По мнению Александра Калинина, главного конструктора ГАС «Выборы», в ближайшее время роль этой системы должна коренным образом измениться
В конце июля Министерство РФ по связи и информатизации совместно с НИИ «Восход» и ассоциацией СИРИУС провело научно-техническую конференцию «Современные подходы и новейшие технические решения при разработке и реализации общефедеральных информационно-телекоммуникационных проектов».

Несмотря на многообещающее название собственно телекоммуникационные проблемы на конференции не обсуждались, а внимание ее участников сконцентрировалось на двух крупных информационных системах — Государственной автоматизированной системе (ГАС) «Выборы» и автоматизированной системе «Государственный регистр населения» (АС ГРН).

«Выборы» с нами

ГАС «Выборы» ведет свою историю с августа 1994 г., когда на уровне Президента РФ было принято принципиальное решение о ее создании. Особенности ее функционирования и сопровождения были сформулированы годом позднее. Несмотря на то что формальный прием ГАС «Выборы» в эксплуатацию состоялся в конце 1999 г., ее практическое использование началось гораздо раньше — в 1995 г. К настоящему времени с помощью этой системы проведено около 2200 избирательных кампаний различного масштаба, в том числе все выборы федерального уровня и 95% выборов регионального уровня. Применение ГАС «Выборы» не ограничивается только учетом избирателей, обработкой бюллетеней и подведением итогов голосования: система также позволяет проводить регистрацию избирательных объединений и блоков, контроль за финансированием избирательных кампаний и решать некоторые другие задачи.

Сегодняшняя ГАС «Выборы» представляет собой иерархическую территориально-распределенную систему, элементы которой размещаются примерно в 3 тыс. районных центрах и городах России. Она состоит из программно-аппаратных комплексов, соответствующих избирательным комиссиям четырех уровней — от Центральной до территориальных. Все эти комплексы объединяются в информационно-коммуникационную сеть, построенную на базе государственных и частных каналов связи. Локальная сеть ЦИК связана с ЛС избиркомов 89 субъектов РФ по выделенным каналам через хост-компьютеры сети «Дионис».

Было бы странно, если бы система такого масштаба, к тому же решающая довольно разнообразные задачи, не эволюционировала во времени. Все эти годы развивались ее функциональные возможности, применяемые технические решения и продукты, собственно информационное наполнение. Так, при подготовке к федеральным выборам 1999-2000 гг. удалось повысить производительность используемых вычислительных платформ, переработать некоторые функциональные модули (например, «Контроль финансов»). Были ликвидированы пробелы и в содержимом баз данных ГАС «Выборы»: если в 1995 г. в них содержались сведения примерно о 80% российских избирателей, то в 2000 г. учет электората стал практически стопроцентным, а число записей в БД превысило 109 млн.

Несмотря на успешный опыт применения ГАС «Выборы» к началу текущего десятилетия стала очевидной принципиальная ограниченность этой системы, преодолеть которую можно было только путем ее радикальной модернизации. В результате на свет появилась программа развития ГАС «Выборы» на 2001-2003 гг., а переработанному варианту системы было дано название «Выборы-М».

Предполагается, что изменения, которые в качестве генподрядчика предстоит реализовать НИИ «Восход», коснутся и операционных платформ, и систем управления базами данных, и сетевой инфраструктуры. Планируется внедрить автоматизированные комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), и одну из разработок в этой области на конференции представили сотрудники ЛОМО. Испытания трех первых образцов таких комплексов завершились минувшей весной. В настоящее время на региональных выборах используются уже 50 комплексов, а общая потребность в КОИБ составляет 10 тыс. штук.

Особое внимание уделяется средствам защиты данных, поскольку ГАС «Выборы-М» перестанет быть просто информационно-аналитической системой, а начнет генерировать документы, имеющие юридическую силу. До последнего времени информационную безопасность обеспечивали средства разграничения доступа и антивирусное ПО. Теперь к ним прибавятся средства поддержки электронно-цифровых подписей, выявления сетевых атак, инструменты криптозащиты и новая система управления.

Наконец, в иерархической структуре ГАС «Выборы-М» должен появиться самый нижний (пятый) уровень, соответствующий участковым избирательным комиссиям.

Масштабный характер преобразований, которые должна претерпеть ГАС «Выборы», означает, что в этом процессе будут задействованы десятки производителей — от поставщиков ПК и серверов до разработчиков СУБД и средств защиты информации. В одних функциональных категориях выбор в пользу конкретных компаний практически уже сделан (Oracle — поставщик СУБД, «Диалог-Наука» — создатель антивирусного ПО), в других борьба за выгодный заказ все еще продолжается (весьма показательным в данном отношении было противостояние компаний Avaya и Cisco Systems). Тем не менее еще в апреле 2002 г. председатель ЦИК РФ Александр Вешняков заявил, что ГАС «Выборы-М» может быть введена в эксплуатацию уже летом следующего года. Первоначально она будет использоваться при проведении ряда региональных выборов, а затем и декабрьских выборов в Госдуму.

Хотя на огромной территории России избирательные кампании и выборы различного масштаба проводятся практически перманентно, значительная часть ресурсов ГАС «Выборы» время от времени простаивает. В этой связи при разработке версии «Выборы-М» была поставлена задача обеспечить использование данной системы для решения других общегосударственных задач. Первым «кандидатом» является проект создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения», разрабатываемый в рамках федеральной программы «Электронная Россия».

