КИРИЛЛ СМИРНОВ сообщил, что на счета ведомств-заказчиков уже поступило 600 млн руб., выделенных на ФЦП «Электронная Россия» |
С ростом нужд конечных пользователей, который постоянно стимулируется производителями, возрастает сложность ИС, а следовательно, и совокупная стоимость владения ими. Согласно исследованиям компании Gartner, большую часть ИТ-бюджетов «съедают» инвестиции не в суперсовременные технологии, а в «фоновые» проекты. В 2001 году по усредненной доле ИТ-бюджета в обороте предприятий Европа (2,88%) догоняла США (3,54%).
По уровню развития телекомуникаций Европа все еще отличается от США: европейские пользователи чаще заходят в Internet с мобильного телефона, чем с ПК, и активнее посылают сообщения SMS. Как сообщила вице-президент Gartner Петра Гартцен, к концу 2002 года 75% европейских операторов мобильной связи планируют предложить системы микроплатежей, ориентируясь на клиентов-подростков, которых позже можно будет приучить и к более «финансовоемким» мобильным операциям.
В России затраты на информационные технологии и телекоммуникации составляют в среднем около 2% оборота компаний, и, по прогнозам Gartner, эта доля будет снижаться на фоне роста абсолютных расходов. Участники форума усомнились в достоверности данного показателя, как и в результатах опроса, показавшего, что около 30% крупных российских предприятий уже внедрили у себя ERP-систему.
Если рассчитывать совокупную стоимость владения (ТСО) информационной системой российские компании уже научились, то определять, какая доля их доходов была получена после реализации конкретного ИТ-проекта, — пока нет. Что же касается расчетов себестоимости трансакций и анализа ее изменения при внедрении проекта (которые проводятся на Западе), отечественные предприятия пока не готовы даже обсуждать эту проблему.
Высокую оценку слушателей заслужил доклад консультанта HP Consult Дмитрия Красовского о стандартах ITIL (Information Technology Infrastructure Library) и ITSM (Information Technology Service Management), на основе которых эта фирма разработала собственную методику внедрения ИС. «Реализуя проект по определенной методологии и с использованием шаблонов, мы занимаемся не искусством, а ремеслом», — подчеркнул Красовский.
В концепции управления качеством информационных услуг ITSM задействуются модели и принципы, изложенные в ITIL — библиотеке передового опыта в области управления ИТ, которая была создана в конце 80-х годов по указанию британского правительства. В ITSM исходят из того, что информационные системы не могут обеспечивать бизнес качественными услугами, если не определены процедуры их использования. Поэтому для ИТ-отделов разрабатываются формализованные процедуры, определяющие последовательность действий персонала в определенных ситуациях и позволяющие координировать его работу.
По статистике, собранной в США, применение этой методологии в проектах стоимостью около 1 млн долл. позволяет окупить начальные вложения в среднем за 92 рабочих дня. В России заработная плата существенно меньше, соответственно, отличаются и сроки внедрения. Пока данной методологией интересуются в основном банки; есть уже и пример первой реализации управления изменениями и конфигурациями по методике ITSM в «Альфа-банке».
Тех, кто не приехал на симпозиум, поскольку потерял надежду услышать что-нибудь полезное об эффективности использования ИТ, можно понять: большинство менеджеров жаждут получить ценную информацию, но не спешат ею делиться. Периодически звучавшие призывы докладчиков «не экономить на ИТ, а повышать их эффективность» свидетельствовали об их сугубо маркетинговых целях.
Зато поделились своей радостью чиновники. Консультант Минэкономразвития РФ Кирилл Смирнов сообщил, что на счета ведомств-заказчиков уже поступило 600 млн руб., выделенных на выполнение первого этапа программы «Электронная Россия» (на 2002 год). Правда, критерии оценки эффективности данной программы еще не определены — на разработку системы индикаторов экономической эффективности ФЦП будет объявлен конкурс.