ПО МНЕНИЮ Пауля Штоддена, в конце прошлого года возглавившего SBS, его подразделение способно предложить заказчикам наиболее полный комплекс услуг в области электронного и мобильного бизнеса

Пресс-конференция компании Siemens I&C по традиции состоялась в первый день работы выставки CeBIT. Открывая ее, Фолькер Юнг, член центрального правления концерна Siemens AG, не мог обойти стороной тему экономического кризиса, который практически одновременно поразил и сектор Internet-услуг, и электронную коммерцию, и мобильную связь. Привычные для операторского бизнеса среднегодовые темпы роста на уровне 16% в 1999 и 2000 годах сменились взрывообразным 40-процентным увеличением оборота, и на этом фоне последующий спад оказался особенно болезненным. По оценкам компании JP Morgan, отрицательная динамика сохранится и в текущем году, а рост в 15-16% наступит не раньше 2003 года.

Несмотря на общий негативный фон, Siemens I&C осталась среди немногочисленных производителей, доход которых продолжал расти. В минувшем финансовом году, завершившемся 30 сентября 2001 года, суммарный оборот компании достиг 30 млрд евро, и по этому показателю фирма опередила большинство крупных поставщиков телекоммуникационного оборудования (Alcatel, Ericsson, Lucent, Nortel). Если же сравнивать темпы роста, то в восьмерке ведущих производителей сетевых устройств ей просто не было равных (увеличение за год на 8%).

С точки зрения бизнеса достичь такого результата удалось благодаря взвешенному отношению к поступавшим предложениям о приобретении других фирм, сбалансированной финансовой политике, умению избегать заведомо убыточных заказов и глобальному присутствию, которое помогло снивелировать нестабильность в отдельных регионах. Программа реструктуризации, затронувшая все три подразделения компании (ICM, ICN и SBS), дала свои плоды: если предыдущий финансовый год фирма завершила с нулевой прибылью, то уже в I квартале текущего года подразделения ICM и SBS стали рентабельными.

Свои маркетинговые усилия Siemens сконцентрировала на пяти ключевых группах технологий: конвергентные решения на базе IP, широкополосный доступ, мобильные устройства, инфраструктура сетей сотовой связи и электронный бизнес, что позволило ей укрепить свои позиции в соответствующих сегментах рынка.

По данным руководства компании, в настоящее время Siemens I&C занимает первое место в мире в области IP-технологий, оборудования для телефонных сетей общего пользования, бесшнуровых телефонов стандарта DECT, клиентских xDSL-устройств (благодаря приобретению фирмы Efficient Networks) и решений для предоплаченных услуг в сотовой телефонии. В мировой табели о рангах на рынке операторского xDSL-оборудования за прошедший год Siemens переместилась с шестого на второе место — не в последнюю очередь благодаря крупным заказам со стороны Deutsche Telekom, успешно продвигающей сервис T-DSL. Вторую позицию фирма занимает по продажам компонентов для беспроводных сетей, а также по поставкам систем учрежденческой телефонии, где планирует выбиться в мировые лидеры.

Наконец, даже в таком, казалось бы, консервативном сегменте, как производство IP-маршрутизаторов операторского класса, фирма Unisphere (дочерняя структура Siemens) в прошлом году заняла третье место (и второе по продажам граничных маршрутизаторов). По мнению Юнга, Siemens и здесь имеет все основания претендовать на мировое лидерство.

Подобные планы кому-то могут показаться излишне амбициозными, однако динамика движения компании к верхним строчкам списков ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в последнее время была столь стремительной, что я не удивлюсь, если на выставке CeBIT 2003 мы узнаем, что за год Siemens потеснила еще нескольких своих конкурентов. О серьезности намерений компании говорит и множество новых продуктов, анонсированных в этом году в Ганновере.

Сетевое оборудование

Оборот подразделения Information and Communications Nerworks (ICN), самого крупного в составе компании, в прошлом году составил 12,9 млрд долл. Как известно, основу продуктового ассортимента ICN составляют семейства конвергированных решений HiPath (для корпоративных сетей) и SURPASS (для операторских сетей), средства широкополосного доступа серии Attane и оптическое оборудование TransXpress.

На CeBIT 2002 посетители могли увидеть новый многофункциональный терминал OptiPoint 600, способный взаимодействовать с любыми платформами семейства HiPath, включая программный IP-коммутатор HiPath 5000. Указанное устройство является первым в мире продуктом данной категории, которое поддерживает интерфейсы сетей TDM и IP, что позволит операторам организовать взаимодействие между традиционными системами коммутации каналов и IP-сетями. Одновременно фирма представила ПО HiPath MetaManagement, которое поддерживает единообразное централизованное управление сетями, содержащими системы HiPath и стандартное оборудование других производителей, а также платформу приложений HiPath CAP, позволяющую создавать прикладное ПО для HiPath с использованием языка XML.

Семейство SURPASS пополнилось коммутатором NGLS (Next Generation Local Switch), предназначенным для построения сетей следующего поколения. С его помощью провайдеры смогут предложить своим клиентам доступ к современным услугам передачи данных и IP-телефонии, независимо от выбранной технологии широкополосного доступа (xDSL, CATV, беспроводная сеть, Powerline и др.). Согласно расчетам компании, применение этого продукта даст возможность операторам на 40% сократить свои текущие расходы.

Компания представила также новую модель DSL-мультиплексора Attane XpressLink Version 3. Одно такое устройство способно обслуживать до 3 тыс. цифровых абонентских линий и обеспечивает непосредственное подключение к IP-магистрали по протоколу 100Base-T или Gigabit Ethernet.

