ТОЧНЫХ финансовых данных по «МегаФону» пока нет, но Андрей Климов утверждает, что ARPU компании выше, чем у «ВымпелКома», но ниже, чем у МТС

Юридическая регистрация ОАО «МегаФон», состоявшаяся 29 мая текущего года, стала новой точкой отсчета сотового рынка и прекрасным поводом для того, чтобы проанализировать нынешнее положение представителей «мобильной тройки» России. Процесс «перерастания» проекта «МегаФон» в единую федеральную сеть вступил в завершающую фазу. Одновременно были опубликованы квартальные отчеты двух других национальных операторов, МТС и «ВымпелКома». Деятельность последних сравнивалась неоднократно, причем ключевыми аспектами оценок были положение компаний на московском рынке и темпы их экспансии в регионы. Попробуем нарушить данную традицию, представив все главные действующие лица российской «мобильной» отрасли в той роли, к исполнению которой они так стремятся, — в роли федеральных операторов.

Лицензионная зона

Численность населения лицензионной зоны лишь весьма условно характеризует объем потенциального рынка абонентов. Тем не менее в своих информационных материалах операторы неустанно сообщают о том, сколько человек проживает на «подведомственных» им территориях.

В номинации «масштабы лицензионной территории» лидирует «МегаФон». Это единственная компания, обладающая правом предоставлять услуги сотовой телефонии во всех 89 субъектах Российской Федерации. Напомним, что в нашей стране проживают 147 млн человек.

Группа компаний «ВымпелКом» имеет лицензии на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM 900/1800 на территории 50 краев и областей РФ (в пяти укрупненных регионах). Здесь сосредоточено 70% населения России, то есть около 100 млн человек.

Лицензионная зона МТС охватывает 49 регионов России (93,5 млн человек, или 65% населения страны), а также территорию Республики Беларусь. Стоит отметить, что белорусский проект позволяет МТС подняться на ступень выше своих конкурентов. По сути, компания приобретает статус межнационального оператора. Экспансия МТС на далекий от насыщения рынок «союзного» государства (численность населения которого составляет 10 млн человек, а уровень проникновения мобильной связи — 10%) может принести этой фирме весьма солидные дивиденды.

Темпы освоения лицензионного поля не менее важны, чем широта его географии. Здесь пальма первенства по праву принадлежит МТС. По состоянию на конец июня фирма осуществляет коммерческую эксплуатацию своей сети в 39 субъектах Российской Федерации — в Центральном регионе, на Северо-Западе, в Южном, Поволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. На этих территориях проживает 78,3 млн человек, то есть 56% общей численности населения страны. Еще 13 регионов лицензионной зоны МТС являются «строительной площадкой» для развития региональной сети компании. Сообщается о начале проектных и монтажных работ на севере России, в Сибири и на Урале.

По состоянию на 20 июня 2002 года «МегаФон» обслуживал своих абонентов в 22 регионах России. Детали развития проекта не афишируются. По словам директора по маркетингу и PR «Телекоминвеста» Андрея Климова, активное строительство сетевой инфраструктуры ведется на Северном Кавказе, в Центральном регионе, на Урале и в Западной Сибири. Однако в скупых упоминаниях Климова о «планируемом» вводе в эксплуатацию региональных сетей эти намерения не «привязаны» к какому-либо конкретному графику.

Сеть «Би Лайн GSM» развернута в 21 регионе. Костяк ее сетевой инфраструктуры составляет освоенный сегмент в центральных регионах. Незначительное число периферийных сетей запущено в Сибири, на Волге и юге России. В планах «ВымпелКома-Р» — обеспечить к концу текущего года подачу коммерческого сигнала на всей лицензионной территории.

