Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка, пейджинговые операторы ищут новые способы развития своего бизнеса

Финансовый кризис 1998 года стал своеобразным метеоритом, уничтожившим, как в доисторическую эпоху, множество «динозавров» отечественного рынка пейджинговой связи. Недавний финансовый катаклизм в мгновение ока привел к сокращению «популяции» человека с пейджером на 30-40%. Последствия кризиса оказались катастрофическими для всех участников рынка — производителей базового и пользовательского оборудования, системных интеграторов, поставщиков, дилеров и операторских компаний. Возможно, по мере стабилизации экономической ситуации в стране рынок систем персонального радиовызова восстановил бы свои позиции. Но, в соответствии с теорией Дарвина, на смену менее приспособленному виду связи пришли более совершенные в технологическом отношении сотовая телефония и транкинг.

Правда, в отличие от динозавров, средства персонального радиовызова (СПРВ), как именуются в официальных документах устройства пейджинговой связи, не «вымерли». По прошествии нескольких лет апологеты пейджинга сумели доказать, что он является довольно гибкой и одновременно простой технологией. Видимо, эти «наследственные признаки» и обусловили его выживание во враждебной GSM-среде, которая постепенно разрослась до общенациональных масштабов.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОСТАВЩИКИ ОБОРУДОВАНИЯ

Совсем недавно, 28 февраля 2002 года, Motorola объявила о полном отказе от производства пейджеров и передала свой бизнес британской фирме Multitone. Ранее такой же шаг совершила Phillips, продав принадлежавшую ей фабрику компании Advantra из Бельгии. В связи с негативной конъюнктурой на рынке Европы бельгийский преемник сообщил о постепенном снижении объемов производства и также заявил о намерении покинуть пейджинговый бизнес. В сущности, европейские и американские производители пейджеров добровольно отдали российский рынок на откуп азиатским вендорам. Сегодня на продукцию последних ориентируются несколько российских фирм, осуществляющих оптовые поставки пейджеров на внутренний рынок СНГ. Среди них можно назвать московское представительство корейской Future Telecom, компанию CDS из Новосибирска и столичную «ТелеБест».

По словам руководителя отдела «Пейджеры и пейджинговое оборудование» компании «ТелеБест» Виталия Штейнера, за прошлый год рыночная цена пейджеров азиатского происхождения упала в среднем на 15-20%. Основная часть поставок (около 70%) приходится на российские регионы, Беларусь потребляет до 20% ввозимых в СНГ пейджеров, а Украина — только 5%. Доля Москвы в обороте «ТелеБест» составляет не более 1-2%, а Санкт-Петербурга — 5%. Штейнер подчеркнул, что еще год назад, а именно до коммерческого запуска в «северной столице» сети МТС, «ТелеБест» сбывал в этом регионе до 20% СПРВ. Все продажи фирма осуществляет по одноуровневой схеме. Строить дилерскую сеть нет смысла — слишком узок рынок.

Поскольку пейджинг постепенно трансформировался из средства радиопоиска в информационный канал, современные поставщики ориентируются на усовершенствованные модели, совмещающие в себе функции органайзера и пейджера. Однако наиболее продвинутая технология — двусторонний пейджинг — не имеет реальной перспективы в России, подчеркнул Штейнер. Заказов на подобное оборудование в «ТелеБест» пока не поступает.

Штейнер считает, что хотя в 2001 году объем поставок пейджеров в Россию несколько вырос, насыщение региональных рынков будет происходить довольно быстро, и вслед за Санкт-Петербургом «посыпятся» рынки других крупных городов. Не последнюю скрипку в этом процессе сыграют региональная экспансия операторов мобильной телефонной связи и повышение уровня жизни на периферии. Пока же среди самых перспективных для поставщиков направлений указываются Урал, Сибирь и Дальний Восток, где по итогам года «ТелеБест» зафиксировал 20-процентный рост продаж.

