В то время как Международный союз электросвязи (ITU-T) выбирал стандарты для сетей третьего поколения, а американские и европейские операторы изыскивали многомиллиардные суммы на соответствующие лицензии, в островной Японии стремительно развивались службы, которые с полным правом можно было назвать прообразом будущих сетей 3G.

Услуги i-mode, запущенные компанией NTT DoCoMo в коммерческую эксплуатацию в феврале 1999 года, за три с половиной года завоевали сердца десятков миллионов японцев. Бизнес-модель, которую придумал и воплотил на практике данный оператор, оказалась настолько успешной, что минувшей весной первые сети i-mode появились в Европе и США.

Японское чудо

Подход, блестяще реализованный NTT DoCoMo, на удивление прост. Он состоит в том, чтобы, не дожидаясь появления сетей мобильной связи с пропускной способностью в сотни и тысячи килобит в секунду, предложить пользователям набор популярных информационных и развлекательных мультимедиа-услуг. Более чем скромная скорость передачи компенсируется жесточайшим контролем за параметрами предоставляемого контента, а вместо «высокоученых» рассуждений о сетевом доступе, сетях поколения 2,5G и Internet акцент делается на полезности или привлекательности услуги (кстати, буква «i» в названии сервиса происходит от слова information, но никак не Internet). К тому же потребителей не могла не подкупить чрезвычайная легкость обращения с мобильными терминалами и удачная организация их экранного интерфейса.

Идея оказалась поистине гениальной: уже через четыре месяца после запуска сети i-mode ею пользовались около миллиона абонентов, через год их число достигло 5 млн, через два — 20 млн, а через три вплотную приблизилось к 35 млн человек (см. рисунок). Такая динамика представляется тем более невероятной, что в течение первого года изображение на экранах мобильных трубок оставалось черно-белым, а скорость передачи данных долгое время составляла... 9,6 Кбит/с (переход на 23 Кбит/с был осуществлен лишь в 2001 году).

Подробно описывать сервисы, доступные сегодняшним пользователям сети i-mode, — отдельная задача. Да и вообще — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать. Скажу лишь, что среди контент-провайдеров, являющихся партнерами NTT DoCoMo, значатся компании, которые обеспечивают оперативные новости в таких областях, как политика, экономика, финансовые рынки, высокие технологии и спорт. Предоставляются также прогнозы погоды, карты местности, сведения о ближайших гостиницах, ресторанах, кинотеатрах, достопримечательностях, заправочных станциях, аннотированные телепрограммы, астрологическая информация и т. д. Кроме того, поддерживаются функции управления банковскими счетами, покупок и продаж акций, мобильного страхования, совершение покупок, контроля за статусом отправлений, доставляемых экспресс-почтой. Наконец, абоненты i-mode могут загрузить на свои телефоны множество популярных игр (сервис i-appli) и видеоклипов. Запуск таких приложений осуществляется в среде Java for i-mode, разработанной DoCoMo в сотрудничестве с компанией Sun Microsystems на базе платформы J2ME CLDC. Особо надо отметить широкие возможности персонализации сервисов: состав меню и параметры выводимого контента пользователь настраивает по своему усмотрению.

Конечно, различные сервисы имеют для абонентов разную ценность. В силу понятных причин сам оператор не спешит обнародовать какую-либо статистику на этот счет, однако, по некоторым данным, из двух с лишним тысяч поставщиков контента для сети i-mode первые 250 обеспечивают 42% всего трафика. Тем не менее перечень информационных сервисов, предоставляемых абонентам i-mode, постоянно расширяется, как растет и число фирм, стремящихся стать партнерами NTT DoCoMo в данном проекте.

В Японии давно осознали ту нехитрую истину, что ключом к успеху любого начинания, подобного i-mode, является качественный контент. Осознали, а потому с самого начала реализовали бизнес-модель, которая продолжает привлекать новых контент-провайдеров.