Мобильная связь

По оценкам аналитиков, в прошлом году во всем мире было продано около 400 млн сотовых телефонов. Из них примерно 20 млн были произведены фирмой Siemens, что позволило ей впервые стать третьим в мире производителем этих изделий. Руководство компании довольно сдержанно оценивает перспективы текущего года (суммарный объем продаж не более 420 млн трубок), однако при этом намерено увеличить рыночную долю своей компании.

Если отвлечься от деталей, то производители оборудования сотовой связи сегодня ведут разработки в двух основных направлениях. Одно связано с поддержкой технологий высокоскоростной передачи данных (GPRS, UMTS), другое — с развитием функциональности и повышением привлекательности самих телефонов. Оборудование с маркой Siemens уже используют более 150 операторов сетей GSM и GPRS в 70 странах мира — неплохой задел для стремительного завоевания позиций в мире 3G. Судя по всему, этот рывок уже начался. По свидетельству Руди Лампрехта, руководителя подразделения ICM, на каждом из крупных UMTS-рынков в Западной Европе хотя бы один оператор сделал свой выбор в пользу оборудования Siemens. В США три оператора сотовой связи в этом году намерены модернизировать свои сети с использованием продуктов Siemens. Наконец, компания стала первым из европейских производителей, развернувших две опытные зоны UMTS.

В области абонентского оборудования фирма объявила о выходе бесплатного ПО для телефонов S45 и ME45, с помощью которого можно обеспечить поддержку технологии GPRS Class 8. В мае этого года начнутся продажи модели S45i, спроектированной на базе S45 и дополненной клиентским почтовым приложением, более быстродействующими средствами синхронизации и новой встроенной игрой RaceAge. На абонентов, воспринимающих мобильный телефон прежде всего как средство развлечения, рассчитана трубка M50, поставки которой запланированы на июнь. Поддержка языка Java даст возможность обладателям этого телефона расширить спектр доступных игр и средств развлечения (загружая соответствующие приложения по сети), а также воспользоваться сервисом мгновенной доставки сообщений (IM).

В Ганновере широкой публике были впервые представлены новинки, которые за несколько недель до этого демонстрировались на Международном каннском конгрессе 3GSM. Речь идет о решении для передачи телесигнала через Internet с использованием инфраструктуры UMTS, приложениях MMS, миниатюрном трехдиапазонном GSM-модуле с поддержкой GPRS для телефонов MC45, а также о похожем продукте, разработанном по заказу автомобильных компаний.

Завершая рассказ о новинках мобильной связи от Siemens, нельзя не сказать о концептуальных разработках, которые могут воплотиться в массовых изделиях лишь через несколько лет. Компании, например, удалось встроить динамик непосредственно в экран телефона S45, что предоставляет неограниченную свободу для творчества дизайнеров, проектирующих внешний вид новых моделей. Другая находка — телефон, подвешиваемый на шею вместо украшения и управляемый голосовыми командами. Бизнес-пользователи в недалеком будущем смогут показывать свои презентации непосредственно с сотового телефона, используя встроенный в него миниатюрный проектор. Упомяну еще разработку, выполненную совместно с немецким производителем телевизоров Loewe. В процессе просмотра телевизионной программы пользователи смогут одновременно получать на планшет SIMpad SL4 содержимое Web-страницы, URL которой появился на экране ТВ.

Бизнес-услуги

По своему годовому обороту (6 млрд евро) SBS уступает другим подразделениям Siemens I&C примерно вдвое. Надо учесть, однако, что эта структурная единица была создана всего шесть лет назад и начинала свою деятельность с единственного заказчика — самого концерна Siemens AG. Сегодня же 70% дохода она получает от сторонних заказчиков из 44 стран мира. В частности, благодаря деятельности SBS фирма Siemens является мировым лидером по аутсорсинговым услугам, связанным с развертыванием и эксплуатацией аппаратных средств различных производителей.

Экспозиция SBS в этом году была сконцентрирована вокруг трех ключевых направлений: мобильный бизнес, бизнес-процессы и безопасность.

Деятельность в области мобильного бизнеса в последнее время стала для Siemens одной из самых приоритетных. Свою роль SBS видит в консультировании заказчиков, действующих на различных вертикальных рынках, и содействии переводу их бизнеса в мобильную среду. По прогнозам аналитиков, внедрение решений мобильного бизнеса в 2004 году позволит компаниям всего мира сэкономить 230 млрд долл. Впрочем, чтобы проверить точность таких прогнозов, необязательно ждать несколько лет. Переход на модель мобильного бизнеса в подразделении Siemens Medical уже привел к снижению операционных расходов на 10%.

Первый заказчик в области мобильного бизнеса появился у SBS еще в 1999 году. Сегодня в ее послужном списке более 30 крупных проектов. По свидетельству Фолькмара Пфлуга, отвечающего в SBS за мобильный бизнес в мировом масштабе, движущей силой нового направления являются корпоративные заказчики из банковской, производственной, страховой и других сфер.

Одним из примеров мобильных бизнес-решений может служить Mobile Enterprise Portal, позволяющий любому сотруднику оперативно получить доступ к корпоративной информации с мобильного терминала, другим — аналитический инструментарий Live Tools, функциональность которого, как было объявлено на выставке, теперь охватывает не только продукты SAP, но и ПО от Siebel и i2 (подробнее см. «Сети», 2002, № 3, с. 1)

Кроме того, в рамках CeBIT 2002 подразделение SBS представило новую концепцию обучения руководителей и персонала компаний-заказчиков стратегиям электронного бизнеса, пакет сервисов, ориентированных на анализ и управление рисками в области информационной безопасности, ПО SieMatch, призванное повысить интеллектуальность электронных бирж труда, а также ряд совместных проектов с фирмами-партнерами.