Поставки в Россию базового операторского оборудования зарубежных производителей практически прекращены, отметил Штейнер. Из более чем 20 компаний, когда-то успешно внедрявших в нашей стране технологии пейджинга, выжили единицы. Теперь данный сегмент отечественного рынка в достаточной степени обеспечен вторичными ресурсами и оборудованием российского производства.

Такое мнение разделяет генеральный директор компании «Комплексные системы связи» (КСС) Евгений Белянко. КСС уже шесть лет специализируется на разработке базового оборудования для пейджинга и прикладного программного обеспечения. Белянко утверждает, что его фирма занимает более 50% этого рынка, причем львиная доля заказов поступает из российский регионов. Гендиректор КСС подчеркнул, что рынок операторского оборудования чрезвычайно нестабилен и характеризуется сильной дисперсией как во времени, так и в пространстве. В этом бизнесе нередки «сухие сезоны», а финансовое положение локальных заказчиков трудно прогнозировать на весь период реализации проектов, ибо любые неурядицы в экономике России прежде всего проявляются в провинции.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Ситуации в различных сегментах рынка СПРВ тесно взаимосвязаны. По мнению Белянко, поведение рынка в целом определяется суммой нескольких факторов, в разной степени влияющих на положение в регионах. Это платежеспособность населения, площадь зоны обслуживания операторов, соображения престижа, уровень развития предоставляемых услуг и возможности лоббирования интересов пейджинговых компаний в среде бизнес-заказчиков.

В столичном регионе, где тарифы на сотовую связь «по карману» широкой аудитории пользователей, а престиж пейджера — практически на нуле, основными клиентами поставщиков пейджингового оборудования стали корпоративные заказчики. Для них в первую очередь важны уверенный прием сигнала в зоне покрытия и расширенные возможности связи, требующиеся для профессиональных нужд. Персональный радиовызов имеет определенные преимущества перед с сотовой связью: он обеспечивает массовое оповещение, широкую устойчивую зону покрытия при невысокой себестоимости инфраструктуры сети (2-5 долл. на кв. километр), а также надежность систем (обусловленную простотой их архитектуры).

Корпоративный рынок Москвы на подъеме, утверждает Евгений Белянко. Ежемесячно КСС инсталлирует здесь как минимум одну крупную корпоративную систему (такие системы обслуживают нефтеперегонные заводы, супермаркеты и т. д.). Поступает немало заказов на микросистемы с радиусом действия около 1 км (например, для службы безопасности банка «Лионский кредит»). При этом лоббировать интересы игроков пейджингового рынка в Москве почти невозможно — слишком мала капитализация соответствующих операторских компаний.

В беднейших регионах России, напротив, существенную роль играет стоимость услуг. Как и в Москве, в среднем по стране ежемесячная абонентская плата, взимаемая операторами персонального радиовызова, составляет 100-200 руб. Вкупе с более лояльным отношением к пейджингу в молодежной среде и слабым развитием сотовой связи стоимостный фактор способствует росту абонентской базы местных операторов. Как заявил Белянко, «низкая плотность населения, помноженная на невысокую платежеспособность абонентов, сулит в «депрессивных» регионах неплохую перспективу для развития пейджинга». Скупость бюджетов корпоративных и муниципальных заказчиков несколько сдерживает профессиональное применение СПРВ в «глубинке», но некоторое оживление рынка там все же наблюдается. Дело в том, что затраты на создание «под ключ» пейджингового бизнеса для городка с населением 15-20 тыс. человек сопоставимы со стоимостью приличного ремонта торгового предприятия — они составляют около 10 тыс. долл.

Средние в экономическом отношении регионы являются наиболее перспективными для развития рынка услуг пейджинга. С одной стороны, здесь доходы населения достаточны для массового спроса на такие сервисы, а с другой — использование пейджера не вызывает отторжения, наблюдаемого в столице. Не менее важна и зона обслуживания. В России есть огромные области, в которых сотовые компании обеспечивают покрытие лишь крупных городов и территорий вдоль основных автомагистралей. Сети пейджинговой связи, в силу своей относительной дешевизны, находятся в более выигрышном положении. Наряду с потребительским сегментом в этих регионах динамично развивается корпоративный сектор рынка, считает Белянко. Для лоббирования пейджинговых фирм в зажиточных губерниях существуют широчайшие возможности, поскольку местные чиновники испокон века хранят традиции «азиатской» бюрократии.

