MICROSTRATEGY 7 можно охарактеризовать как масштабируемую платформу, ориентированную на составление отчетов и интеллектуальный анализ данных
Корпорация IBM совместно со своим бизнес-партнером HPS International (дочерним подразделением холдинга S&T System Integration & Technology Distribution AG) провели семинар, посвященный решениям для операторов связи. Собравшимся были представлены два продукта, построенные на программной платформе для электронного бизнеса WebSphere: это информационная система учета сетевых ресурсов Network Resource Inventory (NRI) и платформа корпоративной отчетности MicroStrategy 7.

Многоликие учет и контроль

Задачи учета, с которыми сталкиваются современные телекоммуникационные компании, распадаются на несколько функциональных областей. Одна из них (учет продаж, биллинг, бухгалтерский учет, управление взаимоотношениями с клиентами) на российском рынке сегодня практически полностью «закрыта» продуктами различных фирм, другая (учет оборудования и контроль за его перемещением) — гораздо слабее. Среди причин такой диспропорции — тот факт, что у крупных операторов связи учет оборудования имеет свою специфику и не может в полной мере поддерживаться стандартными системами складского учета.

Эта специфика проявляется, например, в значительном объеме и широкой номенклатуре оборудования (от кабелей до «тяжелых» сетевых устройств, конфигурацию которых нужно отслеживать покомпонентно). Дорогое сложное оборудование должно учитываться по серийным номерам отдельных устройств, поставляемые партиями изделия — по номерам этих партий, а какие-то компоненты — даже на вес.

Необходимо, чтобы развертываемая система «принимала во внимание» разнообразные операции, которые совершаются с сетевым оборудованием, включая его поступление, монтаж, модернизацию и изменение конфигурации, установку дополнительных блоков, разукомплектацию и списание. Перечисленные процедуры должны отслеживаться в режиме, близком к режиму реального времени. К тому же сети крупных операторов связи зачастую охватывают огромные территории, так что в приложениях материального учета не обойтись, с одной стороны, без мобильных клиентов, а с другой без средств интеграции с геоинформационными системами для визуализации учетных данных.

Весьма желательны учет неисправностей, возникающих в отдельных узлах или соединениях сети, а также хранение в соответствующей базе данных сведений о необходимости проведения ремонтных мероприятий, замены компонентов либо целых устройств. Оптимальный способ решения этой задачи — организация взаимодействия системы учета с используемой платформой сетевого администрирования (Network Management System, NMS), осуществляющей мониторинг сетевых ресурсов и управление ими. NMS должна получать от системы учета сведения об установленном оборудовании (прежде всего, в тех случаях, когда такое оборудование не удается идентифицировать автоматически), а в ответ предоставлять данные о его текущем статусе, выявленных неисправностях и пр.

Понятно, что информация о необходимости ремонта устройств или отдельных компонентов не имеет большого смысла, если она не интегрирована с графиком проведения регламентных работ. Для полноценной поддержки запланированных и нештатных операций техобслуживания требуется учет как запасов отдельных модулей, находящихся на центральном и локальных складах оператора, так и особенностей подключения сетевых устройств и взаимосвязей между ними (то есть сведений о топологии сети).

К задачам учета регламентных мероприятий примыкает отслеживание графика ввода сетей и отдельных устройств в эксплуатацию, а отсюда — один шаг до предоставления агрегированной информации в бухгалтерию, финансовую службу, отдел закупок, а также лицам, принимающим оперативные решения. Система учета должна содержать модули, позволяющие контролировать выполнение контрактов на поставку, в том числе соблюдение оговоренных сроков, комплектации и т. д.

Телекоммуникационные компании, особенно вторичные операторы и фирмы, использующие магистральные каналы связи, нуждаются в информационном обеспечении расчетов со своими поставщиками, например сдающими линии в аренду. В идеале соответствующие сведения тоже должны быть интегрированы с системой материального учета. Однако в нашей стране решение этой задачи наталкивается на ряд препятствий, связанных с разнообразием источников исходной информации, различным характером взаимоотношений с поставщиками услуг и арендодателями, наконец, с особенностями российского законодательства.

В одном продукте

Итак, задачи учета оборудования в телекоммуникационных компаниях настолько разнообразны, что их вряд ли можно полностью охватить единственной разработкой. Тем не менее такие попытки время от времени предпринимаются, и одна из них завершилась появлением системы NRI компании HPS.

Этот продукт выполнен в архитектуре тонкого клиента, что, по заявлению фирмы-разработчика, делает возможным его функционирование на медленных каналах связи, упрощает и удешевляет инсталляцию и позволяет снизить совокупную стоимость владения в пересчете на одну клиентскую станцию. В отличие от универсальных учетных систем, ПО NRI изначально создавалось с ориентацией на применение операторами связи, поэтому в нем используются специальные формы документов, учитываются технические атрибуты, свойственные сетевому и телекоммуникационному оборудованию, поддерживаются работа в режиме реального времени и выдача оперативной отчетности.

Функциональное наполнение NRI определяется открытостью программного кода, который поставляется заказчику вместе с приложением и модульной структурой продукта. Это позволяет как расширять набор функций, реализованных в уже существующих модулях, так и добавлять новые модули. В качестве фундамента для расширения функциональности предлагается использовать ПО WebSphere, которое играет роль сервера Java2 Enterprise Edition (J2EE), а также средства разработки VisualAge for Java, WebSphere Studio и WebSphere Studio Application Development. Продукт может быть инсталлирован в любой операционной среде, которая поддерживается платформой Java.

