Отставание России в темпах строительства проводной инфраструктуры связи могло бы послужить благодатной почвой для взрывного развития технологий беспроводного доступа на участке «последней мили».
Однако инвестиционная привлекательность проектов, основанных на применении радиоэлектронных средств, по-прежнему невысока. Повышенный риск вложений обусловлен проблемами присвоения частотных ресурсов и обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС) строящихся объектов с уже действующими радиоэлектронными средствами (РЭС) гражданского и правительственного назначения.
Наиболее освоенными с технической точки зрения и, следовательно, привлекательными для операторов являются полосы частот в диапазонах 2,45, 3,5 и 5,6 ГГц . Однако, по утверждению заместителя генерального директора НПФ «Гейзер» Виктора Коваля, в крупных и средних городах России радиочастотный ресурс в указанных диапазонах практически исчерпан. На московском, петербургском и других емких и перспективных рынках сложилась парадоксальная ситуация: число действующих систем беспроводного доступа невелико, а получение новых разрешений на их строительство и эксплуатацию осложнено отсутствием свободных частот.
Дело в том, что значительная часть действующих де-юре систем на деле либо вообще не введена в строй, либо эксплуатируется с гораздо меньшей, чем заявленная, нагрузкой. Следствием такой ситуации является рост числа несанкционированных сетей, особенно функционирующих в полосе 2400 — 2483,5 МГц. Как заявил Коваль, до 60% радиоэлектронных средств, работающих на этих частотах, эксплуатируются нелегально. Таким образом, развитие бизнеса законных операторов ограничивается проблемами электромагнитной совместимости их сетей как с «бумажными», так и с «теневыми» системами беспроводного доступа.
В диапазоне 3,5 ГГц, выделенном для совместного использования РЭС беспроводного доступа и земным станциям спутниковой связи, становится все теснее. Многие операторы успели получить необходимые частотные присвоения и развернуть фиксированные системы радиодоступа, в силу чего требования к условиям совместного использования частот постоянно ужесточаются.
Наблюдаемое увеличение нагрузки на диапазон 3,5 ГГц можно с уверенностью экстраполировать на перспективный диапазон 5150 — 5725 МГц. Прогнозируется, что эксплуатация оборудования RadioEthernet стандарта IEEE 802.11.а будет осложнена проблемами ЭМС с действующими спутниковыми сетями связи Globalstar и Iridium, которые занимают полосы 5120 — 5250 МГц. Кроме того, страны — члены CEPT (Европейской конференции национальных администраций телекоммуникаций и почт) в целях защиты от помех спутниковых служб различного назначения разработали достаточно жесткие ограничения на параметры излучений оборудования RadioEthernet в диапазоне 5250-5350 МГц. Позиция CITEL (Американской межнациональной комиссии по телекоммуникациям) несколько мягче. Таким образом, единодушного мнения об условиях использования частот в диапазоне 5ГГц пока не выработано. Соответствующее решение будет принято Всемирной конференцией радиосвязи в 2003 году.
И все-таки, как показал анализ, проведенный специалистами НПФ «Гейзер», технические характеристики 50% оборудования беспроводной передачи данных, получившего от ГКРЧ России разрешение на использование частот 5250 — 5350 МГц, не соответствует требованиям CITEL. В свою очередь, требованиям CEPT не соответствует 90% моделей. Более того, для четырех типов устройств передачи данных ГКРЧ России выдала разрешения на использование полосы 5350 — 5470 МГц, которая вообще не рассматривается международными организациями электросвязи как ресурс для гражданских систем беспроводного доступа.
Коваль выделяет несколько причин, определивших трудности с радиочастотным обеспечением систем беспроводного доступа.
Во-первых, в стране сложилась практика выделения новых диапазонов частот без проведения детальной оценки ЭМС с действующими РЭС. А если таковая и осуществляется, то любое заключение по результатам исследований не имеет юридической силы из-за отсутствия официально утвержденного методического регламента работ. В этом же контексте следует рассматривать слабость позиций Минсвязи России в международных организациях электросвязи. Распределение радиоресурсов без оглядки на общемировые тенденции чревато для российского рынка беспроводного доступа пренеприятными сюрпризами.
Во-вторых, сказывается отсутствие механизмов, исключающих необоснованное резервирование и неэффективное использование радиочастотного спектра. Наиболее действенным аргументом в борьбе с «бумажными» сетями могут стать экономические регуляторы. Внедрение принципа «платности» за использование частотного спектра могло бы сдвинуть дело с мертвой точки, но соответствующие поправки к закону «О связи» пока не приняты.
Оперативный контроль над выполнением условий выданных частотных присвоений со стороны органов государственного регулирования находится в начальной стадии развития. По сообщению заместителя директора ФГУП ГРЧЦ Михаила Зыбина, методическое и метрологическое обеспечение радиомониторинга только разрабатывается, а соответствующие НИИР будут завершены лишь к концу года. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность надзорных органов. По признанию генерального директора ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» Алексея Кузенкова, уровень оснащенности предприятия радиоконтрольным оборудованием не позволяет проводить качественный мониторинг за использованием частотного ресурса на закрепленной территории. Это в Москве, а что уж говорить о региональных подразделениях ГРЧЦ!
Наконец, несовершенство национальной нормативно-правовой базы, ставшее уже притчей во языцех, по-прежнему служит барьером на пути становления отечественного рынка беспроводных систем доступа. Принятым недавно «Положением о порядке использования на территории РФ внутриофисных систем передачи данных в полосе частот 2400 — 2483,5 МГц» определен якобы упрощенный порядок ввоза, реализации и использования таких систем. На деле послабления проявились в отмене процедуры согласования использования данной полосы с Министерством обороны РФ. Но требования МО организовать хоть какой-то контроль в этой области вылились в необходимость получения разрешений ГРЧЦ на каждую абонентскую и базовую станцию сети. Причем установленная цена одного согласования сопоставима со стоимостью одной абонентской карты — она составляет около 3 тыс. руб.
И все же, несмотря на перечисленные препятствия, в многочисленных прогнозах аналитиков предсказывается бурный рост применения технологий радиодоступа в России. «А значит, сегодня мы видим даже не цветочки, а только бутоны тех проблем, ягодки которых придется собирать в скором будущем», — считает Виктор Коваль. Где же выход из замкнутого круга? Рецепт прост — это разработка продуманной национальной политики использования радиочастотного спектра.