АНДЕРЕЙ КОРОТКОВ: «Россия решает те же ИТ-задачи, что и мировое сообщество»
В июне прошли сразу два крупных мероприятия, посвященных ФЦП «Электронная Россия»: конференция под эгидой Минсвязи «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу» и форум «Россия в электронном мире», который был организован издательством «Гротек». Первое из них фактически стало выставкой достижений региональной информатизации, а второе — муниципальной, но на том и другом, по сути, решалась одна задача: как привлечь средства ФЦП для реализации проектов их участников.

Надежды

Как сообщил на конференции «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу» министр по связи и информатизации Леонид Рейман, в 2001 году российский рынок программного обеспечения вырос на 33%, а рынок аппаратных средств — на 14%. Увеличение объема продаж ПК в значительной степени было обусловлено ростом числа Internet-пользователей. «Россия решает те же задачи, что и мировое сообщество. Она одновременно создает инфраструктуру, развивает услуги и содержательную часть Сети», — сказал первый заместитель министра по связи и информатизации Андрей Коротков.

Текущий этап реализации «Электронной России» — подготовительный. Сейчас ставятся задачи, формулируются требования к исполнителям проектов, осуществляется инвентаризация государственных информационных ресурсов, проводятся первые тендеры. Но некоторым предприятиям ФЦП уже принесла ощутимый результат. По словам гендиректора Cognitive Technologies Ольги Усковой, компании удалось привлечь инвесторов, используя лишь сам факт существования программы. По ее мнению, ожидания, что на каждый рубль ФЦП придутся три рубля инвестиций, вполне оправданны.

Тем не менее есть опасения, что дальше деклараций о намерениях дело не пойдет и что программа будет «спущена на тормозах», как многие ее предшественницы. Одним из факторов риска является отсутствие коллективной ответственности заказчиков за реализацию ФЦП. Хотя за координацию мероприятий «Электронной России» отвечают аж четыре органа, участники конференции утверждали, что пока ее не ощущают.

Коротков обнадежил аудиторию, отметив: «В конце концов, у «Электронной России» есть бюджет, что немаловажно для ее реализации». Этот еще не утвержденный на следующий год бюджет, который должен оказаться на порядок большим, чем текущий, и стал предметом всеобщего вожделения.

«Электронные» регионы

«Электронная Россия» фактически реализуется во многих регионах. Например, в Чувашии утро чиновников начинается с просмотра своего сайта, а в Татарстане с 2000 года действует система индикативного управления социально-экономическим развитием, проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры, создан реестр государственной собственности республики.

При этом значительная часть проектов, нацеленных на организацию региональных и муниципальных ИС, финансируется из местных, зачастую небогатых, бюджетов. Отсюда и цель многих представляемых для публичного рассмотрения информационных и телекоммуникационных проектов — стать полноправным участником ФЦП, получив соответствующее финансирование. Использовать свои территории в качестве испытательных полигонов для отработки новых технологий (с их последующим «масштабированием» на прочие субъекты Федерации) предлагали Новый Уренгой, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Калмыкия и другие российские регионы.

Электронные муниципалитеты

В общую канву вписывались и награды конкурса «Электронный муниципалитет», в котором участвовали 43 проекта. Его победители получили не только призы и грамоты, но и рекомендацию экспертного совета на их финансирование из федерального бюджета. В число призеров вошли проекты организации рязанской системы сбора и обработки коммунальных платежей «Электронный счет», смоленской геоинформационной системы, системы мониторинга здоровья населения Ижевска, научно-образовательной муниципальной сети Соликамска (Пермская область).

Руководство города Дзержинский Московской области было отмечено за разработку комплексного проекта «Информационный город». Этот город поистине впечатляет: практически полная телефонизация (на 100 человек — 50 телефонов), компьютеризация аппарата управления (на 100 сотрудников — 80 ПК и три локальные сети), а жильцам каждой квартиры доступны 27 каналов кабельного телевидения. Наиболее ощутимую отдачу от ИТ (а точнее — от создания геоинформационной системы города с подключенной к ней базой данных «Население») получил отдел жилищных субсидий, услугами которого пользуются 12% населения Дзержинского. Штат отдела сократился на 30%, однако прием посетителей теперь ведется без предварительной записи, а живая очередь не превышает 1-2 человек на одного сотрудника.

