Первыми из тех, кто заинтересовался возможностями видеосвязи (или, как ее сейчас называют, видеоконференц-связи, ВКС), были фантасты. В своих произведениях они описывали различные варианты передачи изображения собеседников на огромные расстояния. Однако их казавшиеся тогда безумными идеи оказались вполне реалистичными и уже сегодня некоторые из них воплощены в жизнь.

Началом реализации этих идей стали хорошо известные телемосты. Их неоспоримым преимуществом является высокое качество передаваемого изображения, поэтому они задействуются при проведении широкомасштабных массовых мероприятий, главным образом политической направленности, когда финансовый аспект проекта отступает на второй план. Однако использовать телемосты для организации повседневных сеансов связи не вполне рентабельно: само телевизионное оборудование и его аренда стоят очень дорого, необходимы специально оснащенные студии, в кругленькую сумму обходится и аренда широкополосного канала связи.

Главной проблемой передачи видеоизображения по каналам связи, приемлемым по стоимости для большинства пользователей, является восстановление сигнала на приемной стороне. Именно от этого во многом зависит техническая возможность развертывания того или иного вида сервиса в сети ВКС. Для решения задач кодирования видеоизображения, уплотнения получаемого цифрового потока и восстановления исходного сигнала требуются значительные аппаратные и программные ресурсы, что, в свою очередь, сказывается на стоимости оборудования и спектре обеспечиваемых им услуг.

В настоящее время разработано достаточное число алгоритмов, позволяющих передавать видеосигналы по каналам, полоса пропускания которых составляет несколько десятков или сотен килобит в секунду. Для сравнения напомним, что типовой видеосигнал оцифровывается «в лоб» (т. е. без сжатия) со скоростью порядка 140 Мбит/с; если же необходимо передать телевизионный сигнал, данное значение можно смело удвоить.

В современных кодеках высокая плотность сжатия достигается за счет комбинации разных методов. Сначала изображение приводится к так называемому обобщенному промежуточному формату, который позволяет унифицировать воспроизведение «картинки» на телевизионных мониторах, поддерживающих разные системы вещания (SECAM, PAL, NTSC). Этот формат называется CIF и характеризуется разрешающей способностью 288х352 пиксела при частоте развертки 30 кадров в секунду. Далее выбираются опорные кадры, которые целиком передаются принимающей стороне. В промежутках между ними транслируется информация об изменениях в исходном изображении. Каждый кадр разбивается на два цветоразностных и один яркостный блоки. Собственно, они и подвергаются цифровому кодированию.

На подобных алгоритмах основаны кодеки, описываемые рекомендациями ITU-T Н.261 и Н.263, которые чаще всего используются в системах видеоконференц-связи. Существует и другая большая группа кодеков MPEG, весьма схожих по алгоритмическим методам с кодеками ITU-T. Сейчас широкое распространение получили кодеки MPEG-1, 2 и 4, позволяющие передавать видеоизображение со скоростью от десятков килобит до нескольких мегабит в секунду.

Среди технологических особенностей систем ВКС, влияющих на номенклатуру предоставляемых услуг, следует отметить возможность удаленного (практически интерактивного) управления оборудованием другой стороны. Для этого используются протоколы, определяемые рекомендациями Н.281 и Н.224. Серьезные перспективы открывает применение протоколов серии Т.120, описывающих организацию конференций данных по сетям ВКС. С их помощью можно не только передавать файлы, неподвижные графические и видеоизображения, но и совместно задействовать ресурсы компьютерных приложений.

Кроме технических аспектов предоставления услуг ВКС необходимо принимать во внимание и психологический фактор «самовосприятия» человека на экране. Как показывает опыт, успешное внедрение той или иной услуги во многом зависит от решения данной проблемы.

Полифония сервиса

Область применения услуг видеоконференц-связи достаточно широка. Без преувеличения можно утверждать: там, где сегодня используется обычная телефонная связь, может быть успешно внедрена и видеосвязь.

Весь диапазон современных услуг ВКС допустимо разбить на три основные группы. Первая из них (появившаяся на заре становления данной технологии) напрямую связана с поддержкой корпоративной деятельности. К ней относятся проведение совещаний и бизнес-встреч, обучение сотрудников, организация удаленной работы. Вторая группа услуг появилась немного позже, когда стали доступными публичные сети ВКС; в основном она связана с телемедициной и дистанционным образованием. Сервисы третьей группы оказались востребованными совсем недавно. Это проведение рекламных и маркетинговых акций, поддержка взаимодействия с клиентами, телебанкинг, интерактивные информационные киоски, удаленный мониторинг производственных процессов и т. п. Рассмотрим наиболее распространенные виды сервиса ВКС немного подробнее.