Техническая оснащенность

Еще один показатель, позволяющий судить о фактических масштабах освоения лицензионной территории, — это техническая оснащенность сетевой инфраструктуры. По состоянию на конец мая 2002 года в сети МТС было 3064 базовых станций; 1315 из них находились в московской лицензионной зоне, а 1749 — в регионах. С января по июнь 2002 года общее число базовых станций МТС увеличилось на 44%. За I квартал капитальные вложения в развитие сетевой инфраструктуры компании составили 119 млн долл. Как по объему капиталовложений, так и по технической оснащенности сети МТС сохраняет лидерство на рынке.

Второй по уровню технической развитости можно считать сеть «Би Лайн GSM». Сейчас в ней насчитывается свыше 1760 базовых станций, причем сохраняются довольно высокие темпы развития инфраструктуры: за первые пять месяцев текущего года число базовых станций увеличилось примерно на 30%. Общий объем капиталовложений «ВымпелКома» за I квартал составил приблизительно 83,4 млн долл., причем большая часть этих средств (59,4 млн долл.) потрачена на освоение московской лицензионной территории.

По словам Романа Проколова, советника генерального директора «Соник Дуо» (оператора компании «МегаФон» в Москве), на конец июня в общенациональной сети фирмы задействованы более 1500 базовых станций, и почти треть из них (450 штук) установлены в московской лицензионной зоне. Оператор поддерживает довольно высокие темпы строительства. Каждую неделю в столице и области «МегаФон» вводит в эксплуатацию 12-15 станций. К концу года, как сообщил генеральный директор «Соник Дуо» Алексей Нечипоренко, их число планируется увеличить до 600. Обобщенных данных о ходе развития проекта нет, однако, по информации Нечипоренко, на 31 марта объем вложений в московский сегмент сети составил 75 млн долл. До конца года планируется истратить еще 65 млн долл.

Абонентская база

Безусловным лидером по размерам совокупной абонентской базы остается МТС. В последнее время фирма совершила несколько стратегически важных покупок. Общая сумма инвестиций в приобретение компаний «Кубань-GSM» и «БМ-Телеком» (из Республики Башкортостан) достигла 111,4 млн долл. Освоение рынков Северо-Западного региона, юга России и Урала можно считать главным достижением МТС в первой половине 2002 года. С января по май абонентская база оператора увеличилась на 53% (с 2,65 до 4,05 млн пользователей). И в абсолютном, и в процентном исчислении рост количества подписчиков МТС впечатляет не меньше, чем размеры инвестиций компании в приобретение региональных операторов GSM.

За первые пять месяцев 2002 года общее число абонентов «ВымпелКома» увеличилось с 2,11 до 3,09 млн, то есть на 46,4%. Пока «Би Лайн» демонстрирует самую слабую динамику роста абонентской базы, однако это компенсируется тем, что основная доля «новоприобретенных» клиентов приходится на более доходный и технически освоенный столичный регион. По данным квартального отчета компании, количество московских пользователей «Би Лайна» составляет 2,7 млн (87% консолидированной абонентской базы «ВымпелКома»).

Число абонентов «МегаФона» превысило на конец мая 1,6 млн человек. Основная масса пользователей (1,1 млн), естественно, сосредоточена на Северо-Западе России. Лишь в конце июня московская аудитория этого оператора наконец-то преодолела психологическую отметку в 100 тыс. Сообщения руководителей столичного сегмента «МегаФона» о ежеквартальном удвоении числа подписчиков меркнут на фоне показателей роста МТС в Санкт-Петербурге, где уже подключено 400 тыс. абонентов. Но, как бы то ни было, с начала 2002 года консолидированная база «МегаФона» увеличилась на 60,5%. Отметим, что это наилучший показатель из достигнутых тройкой национальных операторов.

Финансовые показатели

Хотя новорожденное ОАО «МегаФон» пока не публикует консолидированную бухгалтерскую отчетность, некоторые показатели его деятельности позволяют определить расстановку сил с позиций финансовой успешности операторов. Имея существенное превосходство по численности абонентов, МТС и «ВымпелКом» опережают «МегаФон» по объему операционной выручки и размерам чистой прибыли.