Во-первых, долгое время NTT DoCoMo осуществляла строгий контроль за контентом и услугами, предлагаемыми пользователям i-mode, так что ее партнером могла стать далеко не каждая фирма. Жесткий отбор, безусловно, сужал спектр предоставляемой подписчикам информации, но практически гарантировал допущенному к сети контент-провайдеру рыночный успех.

Любопытна схема, избранная оператором для защиты от возможных конкурентов. При разработке контента для сети i-mode используется фирменный язык описания страниц compact HTML (cHTML), который, несмотря на свое название, несовместим с обычным HTML. Доступ к этому контенту из других мобильных сетей (вроде J-Phone, в которой применяется другой патентованный язык MML) оказывается невозможным. В результате даже широко известные поставщики вынуждены создавать для DoCoMo специальные версии своего контента на cHTML, и эта информация не может быть впоследствии кем-либо из пользователей размещена в Web. Таким образом, оператору удалось сформировать информационную зону, доступ к которой со стороны как провайдеров, так и абонентов он полностью контролирует.

Впрочем, в нынешнем году ситуация стала меняться. Начиная с февраля информация о местонахождении абонента, на которой базируется сервис i-area, стала доступной любому контент-провайдеру, а не только официальным партнерам японского оператора. Правда, абонент сети i-mode всегда может запретить предоставлять сведения о его текущем местонахождении кому бы то ни было, да и само это местонахождение определяется с точностью до номера одной из 482 зон обслуживания.

Во-вторых, оператор полностью взял на себя взаимодействие с пользователями. Как следствие, поставщик информации полностью освобожден от необходимости отслеживать, какие абоненты подписаны на его услуги, своевременно ли выставляются им счета, насколько регулярно оплачиваются услуги и т. д.

В-третьих, комиссионные, которые NTT DoCoMo оставляет себе за эту деятельность, составляют 9%. Все остальное достается контент-провайдеру. (Чтобы оператор не выглядел в глазах читателей этаким бессеребреником, напомню, что он взимает с подписчиков ежемесячную абонентскую плату, а также плату за транспортировку данных в зависимости от объема.)

Кстати, 9% от стоимости контент-услуг — цифра почти символическая. Тем не менее трудно допустить, что она не покрывает собственных расходов оператора на маркетинг, привлечение и обслуживание фирм-партнеров, биллинг и т. д. В Европе комиссионные повыше. Скажем, E-Plus, оператор аналогичной сети в Германии, оставляет себе 14% — по-видимому, будучи не вполне уверенным в востребованности нового сервиса широкими массами и желая подстраховать доходную часть своего бюджета.

На этом фоне не могут не вызывать недоумения начавшиеся сетования российских операторов по поводу того, что после запуска сетей 3G они будут вынуждены значительную часть выручки отдавать поставщикам контента. Например, Шагит Резников, директор службы новых технологий и услуг компании МТС, на последнем бизнес-форуме «Мобильные системы» (см. «Сети», 2002, № 10, с. 9) сообщил, что до 80% суммарного дохода оператора будет уходить «на сторону». О суммарном доходе судить не берусь, а вот отчисление 85-90% абонентской платы за контент создателям этого контента уже стало мировой практикой.

Успех — на экспорт

Феноменальный успех начинания NTT DoCoMo не мог остаться незамеченным операторами других стран, которые вознамерились воспроизвести результаты, достигнутые японской компанией, на собственной территории. В прессу время от времени просачивались сведения о том, что в отдельные периоды месячный доход DoCoMO с одного частного(!) абонента достигал 300 долл. — и это без учета услуг роуминга. Как выясняется, подобные цифры явно преувеличены, но, столкнувшись с ними в первый раз, трудно сохранять хладнокровие. Одновременно сама DoCoMo обратила взор на другие страны, справедливо полагая, что потенциал японского рынка не бесконечен и кривая роста числа абонентов и приносимого ими дохода рано или поздно выйдет на насыщение.