Эффективность муниципальных ИС проявляется не только в улучшении качества обслуживания горожан, но и в прямом притоке денег в казну. Земельно-имущественный кадастр Череповца обошелся городу в 1,8 млн долл. С 1998 года приобреталось оборудование и ПО, строились сети передачи данных для обеспечения связи с объектами, предоставляющими сведения для ИС, создавался цифровой план города, проводилась инвентаризация территорий. И вот — первые результаты: благодаря внедрению ИС земельно-имущественного кадастра в 2002 году городской бюджет получит 250 млн руб. дополнительных доходов только за счет достоверного учета плательщиков налога на землю.

Городскому голове — умный дом

Еще один высокотехнологичный способ сбережения средств налогоплательщиков — оснащение зданий администрации энергосберегающими системами. В сходной с Россией по климатическим условиям Норвегии есть примеры снижения энергопотребления в административных зданиях на 25-40%. Интеграция систем жизнеобеспечения и безопасности в интеллектуальных зданиях стала одной из тем форума «Россия в электронном мире».

Для клиента существуют три причины платить за системы, которые позволяют его дому стать «умным»: это энергосбережение, безопасность и комфорт. Кроме того, «умный» дом позволяет предсказать выход из строя оборудования, что снижает риск крупных аварий, а соответственно, величину страховых выплат.

Главную роль в построении «интеллектуального» здания играет не оборудование, а ПО — разработка панелей, написание сценариев, интеграция. По словам президента группы компаний ICS Юрия Королева, при реализации такого проекта стоимость оборудования составляет меньше пятой части всех затрат клиента. Вложения в небольшую систему могут варьироваться от нескольких сотен (минимальный комплект обойдется в 600 долл.) до сотен тысяч долларов. Окупаемость рассчитывается с учетом роста тарифов на электроэнергию и составляет для небольших проектов 2,5 года, а для крупных — около года.

Технологии «умных» домов сегодня активно используются и корпоративными клиентами (такими как аэропорт Шереметьево), и частными лицами, оборудующими свои коттеджи и даже просто дачные домики по последнему слову технологической моды. Примерно 20% заказчиков интеллектуальных зданий являются телекоммуникационными компаниями (среди них — «Центральный Телеграф», «Комстар», «Соник Дуо»), которым необходимо централизованно управлять значительным количеством объектов, расположенных на больших площадях.

Медицина on-line

По мнению Короткова, впервые федеральная программа строится, исходя из потребностей и социальных проблем человека. Для людей, далеких от информационных технологий, это не столь очевидно, хотя сегодня бурно развивается одно из «социальных» направлений использования телекоммуникационных средств — телемедицина.

Она позволяет пациентам, проживающим в отдаленных уголках страны, экономить драгоценное время, деньги и нервы, которые понадобились бы на поездку к лучшим специалистам в Москву или за рубеж. С другой стороны, она позволяет местным врачам повышать свою квалификацию благодаря совместной работе с медицинскими светилами, а также использованию возможностей телеобучения. Например, в рамках проекта «Москва — регионы России» проводятся около 600 обучающих телелекций в год, а кроме того, телесеминары с клиниками США и Европы.

Как рассказал руководитель ИТ-отдела Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Валерий Столяр, Российская ассоциация телемедицины уже пять лет ведет практическую работу с использованием видеоконференц-связи. В год проводятся 1200 видеоконсультаций для пациентов из 36 регионов. Консультации даются по 22 областям медицины, но 60% из них относятся к сердечно-сосудистой хирургии. В проект вовлечены 84 человека, каждый из которых, по утверждению Столяра, является уникальным специалистом в своей области. При этом консультация обычно обходится в 10-20 раз дешевле, чем перевозка больного для очной встречи с врачом в Москве, а для регионов Сибири и Дальнего Востока такое соотношение доходит до 1:100.

«Узким местом» российской телемедицины, как всегда, является финансирование. Стоимость оборудования и канала связи составляет от 5 до 20 тыс. долл. Для проведения консультации достаточно скорости канала 128 Кбит/с, а для операций — 256 Кбит/с. Самыми дорогими составляющими телемедицинских проектов считаются видеокамера (около 3 тыс. долл.) и мультимедийный проектор (примерно 4 тыс. долл.).

Для создания центров привлекаются средства региональных бюджетов, страховых фондов, крупных предприятий (таких как МПС или ЮКОС), используются кредитные линии. Сложнее с деньгами на их содержание: только на оплату услуг связи ежемесячно требуется около 600 долл. Энтузиасты деньги находят, однако нельзя строить бизнес, опираясь только на энтузиазм.