Самый важный регистр

Назначение и структура АС ГРН были впервые определены два года назад в концепции создания этой системы. Как известно, сейчас в России существуют десятки специализированных и профессиональных систем учета населения. Соответствующие базы данных ведутся паспортно-визовыми службами МВД, Министерством по налогам и сборам, Государственным пенсионным фондом и рядом других ведомств. В итоге одни и те же сведения многократно собираются и вручную вводятся в компьютерные системы, а их представления в разных учетных БД оказываются несовместимыми друг с другом. Отсутствие взаимодействия между отраслевыми АИС, а также АИС, находящимися в ведении местных органов власти, не позволяет провести синхронизацию данных, постоянно возникают проблемы с обеспечением актуальности информации и т. д.

По замыслу авторов концепции, создание федеральной АС ГРН даст возможность кардинально улучшить ситуацию, поскольку именно АС ГРН станет первичным источником информации для всех остальных систем учета населения. Кроме того, ее появление позволит повысить эффективность социального обеспечения населения и наладить оперативное информационное обслуживание госучреждений, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан.

Предполагается, что АС ГРН будет содержать первичные персональные данные обо всех гражданах России, а также о лицах, находящихся на ее территории длительное время. По результатам агрегации первичных данных в ГРН будет размещаться сводная и аналитическая информация.

В структурном плане АС ГРН должна представлять собой территориально-распределенную систему баз данных, объединяющую муниципальный, региональный и федеральный уровни. Ее создание будет вестись снизу вверх, т. е. путем однократного ручного ввода данных на муниципальном уровне, а также частичного заимствования сведений, накопленных в базах данных ГАС «Выборы». В дальнейшем эта информация по электронным каналам должна поступать в «вышележащие» БД. Для целей такого обмена предполагается развернуть специальную информационно-телекоммуникационную сеть пакетной передачи, которая может включать в себя оптические магистрали, беспроводные сегменты и каналы спутниковой связи. Допускается и частичное использование выделенных каналов сети ГАС «Выборы».

К сожалению, в сегодняшних условиях эта схема практически нереализуема, поскольку на местах источниками исходной информации являются паспортно-визовые службы, органы ЗАГС и местные администрации, а по законодательству какой бы то ни было информационный обмен между ними запрещен.

Определенные проблемы возникают и на уровне разделения ресурсов с ГАС «Выборы». В принципе, использование ГАС «Выборы» в периоды проведения избирательных кампаний и выборов не должно отражаться на функционировании других общефедеральных информационных систем. Но на практике для ЦИК РФ выборы являются приоритетом номер один, а это означает, что большинство ресурсов ГАС «Выборы» время от времени оказываются недоступными для других приложений.

Идеи, деньги и право

Реализации грандиозных планов создания систем, подобных рассматривавшимся на конференции Минсвязи, могут воспрепятствовать как недостаточность финансирования, так и отсутствие нормативно-правового обеспечения. Несмотря на то что ГАС «Выборы» и АС ГРН сегодня находятся в разных весовых категориях, проблемы существуют у обеих.

Система «Выборы» уже успела продемонстрировать свою полезность на практике, и вопрос с финансированием ее дальнейшего развития вроде бы решен. Однако статус этого продукта на протяжении восьми лет регламентировался президентскими указами и постановлениями Правительства РФ. Федеральный же закон о системе «Выборы» до сих пор отсутствует: согласно самым оптимистичным оценкам, он появится на свет в 2003 г., но, скорее всего, будет принят как раз к десятилетию системы. Потребность в таком документе довольно высока, поскольку без него остаются открытыми вопросы собственности на существующие разработки, авторского права и др.

Что же касается ГРН, дела обстоят еще хуже. Во-первых, данная система пока существует только на бумаге. Несмотря на то что пару лет назад увидела свет упоминавшаяся выше концепция, а затем — Распоряжение Правительства РФ о создании ГРН, техническое задание на разработку появилось лишь этим летом, а о законодательном оформлении статуса АС ГРН речь вообще не идет. Как отмечали участники конференции, до сих пор не решено, в чьем же ведении будет находиться эта система — ЦИК или МВД. Концепция имеет статус документа Минсвязи, однако в течение двух лет вся работа по созданию ГРН велась силами инициативной группы, и есть опасения, что с прекращением ее деятельности (по тем или иным причинам) идея ГРН попросту канет в Лету.

Подобного развития событий нельзя исключить и после анализа ситуации с финансированием проекта. Первоначально предполагалось, что создание ГРН займет четыре года и потребует ни много ни мало 3,5 млрд руб. (по среднему курсу 2000 г. — почти 130 млн долл.), причем 70% затрат должны были лечь на муниципальные бюджеты, 25% — на региональные и 5% — на федеральный. С тех пор апологеты ГРН поумерили финансовые аппетиты: как сообщалось на конференции, общий бюджет проекта сегодня оценивается в 300 млн руб., из которых 50 млн намечено выделить из федерального бюджета, 100 млн — из региональных, а остальные средства получить из внебюджетных источников.

Тем не менее даже этих денег наскрести, возможно, не удастся. Во всяком случае из 89 субъектов Федерации только 17 изъявили готовность обеспечить необходимое финансирование и только в 13 из них было инициировано развертывание опытных зон ГРН (к тому же кое-где работы по созданию местных систем ГРН начались еще до появления концепции). Судя по всему, причина кроется в нерешенности многих организационных вопросов, а также в том, что для руководителей местных администраций цели внедрения этой АС пока остаются тайной за семью печатями. Зато для потенциальных разработчиков системы они вполне очевидны. Так, по мнению Игоря Зимненко, директора по развитию бизнеса компании Sterling Group, АС ГРН позволит осуществлять в регионах адресные социальные программы, контролировать расходование выделенных на это средств, точнее планировать проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства, повысить эффективность избирательных кампаний, т. е. в конечном счете — усилить так называемый административный ресурс.

Остается узнать, что произойдет дальше: либо потенциальные возможности АС ГРН все же будут осознаны главами региональных администраций, либо идея умрет, так и не воплотившись в жизнь.