Совпадение интересов обеих сторон было закреплено юридически. В конце ноября 2000 года появилось сообщение об образовании стратегического альянса компаний NTT DoCoMo и AT&T Wireless, причем первая приобрела 16 акций второй. Через пару месяцев аналогичные сделки состоялись между NTT DoCoMo и европейскими операторами KPN Mobile и Telecom Italia Mobile. Наконец, в апреле текущего года DoCoMo объявила о подписании соглашения с французским оператором Bouygues Telecom. Во всех случаях конечной целью сотрудничества был запуск информационных и мультимедиа-сервисов, аналогичных i-mode, на региональных рынках. В частности, DoCoMo предоставила своим новым партнерам лицензии на платформу i-mode.

Первоначально предполагалось, что уже в 2001 году новый сервис будет введен в коммерческую эксплуатацию на территории США и ряда европейских стран (Бельгии, Германии, Италии и Нидерландов). В 2002 году за ними должны были последовать Австрия, Греция, Испания, Франция и Турция. Разразившийся кризис нарушил эти планы, и сроки запуска пришлось отодвинуть на первую половину текущего года.

Европейская премьера сервиса i-mode состоялась в Германии, на выставке CeBIT 2002. Немецкий оператор E-Plus (с января нынешнего года — дочернее предприятие KPN Mobile) объявил о доступности соответствующего сервиса 16 марта. Через месяц, 18 апреля, услуги i-mode стали предоставляться в Нидерландах, 16 апреля — на территории США (здесь сервис получил название mMode), а 20 июня тайваньская компания KG Telecom объявила о запуске сервиса i-mode на Тайване, в Гонконге, Малайзии и на материковой части Китая. В июне сервис i-mode должен был стартовать в Бельгии (оператор KPN Belgium), однако, судя по отсутствию какой-либо информации на сайте указанной фирмы, запуск перенесен на более поздний срок.

Сервис i-mode, организованный в Германии компанией E-Plus, поначалу включал в себя 60 разновидностей контент-услуг, однако к концу года цифра должна удвоиться. Около 80% контента поступает от немецких фирм, а остальные 20% — от зарубежных. Хотя по числу партнеров фирме E-Plus еще очень далеко до DoCoMo, уже сегодня в ее портфеле представлены практически все популярные виды информации и сервисов — от новостей и сведений о движении электропоездов до путеводителя по кинотеатрам (с возможностью бронирования билетов) и мобильной службы знакомств. Естественно, поддерживаются доступ к электронным аукционам (eBay), операции с акциями и приобретение товаров.

Сказанное применимо и к американскому оператору. Правда, в отличие от Германии, здесь развитие услуг mMode сдерживается строительством AT&T Wireless собственной сети GSM с поддержкой технологии GPRS. Первоначально сервис был доступен лишь в 13 американских мегаполисах (Даллас, Детройт, Канзас-Сити, Лас-Вегас, Майами, Сан-Диего, Сиэтл, Чикаго и др.), но к концу года оператор планирует охватить новыми услугами практически всю страну. Кроме того, сеть mMode в ее сегодняшнем виде не может использоваться для целей мобильной коммерции, поскольку компания AT&T Wireless пока не наладила систему обработки платежей, адресованных контент-провайдерам.

i-mod?ные телефоны

Клиентам DoCoMo предлагается на выбор с десяток мобильных трубок, поддерживающих сервис i-mode. При этом оператор искусственно сдерживает появление новых изделий, поскольку проверка их совместимости со всеми разновидностями уже имеющихся служб требует огромных ресурсов.

Представленные на японском рынке модели выпускаются разными компаниями, но, как правило, оператор продает их под собственной торговой маркой. По своим физическим параметрам (размеры, вес) эти изделия вполне соответствуют современному облику мобильного телефона, отличия же начинаются с поддержки графики и средств мультимедиа. Все телефоны для сети i-mode имеют жидкокристаллический экран, обеспечивающий от 256 (модели F503i, P503i и P503iS) до 65 536 цветов (S0503i и S0503iS). Размеры экрана позволяют вывести до 10 текстовых строк по 20 символов, а при уменьшении размера шрифта — до 14 строк. Непривычными являются и две дополнительные клавиши на тастатуре: одна из них служит для оперативного доступа к меню услуг i-mode, к Web-сайтам и для загрузки приложений (последняя функция поддерживается не всеми моделями), а другая — для отправки электронной почты.