ОПЕРАТОРЫ

Коммерческий директор фирмы «Таском» Леонид Кисвянцев подтвердил факт широкомасштабного сокращения абонентской базы пейджинговых компаний в 1998 году. Кисвянцев добавил, что после дефолта валовой объем рынка (в денежном выражении) существенно уменьшился. В 1999 году отток подписчиков на услуги персонального радиовызова стабилизировался на уровне 1-2%. Та же тенденция сохраняется и сегодня.

По мнению Кисвянцева, порогом рентабельности для пейджинговых операторов является наличие 5-6 тыс. абонентов. Если фирма не сумеет удержать абонентскую базу на уровне критической отметки, ей придется либо свернуть свой бизнес, либо поискать иные пути развития. Правда, в ряде регионов ухитряются выживать независимые операторские компании с числом подписчиков порядка 1 тыс. человек. «Все зависит от качества менеджмента и наличия благоприятной конъюнктуры местного рынка», — заключил Евгений Белянко.

Официальная статистика опровергает распространенное мнение о неуклонном сокращении абонентской базы пейджинга в России. Данные, опубликованные на сайте Минсвязи, напротив, свидетельствуют об устойчивом росте пользовательской аудитории после кризиса. Так, по состоянию на конец 1998 года число пользователей персонального радиовызова составляло 383,8 тыс. человек, а к началу второго полугодия 2001 года их было уже 578,8 тыс. Таким образом, за три с половиной года прирост составил 194 тыс. абонентов. По экспертным оценкам, на рынке России по-прежнему активно действуют порядка 350 операторских компаний, но на каждую из них приходится в среднем 1653 подписчиков, что значительно меньше порогового значения рентабельности бизнеса. А поскольку основная масса российских абонентов сосредоточена в нескольких крупных операторских фирмах, тезис о чрезвычайной узости рынка сомнений не вызывает.

Нужно принять во внимание, что до августовского дефолта Московский регион был основным «кормильцем» игроков пейджингового рынка, а в глубокой провинции само слово «пейджер» ассоциировалось с чем-то непристойным. В наши дни ситуация складывается прямо-таки «зеркальная», чем и объясняется положительная статистика по рынку СПРВ, опубликованная Минсвязи. Ныне в регионах сосредоточены и наибольшая часть абонентской базы, и самые емкие рынки пейджингового оборудования. Вдобавок компании, располагающие разветвленной региональной структурой, имеют солидный куш от предоставления услуг роуминга в пейджинговых сетях. По оценке Белянко, до 50% доходов «федеральных» операторов формируются за счет продажи роуминговых услуг.

В Москве продолжается плавное сужение потребительского сектора. Предполагается, что когда-нибудь этот процесс остановится, — так или иначе, в столице останутся несколько десятков тысяч приверженцев пейджинга.

Доля корпоративных клиентов в абонентской базе московских операторских компаний достигает 30%, причем число бизнес-заказчиков постоянно растет, сообщил руководитель отдела по работе с дилерами «Астра-Пейдж» Сергей Орлов. Отмечена тенденция к миграции индивидуальных абонентов в корпоративный сегмент. Компании благосклонно относятся к наличию у их сотрудников экономичных средств связи, а корпоративные тарифы гораздо ниже обычных расценок на обслуживание. В результате пейджинг занимает и еще долго будет занимать устойчивую нишу на столичном рынке профессиональных услуг связи. Этому будут способствовать развитие инфраструктуры и внедрение дополнительных сервисов, в том числе передачи электронной почты и ICQ на «виртуальный пейджер», а также SMS-пейджинга. Орлов дал понять, что потенциальная емкость столичного сегмента пейджингового рынка достаточно велика для успешного развития бизнеса, поэтому «Астра-Пейдж» не планирует в ближайшее время выходить на региональные рынки.