Проведение совещаний и бизнес-встреч

Именно в данном направлении накоплен наибольший опыт применения ВКС. Этот сервис позволяет не только организовывать встречи сотрудников компании, разделенных тысячами километров, но и обеспечивать постоянную работу над совместными проектами. По разным оценкам, благодаря использованию систем ВКС временные и финансовые затраты фирм на командировки их служащих снижаются в три-четыре раза. Очень часто в расчетах эффективности внедрения таких систем учитывают еще и косвенные потери, связанные с отсутствием командированного сотрудника на рабочем месте.

Еще несколько лет назад на конференции журнала «Сети», посвященной проблемам ВКС, представители компании Race Communications привели свои расчеты окупаемости подобной системы. По их сведениям, при построении сети видеосвязи на основе каналов ISDN срок окупаемости составляет всего несколько месяцев — при весьма умеренной частоте проведения сеансов ВКС.

Сегодня корпоративные сети видеоконференц-связи применяются в нашей стране главным образом в крупных государственных и коммерческих организациях, среди которых — Газпром, МПС и нефтяные компании. Однако преимущества данного вида связи «открыты» и для небольших фирм. Например, они могут воспользоваться услугами оператора «Открытый Мир», который эксплуатирует сеть мультимедийной связи, построенную «Ростелекомом» и имеющую точки доступа практически во всех субъектах Российской Федерации.

В последнее время видеоконференции активно применяются в ходе судебных слушаний. Если на первых этапах внедрения систем ВКС это было диковинкой, то сегодня считают, что такой метод делопроизводства позволяет получать немало преимуществ, скажем, предотвращать побег особо опасных преступников во время их транспортировки к залу заседаний.

Все виды сервиса, связанные с проведением совещаний, весьма критичны к качеству видеоизображения, поэтому для данных приложений задействуются наиболее дорогие (так называемые кабинетные) системы и высокоскоростные каналы связи. Как показывает практика, для достижения высокого качества изображения требуется пропускная способность не менее 384 Кбит/с по каналам ISDN и не менее 500 Кбит/с в каждую сторону по сетям IP.

Надомные формы работы

В последнее время они получают все большее распространение. В первую очередь это относится к представителям творческих специальностей, но и в любой другой профессии, подразумевающей работу с информацией, такие способы организации труда вполне реализуемы. Оставим вне рамок нашего рассмотрения эффективность применения технологий ВКС в домашних условиях, но с точки зрения технических возможностей на пути создания домашнего виртуального офиса с «эффектом присутствия» нет никаких преград.

Для реализации данной услуги вполне подходят системы ВКС, интегрированные с персональным компьютером, а также каналы связи с пропускной способностью 128 Кбит/с.

Обучение сотрудников

В условиях современного бизнеса постоянный рост квалификации сотрудников фирмы становится залогом ее успешной работы. Компании вынуждены часто обновлять выпускаемую ими продукцию, предлагать заказчикам все новые виды сервиса, причем эта тенденция является общей и никак не связана с профилем деятельности предприятия.

Остановимся в качестве примера на деятельности производителей телекоммуникационного оборудования. Даже на основании опыта российских представительств зарубежных компаний можно утверждать, что ведущие специалисты тратят до половины рабочего времени на повышение своего уровня знаний. А это требует огромных финансовых затрат, в том числе на частые командировки в штаб-квартиры.

Выходом из сложившейся ситуации вполне может стать использование систем ВКС. Обучение не обязательно проводить в режиме реального времени — современные технологии позволяют создавать информационные банки данных, в которых хранятся все актуальные курсы. По мере необходимости сотрудник подключается к такому серверу и самостоятельно изучает предмет. В то же время не исключается участие в процессе самообразования инструкторов учебного центра.

В нашей стране богатый опыт проведения корпоративных тренингов накоплен Министерством путей сообщения. Система ВКС, принадлежащая этому ведомству, интегрирована в единую сеть передачи данных.

По требованиям к качеству изображения, обеспечиваемому системами корпоративного тренинга, они не должны уступать тем, которые ориентированы на проведение совещаний и бизнес-встреч. В рамках реализации данного сервиса широкое распространение получили системы транспортировки потокового видео по пакетным сетям, позволяющие транслировать изображение многим пользователям без перегрузок в среде передачи.

Дистанционное обучение

Использование систем ВКС в образовательном процессе не ограничивается рамками корпораций. Они находят широкое применение в дистанционном обучении различных категорий пользователей. Многие известные университеты мира организуют всевозможные учебные курсы, построенные на принципах заочного образования. Эта форма обучения имеет долгую историю, но ВКС позволила придать ей второе дыхание, предоставив студентам и преподавателям возможность визуального общения на расстоянии.