В Европе и США набор мобильных терминалов, открывающих доступ к новым сервисам, пока далек от разнообразия. Так, клиенты оператора E-Plus вынуждены довольствоваться моделью n21i корпорации NEC, которая предлагается за 249 долл. Во второй половине года к ней добавится телефон TS21i от Toshiba стоимостью 149 долл. (указанные цены предполагают заключение с E-Plus двухгодичного контракта).

Sony-Ericsson T68 — одна из трех моделей, доступных американским пользователям mmode
В сравнении с параметрами изделий, предназначенных для японского рынка, технические характеристики трубки n21i, мягко говоря, не впечатляют. При размере ЖК-экрана 120x160 пикселов устройство поддерживает всего 256 цветов. Правда, фирма NEC снабдила свой продукт динамиком повышенной мощности и 16-разрядным цифровым синтезатором в стандарте MIDI.

Американским пользователям mMode предлагаются на выбор три модели: T68 производства Sony — Ericsson (стоимостью 200 долл.), 8390 фирмы Nokia (200 долл.) и Timeport P7382I корпорации Motorola (80 долл.). В ближайшее время к ним добавится телефон S46 компании Siemens. Уже представленные на рынке продукты оснащаются WAP-браузером, однако в самое ближайшее время они будут дополнены телефонами с комбинированными WAP/HTML-браузерами, что позволит использовать их для просмотра обычных HTML-страниц.

Какие ж это деньги?

Было бы странно, если бы среди факторов успеха сети i-mode в Японии не фигурировала продуманная тарифная политика. Основные ее принципы — низкая, особенно по зарубежным меркам, абонентская плата, минимальная стоимость любого сервиса в отдельности, тарификация не на основе эфирного времени, а по объему принятых или переданных данных.

Судите сами: ежемесячная плата составляет 300 иен (около 2,5 долл.), подписка на сервисы также оплачивается помесячно (от 100 до 300 иен за сервис), а часть услуг вообще предоставляется бесплатно. Отправка сообщения электронной почты длиной 100 символов обойдется пользователю в полторы иены (1,2 цента), его прием — в 0,9 иены (менее 1 цента). Прием сообщения из 1 тыс. символов будет стоить уже 13 иен, а из 10 тыс. символов (около пяти страниц обычного печатного текста) — 76 иен (11 и 63 цента соответственно).

Пожалуй, самым дорогостоящим является собственно обмен данными: 0,3 иены за каждый 128-байтный пакет независимо от направления передачи (т. е. около 20 долл. за мегабайт). По меркам услуг коммутируемого или широкополосного (включая беспроводной) доступа в Internet эта цифра является весьма внушительной. В соседнем Гонконге стоимость передачи 1 Мбайт данных по сети сотовой связи составляет всего 65 центов — при том, что скорость там выше чуть ли не на порядок. Тем не менее подписчики идут на такие расходы, принося японскому оператору в среднем по 75 долл. в год (ARPU, официальные данные за 2000 год). Впрочем, затраты на традиционную мобильную связь в Японии еще выше.

Как видим, в суммарном доходе, который DoCoMo получает с каждого пользователя, доли абонентской платы и отчислений за контент относительно невелики. Как и следовало ожидать, основные деньги оператор зарабатывает на передаче трафика. Именно увеличению его объемов подчинена вся деятельность по реализации новых услуг, расширению круга контент-провайдеров, разработке телефонов с богатыми средствами мультимедиа и пр. Судя по всему, точно так же будет строиться и бизнес последователей DoCoMo из других стран: тарифные схемы там выглядят несколько иначе, но сути дела это не меняет.