В исходную конфигурацию продукта входят несколько базовых модулей, реализующих следующие функции:

  • оперативный учет перемещений оборудования (на складах и в действующей сети) с поддержкой сопровождающего эти перемещения документооборота;
  • учет основных характеристик сетевых ресурсов с привязкой к картографической информации;
  • контроль за контрактами на поставку оборудования и учет материальных ценностей, поступивших по этим контрактам;
  • отслеживание плана-графика строительства сети и ввода в эксплуатацию ее отдельных участков, а также проведения регламентных работ;
  • ведение договоров аренды ресурсов и расчетов с арендодателями.

Предусматривается интеграция модулей, обрабатывающих данные финансового характера, с бухгалтерскими приложениями и биллинговой системой. Служебные программные компоненты поддерживают администрирование пользователей и разграничение их прав доступа, управление задачами и ресурсами самой системы, ведение основных и вспомогательных справочников, взаимодействие с внешней системой сетевого управления и ряд других функций.

Кроме того, сам производитель предоставляет возможность расширения функциональности продукта путем приобретения дополнительных модулей. К ним относятся модуль ведения базы данных о транспортной сети оператора и модуль обработки договоров подряда на проведение строительно-монтажных работ. Операторам мобильной связи адресованы следующие модули: ввода, хранения и анализа результатов натурных измерений параметров сотовых сетей; хранения ретроспективных сведений о настройках базовых станций; сбора и анализа статистических данных о работе базовых станций.

По словам Олега Гашникова, старшего консультанта фирмы HPS International, несмотря на новизну продукта, на российском рынке к нему уже возник интерес. Компания ведет переговоры с двумя крупными отечественными операторами, которые могут стать первыми покупателями этой системы.

Интеллектуальный анализ

Если ПО NRI является российской разработкой, то представленная на семинаре седьмая версия системы отчетности, анализа и распространения информации MicroStrategy — хорошо известный продукт одноименной американской фирмы, основанной более десяти лет назад. Ее интересы в России сегодня представляет компания HPS International.

Абстрагируясь от рекламы, которой пестрят подготовленные сотрудниками HPS информационные материалы о Micro-Strategy 7, данный продукт можно охарактеризовать как масштабируемую платформу, ориентированную на решение двух основных задач — генерации отчетов и интеллектуального анализа информации, результаты которого используются во время принятия бизнес-решений. Система ориентирована на работу в Internet, что упрощает ее администрирование, и поддерживает различные каналы доставки информации, включая мобильную связь. Применительно к телекоммуникационному сектору полезной особенностью приложения является его высокая масштабируемость, в частности способность взаимодействовать с терабайтными базами данных, которые для крупных операторов совсем не редкость.

Функциональное «наполнение» продукта можно разбить на четыре группы. Первая охватывает создание аналитических запросов к базам данных и генерацию отчетов. Эти процедуры выполняются с использованием Web-интерфейса, который предлагается в трех версиях — Web Viewer, Web Reporter и Web Analyst.

Вторая группа имеет отношение к интеллектуальному анализу данных. В MicroStrategy реализовано множество современных математико-статистических методов, включая анализ временных рядов и выявление трендов, проверку статистических гипотез, классификацию данных, корреляционный анализ и обнаружение скрытых зависимостей, которые могут быть применены при обработке самой разной информации. Аналитические функции реализованы в модуле MicroStrategy Agent; кроме того, предусмотрена интеграция с CRM-системами.

В третью группу входят средства упреждающей доставки информации по различным каналам — электронной почте, сетям мобильной связи и др. Эта возможность будет крайне полезна лицам, которые принимают оперативные решения, проводят мониторинг бизнес-процессов или контролируют цепочки поставок. Поддерживающий ее модуль Narrowcast Server допускает персонификацию каналов и графика доставки требуемой информации, а также выдачу предупреждающих сообщений при возникновении нештатных ситуаций.

Наконец, четвертая группа функций связана с интеграцией бизнес-приложений. С одной стороны, пользователи могут работать с отчетами и результатами анализа, полученными в среде MicroStrategy, из программ независимых разработчиков. С другой — при помощи Web-интерфейса они способны получать доступ к иным информационным системам. За интеграцию среды MicroStrategy с такими популярными приложениями, как Microsoft Excel, отвечает модуль OLAP Provider. Управление документооборотом, сопровождающим процесс принятия решений, осуществляет программный компонент Transactor.

Наконец, разработчики продукта предусмотрели возможность моделирования интеллектуальных бизнес-приложений для среды MicroStrategy средствами интуитивного графического интерфейса. Впоследствии такие приложения могут поддерживаться модулем MicroStrategy Administrator, который позволяет переносить созданные проекты в новые операционные среды и анализировать производительность информационных систем.

По данным сотрудников компании HPS, на сегодняшний день ПО MicroStrategy применяется в качестве корпоративной платформы в восьми из десяти крупнейших телекоммуникационных фирм мира. В России же операторы пока не проявили интереса к этому продукту, а его пользователями являются государственные и финансовые организации.

Остается только пожалеть, что представители HPS не сочли нужным информировать потенциальных заказчиков о цене разработки и возможных сроках ее внедрения в действующей сети фиксированной или мобильной связи. Было лишь заявлено, что российским клиентам NRI обойдется дешевле, чем любой готовый зарубежный аналог. Не больше «конкретики» прозвучало и по поводу MicroStrategy 7. Видимо, в HPS не склонны признавать того факта, что продажа программного обеспечения телекоммуникационным операторам, особенно не подведомственным Минсвязи, требует иных подходов, нежели работа с государственными структурами.