Конечно, системы ВКС не могут полностью заменить других методов обучения. Как свидетельствует опыт Центра дистанционного обучения Санкт-Петербургского государственного технического университета, сейчас системы ВКС являются преимущественно инструментом интерактивного взаимодействия студентов с преподавателями. При этом, по оценке преподавателей, на долю ВКС приходится от 10 до 15% вклада в эффективность заочного обучения.

Качественные характеристики «образовательных» систем ВКС в основном зависят от величины ИТ-бюджета учебного заведения, но в общем случае для достижения цели можно обойтись не слишком дорогими оборудованием и каналами связи.

Телемедицина

Гораздо большее распространение в России получили методы телемедицины. Объясняется это достаточно просто: нужно учесть и масштабы российских просторов, и то, что высококвалифицированные специалисты сосредоточены преимущественно в столичных городах, и необходимость оказания своевременной помощи пациентам, живущим в отдаленных районах.

В нашей стране насчитывается несколько сетей телемедицины, преимущественно ведомственных. Скажем, они созданы в МПС, МИД, ЦКБ, в системе здравоохранения работников водного транспорта. Весьма известна сеть телемедицины Института сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева.

За несколько лет в области телемедицины был накоплен значительный опыт дистанционного оказания помощи. Услугами медицинских сетей ВКС могут воспользоваться все желающие, которым необходима срочная врачебная консультация. Конечно, такие сервисы недешевы. В среднем консультация длится не меньше получаса, а для ее проведения арендуются междугородные, а порой и международные каналы ISDN. Зачастую бывают необходимы и повторные консультации. Тем не менее опыт показывает, что общие расходы пациента на получение квалифицированной помощи оказываются в несколько раз меньшими, чем при его направлении на лечение в столицу.

Несмотря на очевидные высокие требования к качеству изображения в телемедицине, в российской практике широко применяются системы ВКС на базе персональных компьютеров и каналов ISDN с пропускной способностью всего 128 Кбит/с. Это стало возможным благодаря тому, что даже такие системы способны передавать статическое видеоизображение с высоким разрешением. Они вполне позволяют демонстрировать результаты лабораторных, рентгеновских и других исследований.

Рекламные и маркетинговые акции

В последнее время стали набирать обороты новые виды сервиса, связанного с использованием ВКС. В первую очередь это проведение рекламных и маркетинговых акций для целевых групп клиентов. Очень часто такого рода услуги называют брифингом, а их основой является аренда ресурсов национальных и мировых сетей видеоконференц-связи. Они весьма удобны при необходимости одновременно презентовать новый товар во многих регионах или сделать важные маркетинговые заявления сразу в нескольких местах. Очевидно, что в данных случаях особое внимание уделяется качеству видеоизображения.

Телебанкинг

В силу участившихся случаев мошенничества с кредитными карточками при оплате покупок и совершении банковских операций интерес может представлять услуга телебанкинга, основанная на использовании систем ВКС. С ее внедрением ничто не может воспрепятствовать личному общению сотрудников банка со своими клиентами, даже если их разделяют многие километры. При этом не возбраняется вести видео- и аудиопротоколирование сделок, что позволяет повышать безопасность банковских операций и снижать риск отмывания «грязных» денег.

Обслуживание клиентов

Видеоконференц-связь обеспечивает новые формы обслуживания клиентов. При использовании средств Internet реализуются оперативное реагирование на пользовательские запросы и их успешное удовлетворение. Такая форма обслуживания найдет свое место в мультимедийных операторских центрах и Internet-магазинах. В последнем случае передача видеоизображения позволяет увеличить объем продаж. Действительно, главной проблемой электронной торговли является то, что подавляющее число посещений сайтов не завершается реальными сделками. Причина — невозможность получить достаточно информации об интересующем потенциального клиента товаре. Системы ВКС если и не решают полностью данную проблему, то способны снять ее остроту.

Имеются хорошие перспективы применения ВКС в работе интерактивных справочных служб, часто называемых информационными киосками. Они предоставляют разнообразные сведения и, по сути дела, играют роль удаленных терминалов общения с универсальным операторским центром.

Мониторинг опасных производств

В производственной практике системы ВКС начали широко внедряться в целях обеспечения удаленного мониторинга опасных производственных процессов. Для этого часто задействуются недорогие видеосистемы, интегрированные с автоматическими компьютерными системами управления производством (АСУ ТП).

Заключение

Безо всякого сомнения, сервисы, основанные на применении систем видеоконференц-связи, будут развиваться и далее. Подстегнуть данный процесс способно появление систем широкополосного доступа, которые станут использоваться широким кругом абонентов. Благодаря им окажутся возможными варианты организации качественной видеосвязи через Internet. Но качество здесь зависит не только от скорости абонентского доступа, но и от надежности работы ядра глобальной Сети. Основным вектором развития услуг ВКС следует считать непосредственное взаимодействие продавцов с клиентами, особенно важное в эпоху электронного бизнеса.