В начале июля компания Motorola объявила о назначении Сергея Козлова генеральным директором «Моторола ЗАО» и главой московского представительства Motorola GmbH.
СЕРГЕЙ КОЗЛОВ будет осуществлять общее руководство московским представительством Motorola |
Компания воспользовалась изменениями в руководстве московского офиса как поводом для представления некоторых результатов своей деятельности в России. Так, Владимир Спирин, технический директор «Вимком-Оптик», одного из отечественных партнеров американского производителя, рассказал о проекте строительства в подмосковном городе Одинцово широкополосной сети кабельного телевидения на базе оборудования Motorola. Оператор создаваемой сети, унитарное муниципальное предприятие «Телерадиокомпания Одинцово», планирует предложить своим клиентам не только трансляцию телевизионных каналов, но и услуги телефонии и передачи данных. Хотя сеть пока охватывает немногим более 15 тыс. квартир (примерно пятую часть всего жилого фонда города), в Одинцово уже полностью ликвидирована очередь на установку телефона. В будущем услуги, предоставляемые по новой сети КТВ, станут доступными каждому домовладельцу.
Еще более любопытная информация связана с намерением «МТУ-Информ» развернуть в российской столице сеть кабельного телевидения. Представители «МТУ-Информ» подтвердили, что в июне оператор закончил тестирование маршрутизаторов BSR1000 производства Motorola и приступил к строительству сети КТВ на их основе. В отличие от других компаний, «МТУ-Информ», по крайней мере, на первых порах, не стремится охватить новыми услугами широкие массы пользователей: фирма намерена предлагать их определенным группам своих частных клиентов, имеющих жилье элитного и бизнес-класса, а также использовать данный сервис для подключения ЛС зданий к глобальным сетям. Несмотря на то, что компания имеет собственную разветвленную транспортную инфраструктуру, в этом году она планирует охватить сетью кабельного телевидения только два объекта.
Всплеск интереса операторов к сетям КТВ и особенно — к предоставлению с их помощью услуг передачи пакетного трафика кажется несколько парадоксальным. Как известно, на московском рынке уже несколько лет присутствует компания «Комкор-ТВ», обеспечивающая сервис широкополосного доступа по сетям кабельного телевидения, однако ее успехи на этом поприще более чем скромны. По некоторым оценкам, за два с небольшим года своей деятельности она сумела привлечь лишь около 2500 абонентов. Впрочем, не исключено, что дело здесь кроется не в отсутствии спроса, а в политике самого оператора.
Как не вспомнить в этой связи еще одно начинание, связанное с сетями КТВ на базе оборудования Motorola. В декабре прошлого года компания PentaCom объявила о намерении за пару лет развернуть сети кабельного телевидения в 27 городах Подмосковья, а еще через год сделать своими клиентами ни много ни мало обитателей 1 млн квартир (см. «Сети», 2001, № 15, c. 4). Наше издание уже тогда выражало сомнение в реалистичности данного проекта. Как можно заключить из короткого комментария, прозвучавшего на пресс-конференции Motorola, за прошедшие семь месяцев PentaCom ни на шаг не продвинулась в реализации этих амбициозных планов.
Хочется надеяться, что этот случай — исключение из правила. Корпорация Motorola представила несколько проектов, свидетельствующих о разнообразии ее активности на российском рынке. Так, в текущем году ее портфель предложений пополнился услугами, нацеленными на поддержку сетей клиентов, в том числе — с помощью собственных разработок. Указанные услуги доступны и российским заказчикам. Компания МТС уже использует программное обеспечение Intelligent Optimization Services (IOS) для оптимизации технических параметров одного из участков своей сети мобильной связи. Выбор в пользу указанного продукта сделан не случайно: большая часть базовых станций, установленных в сети МТС, выпущены Motorola. Сотрудники московского офиса не исключают, что вскоре этот оператор решит приобрести данное ПО для использования в масштабах всей сети.
Естественно, фирма не забывает и о мобильных пользователях. В конце июля в российских салонах сотовой связи появилась модель телефона Accompli 008, полностью локализованная для местного рынка. Локализация выполнена силами санкт-петербургского центра разработки программного обеспечения Motorola, который насчитывает свыше 250 сотрудников (это же подразделение занимается локализацией телефонов и созданием приложений для сетей UMTS). Как пообещал Андрей Быченко, менеджер по поддержке продукции из сектора средств персональной связи российского представительства, уже летом все поставляемые на наш рынок телефоны Motorola будут поддерживать передачу русскоязычных SMS-сообщений, а позднее их тастатура станет двуязычной (благодаря добавлению кириллицы).
Наконец, Дмитрий Панфилов рассказал о работе подразделения полупроводниковых компонентов, продукция которого не столь известна российскому обывателю. Между тем, выпускаемые компанией 8-, 16- и 32-разрядные микроконтроллеры используются в телекоммуникационном оборудовании и в автомобилях российского производства. Но настоящей сенсацией стало сообщение Панфилова о том, что вскоре в России появится собственное производство сотовых телефонов, в которых будут применяться микросхемы Motorola для сетей поколения 2,5G. Не приходится удивляться тому, что бизнес полупроводникового подразделения Motorola в нашей стране растет на 100% в год.
Общие же успехи компании на территории России и других стран СНГ — куда скромнее. По словам Сергея Козлова, в прошлом году ее продажи увеличились на 10%, и такие темпы роста в целом ниже, чем присущие местному телекоммуникационному рынку. Нынешний год, по его мнению, закончится как минимум с 15-процентным приростом.
Однако даже эти цифры не идут ни в какое сравнение с общемировой отрицательной динамикой, которую демонстрировали в последние полтора года большинство крупных участников ITT-рынка, в том числе Motorola. За пару недель до пресс-конференции штаб-квартира Motorola распространила официальный прогноз на текущий финансовый год (у Motorola он практически совпадает с календарным). В 2002 году руководство компании ожидает дальнейшего снижения общих продаж на 5-10% (в 2001 финансовом году их объем составил 29,5 млрд долл.). Во II квартале объем продаж равнялся 6,74 млрд долл. (на 11% ниже прошлогоднего показателя), а чистые убытки составили 2,32 млрд долл. (годом ранее — 759 млн долл.). Правда, если не принимать во внимание специальных платежей, то окажется, что II квартал фирма завершила с небольшой прибылью — 48 млн долл. За два оставшихся квартала и финансовый год в целом Motorola намерена получить устойчивую прибыль, но опять-таки без учета специальных платежей.
Возвращение к прибыльности станет результатом внедрения полуторагодичной программы реструктуризации, стартовавшей в середине прошлого года и нацеленной на 20-процентное снижение общих затрат. В конце июня фирма объявила о новых планах сокращения сотрудников — около 7 тыс. человек по всему миру. Хотя эти сокращения распространяются на все сегменты бизнеса и регионы, в которых работает Motorola, их влияние на российское представительство окажется минимальным. По словам Сергея Козлова, даже немногочисленные высвобождающиеся сотрудники не покидают компанию, а направляются для выполнения и поддержки проектов в других странах мира.