своего соперника». Pocket PС быстро приближается, а Palm пытается подать это как хорошие новости.
Отчет об исследовании Jupiter, появившийся в сентябре, гласил, что 83% респондентов (были опрошены около 400 руководителей фирм) планируют использовать устройства Palm для мобильных приложений (почти в два раза больше, чем Pocket PC). Наконец, в отчете об исследовании Yankee Group утверждалось, что более 30% респондентов собираются задействовать портативные устройства Palm для обеспечения своей мобильной работы. Согласно пресс-релизу, единственным устройством, работающим на базе другой технологии и применяемым столь же широко, является ноутбук.
Согласитесь вы с этими утверждениями или нет, — решать вам. Однако факт остается фактом: Palm осознает важность новых разработок для своего будущего. Скорее всего, выпуск портативных устройств с цветным дисплеем не позволит устранить проблему. Наилучшим решением стало бы крупномасштабное производство устройств, помогающих людям в их повседневной работе.
Я не отношусь предвзято к Palm и другим производителям, работающим в той же нише. Но весь прошлый год я наблюдал, как Palm пытается бороться с конкурентами, предлагая новые продукты, которые на первый взгляд кажутся «крутыми» вещами, а в действительности не отвечают стандартам беспроводных технологий. В то же время Microsoft начала мощное производство своей новой операционной системы Pocket PC 2002 в сотрудничестве с партнерами, производящими компьютерное оборудование. Подтверждением моих слов послужит такой пример: большинство руководителей, с которыми мне довелось встречаться в последнее время, носят с собой Compaq iPAQ, а не устройства Palm V, которыми они пользовались ранее.
Palm нацеливается на рынок GSM
Palm заключила соглашение о встраивании сетевых плат компании Texas Instruments в свои КПК следующего поколения. Аналитики Palm объясняют этот шаг желанием компании удержать достигнутые позиции на рынке мобильных устройств, так что в недалеком будущем вся продукция Palm будет оснащаться процессором и другими структурными компонентами для обработки цифрового сигнала стандарта GSM, широко распространенного в Европе и все более распространяющегося в США.
Нововведения Palm в первую очередь направлены на достижение конкурентных преимуществ в борьбе с компанией Handspring, которая в начале следующего года выпустит на рынок сотовый телефон и линию органайзеров на базе Treo. В перспективе Palm собирается сконцентрироваться на завоевании рынка GSM, насчитывающего около 600 млн. пользователей во всем мире.
Дата выхода на рынок новых моделей пока точно не установлена; судя по всему, это произойдет в течение нынешнего года.