Тематическая секция Ассоциации операторов федеральной сотовой сети «Сотел», прошедшая в рамках форума «Мобильные системы», была посвящена перспективам широкомасштабного внедрения технологии IMT-MC в российских сетях стандарта NMT-450. В ходе заседания представители Ассоциации однозначно заявили, что вопрос о выборе пути миграции таких сетей к цифровому стандарту фактически снят с повестки дня.
Первоначально в «Сотеле» рассматривалось несколько вариантов цифровизации, в том числе на базе технологий GSM-400 и TETRA 2. Еще в январе 2000 года компания «Московская сотовая связь» провела испытания фрагмента сети GSM-400, в котором использовалось оборудование фирм Ericsson и Nokia. В 2001 году при поддержке Министерства связи и ГКРЧ был реализован проект «Эволюция 450», нацеленный на сравнение технико-экономических характеристик GSM-400 и IMT-MC. Напомним, что последняя технология наряду с UMTS была включена Международным союзом электросвязи (ITU) в спецификацию радиоинтерфейсов IMT-2000 для систем мобильной связи третьего поколения.
Причин, по которым операторы NMT-450 заметно активизировали свои усилия по переходу к цифровым технологиям и 3G, объяснять не стоит. Но несколько фактов, изложенных заместителем руководителя департамента электрической связи Минсвязи РФ Наталией Бондарь, должны дополнить картину. За прошлый год абонентская база сетей GSM выросла в 2,3 раза. Почти 5 млн (85%) мобильных абонентов России пользуются услугами именно этих сетей. Из 50 региональных операторов AMPS 37 уже получили лицензии на предоставление услуг в стандарте GSM, причем в некоторых регионах выдано по четыре, а то и по пять лицензий. За тот же период абонентская база сетей NMT-450 выросла с 369 тыс. до 470 тыс. человек. На фоне показателей революционного развития операторов GSM эти цифры кажутся удручающими.
Но это лишь экономический аспект проблемы. Политический состоит в том, что федеральные операторы GSM, успешно тестирующие опытные зоны UMTS, подали в Минсвязи ряд предложений по предстоящему лицензированию, суть которых состоит в следующем. Во-первых, ограничить до четырех количество лицензий на предоставление услуг 3G, причем три из них выдать трем ныне действующим федеральным операторам (понятно, о ком идет речь), а одну оставить в резерве. Во-вторых, выдавать лицензии на работу по всей территории РФ. В-третьих, установить максимальный срок ввода в коммерческую эксплуатацию сетей 3G, составляющий 1,5 года с момента получения лицензии.
Нельзя забывать и о международных аспектах проблемы внедрения IMT-MC на территории РФ. По словам начальника отдела подвижной связи НИИР Юрия Трофимова, вопрос о переходе на цифровой стандарт третьего поколения в диапазоне 450 МГц тесно увязан с позицией Европейской региональной организации по телекоммуникациям (CEPT). Мнение CEPT весьма категорично: европейский путь эволюции к 3G обозначен указателем GSM. Трофимов считает, что с геополитической точки зрения при выборе дальнейшего пути развития бизнеса российских операторов NMT-450 гораздо выгоднее ориентироваться на технологию GSM, однако технологические и экономические соображения приводят к другому выводу: IMT-MC гораздо предпочтительнее для страны с развивающейся экономикой, огромными территориями и низкой плотностью населения. Известно, что, чем ниже рабочий диапазон частот, тем больше охват территории, на которой действует система радиосвязи.
Трофимов убежден, что продвижение технологии GSM-400 — тупиковый путь для российских операторов мобильной связи. «Стандарт IMT-MC уже существует, технологии в целом разработаны, инфраструктура — в наличии, поэтому мы уже сегодня можем развернуть полноценные сети 3G в диапазоне, который используют операторы «Сотела», — подчеркнул он. По мнению докладчика, позиция российской стороны на переговорах с CEPT должна базироваться на принципах гармонизации частотных планов европейских и российских операторов связи, а не навязывания конкретных технологий. Кстати, этот вопрос будет обсуждаться CEPT в конце апреля. «К сожалению, — заметил Трофимов, — пока мнение России активно поддержал лишь Камерун».
Михаил Косинов, заместитель генерального директора по новым технологиям компании МСС, уверен, что ситуация не столь трагична. Позиция CEPT, заявил он, во многом обусловлена давлением со стороны европейских производителей оборудования связи, в том числе стандарта TETRA, который в Европе активно развивается и использует близкий к IMT-MC-450 диапазон частот. «Весьма вероятно, что нам удастся проскользнуть в будущее вместе с операторами TETRA», — считает Косинов.
Вторая половина заседания была посвящена обсуждению результатов тестирования опытных зон IMT-MC, построенных в Москве оператором МСС, а в Санкт-Петербурге — компанией «Дельта Телеком». На заседании было сообщено о намерении ГКРЧ разрешить использование диапазона 450 МГц фирмам «Ростовский сотовый телефон» и «Уралвестком» (Екатеринбург) для перехода с NMT-450 на цифровой стандарт.