Отчеты, распространяемые операторами, свидетельствуют о перманентном лидерстве МТС. По итогам I квартала выручка компании составила 247,6 млн долл., а чистая прибыль — 43,6 млн долл. Второе место (соответственно 147,1 и 28,046 млн. долл.) занимает «ВымпелКом». Как сообщил Алексей Нечипоренко, консолидированные финансовые показатели «МегаФона» появятся не ранее октября — ноября текущего года. Однако косвенно о позиции фирмы в «рейтинге трех» свидетельствует объем прошлогодней суммарной выручки группы операторов, входящих в проект «МегаФона». По словам директора по маркетингу «Телекоминвеста» Андрея Климова, он равнялся 307 млн долл. Сравнив эти сведения с аналогичными данными МТС (893 млн долл.) и «ВымпелКома» (428 млн долл.), нетрудно предположить, что «МегаФон» уступает соперникам и по остальным финансовым показателям.

Средняя доходность в пересчете на одного абонента (ARPU) — один из ключевых индикаторов финансового благополучия операторской компании. За I квартал 2002 года в «ВымпелКоме» отмечено снижение ARPU на 19,2% (до уровня 19,4 долл.), а в МТС — на 16,6% (до 26,7 долл.). Операторы по-разному объясняют падение своей доходности. В «ВымпелКоме» его связывают с ростом числа абонентов, использующих схему оплаты prepaid: к концу I квартала их доля в московском сегменте сети увеличилась до 72%. В МТС считают, что снижение ARPU обусловлено удешевлением услуг и увеличением доли малоговорящих региональных абонентов в общей структуре клиентской базы компании.

В целом по «МегаФону» точных данных пока нет, однако, по утверждению Климова, ARPU здесь выше, чем в «ВымпелКоме», но ниже, чем в МТС, то есть находится в пределах 19,40 — 26,7 долл. Достоверность таких выводов косвенно подтверждается недавним заявлением Нечипоренко, в соответствии с которым средняя доходность в пересчете на одного абонента «Соник Дуо» варьируется от 20 до 25 долл.

Инновационная деятельность

Масштабы инновационной деятельности операторов в полной мере проявились на прошедшей выставке «Связь-Экспокомм 2002». Лидером в области инноваций был признан «ВымпелКом», ранее всех приступивший к освоению сервисов на основе пакетной передачи данных (MMS и мобильный Internet). В начале мая текущего года отставание МТС в области перспективных услуг было очевидным. Исправляя тактический промах, компания интенсифицировала продвижение передовых технологий на рынок. Об этом, в частности, свидетельствует июньский запуск в тестовую эксплуатацию сервиса GPRS сразу в нескольких регионах, обслуживаемых МТС. Следует отметить, что сервисные пакеты трех операторов постепенно унифицируются, хотя наблюдаются некоторые вариации в номенклатуре услуг с добавленной стоимостью. Прежде всего они связаны со временем вывода таких сервисов на рынок.

Итого

Со значительным отрывом от своих конкурентов по большинству рассмотренных позиций лидирует МТС. Широта географии обслуживания, самые высокие темпы роста сетевой инфраструктуры и финансовые показатели, наконец, рекордное число абонентов — все это оправдывает претензии компании на роль федерального оператора России. «Би Лайн» и «МегаФон» заметно отстают. По ключевым показателям они буквально наступают друг другу на пятки — правда, пока в различных регионах страны. До выхода «ВымпелКома» на рынки Северо-Запада и Дальнего Востока брэнд «Би Лайн GSM» вряд ли будет ассоциироваться с термином «общенациональная сеть». То же относится и к «МегаФону». Пока доля фирмы на московском рынке не достигнет намеченных 25%, а услуги ее сети не окажутся доступными для 20 млн жителей Центральной России, «ребрэндинг» North-West GSM в общенациональную сеть «МегаФон» вряд ли можно считать завершенным.