Для достижения окупаемости затрат телемединскому центру нужно работать 20 дней в месяц по три часа в день (при нулевой прибыльности). Но уже есть и обнадеживающий пример: центр в Уфе окупился всего за два месяца. В какой-то степени резервом финансирования могут служить местные налоги — при условии, что часть консультаций оказывается бесплатно. Кроме того, «Москва — регионы России» изначально развивался как медицинский проект «Ростелекома», поэтому существенную роль играют скидки, предоставляемые этим оператором.

Е-снабжение

Электронные площадки, обеспечивающие закупки продукции и услуг для нужд города или региона, участники форума назвали «локомотивом муниципальной информатизации». По их словам, создатели таких площадок иногда готовы работать в обмен на политическую поддержку органов власти и возмещают свои издержки за счет комиссионных от совершаемых трансакций. Пока для муниципалитетов работает бесплатно информационная система организации закупок, созданная под эгидой администрации Новосибирской области.

Объем электронных закупок для государственных органов ежегодно удваивается. При этом государство выигрывает сразу на трех фронтах: оно на 12-20% сокращает свои расходы, делает их прозрачными, а также создает инфраструктуру электронного правительства. Однако, по словам президента «Корпорации Парус» Александра Карпачева, до сих пор около 85% государственных контрактов заключаются не на конкурсной основе.

О реплицируемости своих разработок говорят многие, но лишь некоторые заказчики используют имеющийся опыт. В Волгограде, как рассказала директор информационного центра администрации города Елена Огуль, обратили внимание на опыт Новосибирска и создали систему государственных закупок. Администрация рассчитывает на то, что система позволит не только снизить затраты на организацию конкурсов, но и получить доход от сдачи торговой площадки в аренду коммерческим предприятиям.

Но самая главная проблема развития электронных площадок находится вне ИТ-сферы — это дефицит местного бюджета. Если средства за поставленную продукцию не будут доходить до поставщиков, то даже самые современные технологии не помогут увеличить их число. Есть и еще один нюанс, о котором редко вспоминают: минимизация затрат за счет снижения закупочных цен на 9-15% конфликтует со стремлением наполнить бюджет. Поскольку выгодную цену может предложить поставщик из другого региона, который, в случае получения им заказа, уплатит налоги в «чужую» казну, необходимо каждый раз просчитывать баланс интересов.

Экпресс на Дальний Восток

Развитие телекоммуникаций является неотъемлемой частью «Электронной России». Особенно критичен их уровень для регионов, подобных Дальневосточному округу, на который приходятся 37% территории страны, 5% населения и только 2,8% объема продаж услуг связи. В настоящее время в округе реализуется первый этап проекта организации цифрового телевещания, предусматривающего установку 10 шлюзовых, 110 абонентских станций и использование трех спутников.

В 2001 году в рамках Федеральной космической программы ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) Минсвязи приступило к обновлению российской группировки спутников связи и вещания гражданского назначения. До 2005 года планируется создать и вывести на геостационарную орбиту шесть новых космических аппаратов серий «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ», первый из которых предполагается запустить в июне 2002 года. Каждый из них будет иметь свою конфигурацию, разработанную с учетом потребностей потенциальных заказчиков.

В результате реализации программы группировка из 10 спутников связи и вещания будет обновлена, а ее ресурс увеличится до 275 транспондеров. Это должно не только удовлетворить растущие потребности российских пользователей в спутниковой емкости, но и укрепить позиции России на мировом рынке.


«Умное» Шереметьево

Первая версия интеллектуального здания появилась в Шереметьево в 1980 году, когда в аэропорту установили систему жизнеобеспечения фирмы Siemens. Она проработала более 20 лет, но когда встал вопрос о ее модернизации, было решено изучить и другие предложения. Тогда-то и произошло знакомство с автоматизированной системой контроля и управления инженерным оборудованием Andover Controls, уже внедренной в аэропортах Манчестера и Куала-Лумпура.

Весной 2001 года был завершен первый этап работ, включавший в себя установку систем контроля за энергоснабжением и вентиляцией. На этом этапе соответствующие объекты и 13 контроллеров были связаны с помощью сети Ethernet. Устройства старой системы отключались по мере сдачи в эксплуатацию аналогичного оборудования новой системы. По окончании второго этапа в «умном» Шереметьево будет 2200 точек контроля за функционированием систем вентиляции, освещения, безопасности, механических лифтов, эскалаторов и т. п. Все эти системы автономны, но находятся под централизованным наблюдением; информация об их работе передается с помощью SMS-сообщений диспетчеру, а в случае аварии — конкретному специалисту.