Руководитель отдела продаж сall-центра «Астра-Пейдж» Александр Махлаев рассказал, что с начала 2001 года компания предоставляет сторонним организациям коммерческие услуги на базе своего операторского зала. Наибольшим спросом пользуются сервисы, относящиеся к категории телемаркетинга, в том числе актуализация справочных баз данных, маркетинговые исследования перед выводом услуги или товара на рынок (путем обзвона потенциальных клиентов) и продажа товаров/услуг с использованием технологии телемаркетинга. Если говорить об услугах обработки входящих звонков, то в основном востребованы так называемые горячие линии — они становятся неотъемлемой частью рекламной кампании любой фирмы, работающей с товарами народного потребления.

Леонид Кисвянцев из «Таскома» также считает основными направлениями диверсификации бизнеса московских пейджинговых компаний предоставление услуг на базе сall-центров. Кроме того, «Таском» ведет активную игру в секторе доступа в Internet (в том числе по выделенным широкополосным радиоканалам) и даже намерен выйти на рынок услуг IP-телефонии.

Методы диверсификации пейджинговых компаний весьма разнообразны. Например, «Астра-Пейдж» подписал с оператором сотовой связи «МегаФон» дилерское соглашение и теперь торгует сотовыми телефонами. Одним словом, каждый выживает, как умеет.

НЕМНОГО О МАРКЕТИНГЕ

Кисвянцев и Белянко считают, что рынок пейджинга в столице малочувствителен к PR- и маркетинговым акциям из-за слишком низкой отдачи от рекламных инициатив. «Те, кто выжили, владеют более тонкими инструментами», — отметил Белянко. «Если ваш товар на рынке «падает», то классический маркетинг предписывает немедленно прекратить рекламу и активизировать продвижение другого товара», — добавил Кисвянцев.

Одной из немногих компаний, которые рекламируются практически во всех известных СМИ, является «Астра-Пейдж». «Естественно, имея такое большое количество рекламы, мы ощущаем приток новых абонентов, особенно частных лиц и молодежи», — заявила руководитель отдела маркетинга «Астра-Пейдж» Ксения Галева. Часть новых клиентов приходит в эту фирму, чтобы получить услуги SMS-пейджинга и «виртуального пейджера». Однако Галева не сообщила, каковы реальные показатели эффективности рекламной кампании.

ПРОГНОЗ

По утверждению Евгения Белянко, массовых банкротств на рынке пейджинга пока не наблюдается. Но небольшим компаниям вряд ли удастся выжить в сложившейся рыночной ситуации. Довольно активно идут процессы укрупнения, переуступки и перекупки пейджингового бизнеса. Вместе с тем Белянко прогнозирует, что применение пейджинга для профессиональных целей обеспечит ему долгое и стабильное существование. Среди наиболее перспективных видов «пейджинга с расширениями» назывались интеграция с системами CRM (интеллектуальная поддержка бизнеса), простейшая телеметрия на производстве (малоответственные операции), радиоголосование, удаленная перезагрузка серверов и управление светодинамическими системами (например, табло скоростных режимов на МКАД).

Леонид Кисвянцев связывает надежды на будущее персонального радиовызова с масштабной диверсификацией бизнеса и интеграцией пейджинга с другими телекоммуникационными услугами. Высказывалось мнение, что по мере распространения мобильной связи сотовый телефон перестанет восприниматься как элемент престижа, и тогда технологические преимущества СПРВ способствуют росту популярности пейджинга. В конце концов, считает коммерческий директор «Таскома», рынок стабилизируется в каком-то равновесном положении. Услуги пейджинга, говорит он, еще долго будут востребованы в нашей стране, особенно корпоративными заказчиками и гражданами с ослабленным слухом.