Оба фрагмента тестовых зон в Москве и Петербурге были построены с помощью идентичных наборов оборудования и различались лишь конфигурацией и выбором несущей полосы частот. Использовалось инфраструктурное сетевое оборудование Lucent Technologies — центр коммутации подвижной связи и семь базовых станций Flexent 450 МГц Modular Cell. Абонентские терминалы предоставили Hyundai, Curitel и Synertek (Южная Корея).
Основные исследования включали в себя функциональные испытания оборудования опытной зоны, проверку электромагнитной совместимости систем сотовой связи с различными радиоэлектронными средствами и тестирование возможностей высокоскоростной пакетной передачи данных на скоростях до 144 Кбит/с. По заявлению Вадима Белявского, директора отдела стратегического развития ОАО «МСС», в ходе опытной эксплуатации удалось решить все проблемы обеспечения совместимости с РЭС военного назначения, в первую очередь — с системой космической связи «Фобос-Кречет». Технико-экономические показатели работы сети IMT-MC-450 (удельная емкость, скорость передачи, дальность связи) оказались существенно выше значений, полученных в ходе испытаний оборудования GSM-400 и тем более NMT-450. Тесты на дальность связи подтвердили, что максимальный радиус действия сота составляет 120 км, а базовый — 50 км.
Тест на пропускную способность каналов передачи данных показал, что в опытной зоне она семикратно превышает производительность сети NMT-450. В ходе испытаний была зарегистрирована пиковая скорость передачи данных в условиях движения, равная 144 Кбит/с. Однако Белявский отметил, что испытания проводились в условиях малой нагрузки на сеть. Некоторые результаты были получены расчетным путем, с использованием программных средств и методов интерполяции. Кроме того, в ходе некоторых исследований для «расчистки» диапазона в радиусе 15 км отключались базовые станции действующей сети NMT-450. Но в целом технические параметры задействованного оборудования соответствуют характеристикам, заявленным производителем, по мнению Белявского.
По словам Косинова, результаты испытаний МСС стали основой бизнес-плана строительства сети 3G в Москве. Согласно расчетам, экономическая эффективность технологии IMT-MC в 2,5 раза выше, чем в случае применения альтернативных решений.
Директор по развитию ЗАО «Дельта Телеком» Константин Коломенский заявил, что результаты испытаний, проведенных в санкт-петербургской опытной зоне, оказались весьма схожими с московскими. Он также сообщил, что затраты на открытие экспериментального фрагмента IMT-MC в Санкт-Петербурге составили около 10 млн долл. Однако и Косин, и Коломенский подтвердили, что в общей концепции постепенного перехода сетей NMT-450 к 3G остался нерешенным ряд существенных проблем, таких как организация роуминга, вопросы финансирования и политической поддержки на уровне национальной администрации связи.
Старший научный сотрудник ГУП ВНИИ Виктор Востроилов еще более охладил пыл энтузиастов IMT-MC. Согласно проведенным в этом институте расчетам, по его словам, на переходном этапе емкостные характеристики сети вырастут не более чем в 2,5 раза (по сравнению с характерными для действующих сегментов NMT-450). Лишь после полного вывода из эксплуатации старых сетей емкость может реально увеличиться в 7,5 раз. Кроме того, аргументы об экономической эффективности нового стандарта во многом базируются на представлении об использовании существующей инфраструктуры сети NMT-450, но радиус зоны покрытия одной базовой станции находится в прямой зависимости от нагрузки на сеть. Образно говоря, сот «дышит», и чем выше нагрузка, тем меньше обеспечиваемая сотом дальность связи. Все это накладывает особые требования на проектирование архитектуры сети, поэтому возможность применения старой инфраструктуры в полном объеме следует поставить под сомнение.
Другая проблема, упомянутая Востроиловым, связана с абонентскими терминалами. Очевидно, что для организации роуминга в переходный период пользователей необходимо обеспечить «двухстандартными» трубками (NMT-450/ IMT-MC), а это является отнюдь не простой задачей.
В заключение члены Ассоциации «Сотел» поделились своими планами на будущее. В Москве предполагается продолжить исследования емкостных характеристик опытного фрагмента. Предстоит выбрать оптимальную сетевую конфигурацию и эффективный радиус зоны покрытия базовых станций. В ближайшее время МСС попытается организовать роуминг — сначала национальный (с «Дельта Телеком»), а впоследствии и международный (с румынским оператором IMT-MC Telemobil). По словам Константина Коломенского, к концу текущего года «Дельта Телеком» планирует развернуть коммерческую сеть IMT-MC, которая охватит весь Санкт-Петербург с пригородами. Другими важнейшими направлениями станут разработка новых услуг на основе сервисов передачи данных и доступа к сетям различного масштаба, к прикладному ПО и контенту, а также взаимодействие с производителями абонентского и базового сетевого оборудования. Вдобавок необходимо активное маркетинговое продвижение используемого стандарта. Коломенский считает, что реализация комплекса изложенных инициатив должна привести к стремительному «разогреву» рынка 3G-услуг в нашей стране.