Согласно материалам, которые E-Plus распространяла непосредственно перед запуском нового сервиса, для подписчиков, заключивших контракт сроком не менее двух лет, абонентская плата составляет 3 евро, цены на платные услуги находятся в диапазоне от 0,25 до 2 долл. в месяц, каждое отправленное электронное письмо (длиной не более 1 тыс. символов) стоит 0,19 евро, а передача трафика оплачивается из расчета 1 евроцент за килобайт. В контрактах других типов цены заметно выше. Скажем, для тарифного плана «Частный» абонентская плата составляет немногим более 10 евро.

Американцы в лице AT&T Wireless предлагают тарификацию с предоплаченным трафиком. При самой низкой абонентской плате (2,99 долл. в месяц) каждый переданный или принятый килобайт стоит 2 цента, абонентская плата, составляющая 7,99 долл., включает в себя стоимость 1 Мбайт, а плата в 12,49 долл. — стоимость 2 Мбайт трафика. Дополнительный трафик в двух последних случаях оплачивается из расчета 1 цент за килобайт. Подписываясь на сервис mMode, пользователь должен также стать абонентом сети GSM компании AT&T Wireless.

Для российского абонента приведенные цифры представляют не только академический интерес. Рано или поздно им также будут доступны разнообразные информационные услуги с элементами мультимедиа, и при выработке тарифных планов операторам придется учитывать мировую практику. В отличие от японского рынка, где DoCoMo в качестве транспортной среды для услуг i-mode использует сеть стандарта P-PDC (Packet over Personal Digital Communication), AT&T Wireless и дочерние компании KPN Mobile развернули новые услуги на базе сетей GSM, поддерживающих технологию пакетной передачи GPRS.

Как известно, пионером отечественного рынка GPRS-услуг стали компания «ВымпелКом», запустившая соответствующий сервис в коммерческую эксплуатацию 1 апреля текущего года (см. «Сети», 2002, № 8, с. 14) и установившая на первые шесть месяцев невиданно низкую по мировым меркам стоимость передачи/приема трафика — 0,25 долл. за мегабайт (без учета налогов). Трудно представить себе, что эта маркетинговая инициатива продлится сколь угодно долго; скорее всего, уже в IV квартале оператор будет взимать за каждый мегабайт по несколько долларов.

В сети «Би Лайн GSM» уже сегодня предоставляются различные информационные и сервисные услуги — начиная с доступа к «Желтым страницам» Москвы и Санкт-Петербурга и кончая предсказаниями астрологов. Конечно, сравнивать голосовые услуги с информационными сервисами, основанными на пакетной передаче данных, не вполне корректно, однако примечательна их сегодняшняя цена. Для платных голосовых услуг она находится в диапазоне от 0,5 до 2,5 долл. (без учета НДС и налога с продаж) за минуту разговора, при том что местные звонки в столице стоят около 20 центов за минуту.

Естественно, компания не сообщает, как распределяется разница в 0,3-2,3 долл. между ней и контент-провайдером. Возможно, что аппетиты последнего велики, или сам оператор закладывает в цену непомерно высокую прибыль, или имеет место то и другое. Однако какая бы из сторон ни была инициатором установления подобных расценок, при переходе к сервисам типа i-mode подобный фокус не пройдет. Дело даже не в том, что в новых условиях поминутная тарификация потеряет всякий смысл, а в том, что контент-провайдеру придется довольствоваться от силы парой долларов в месяц с каждого подписчика, да и для оператора транспортировка трафика данных в ближайшие годы не превратится в источник основного дохода.

В плену амбиций

Примечательно, что в Германии и США ставку на i-mode сделали фирмы, замыкающие тройку ведущих региональных операторов сотовой связи. Логично предположить, что на фоне все еще туманных коммерческих перспектив сетей 3G компании AT&T Wireless и E-Plus решили попытать счастья и потеснить своих конкурентов при помощи нового сервиса. Та же KPN Mobile в будущем году планирует довести число европейских пользователей i-mode до 1 млн чел., причем 600 тыс. из них должны быть жителями Германии. В свою очередь, AT&T Wireless вынашивает не менее амбициозные планы.

В какой мере они будут реализованы, пока сказать трудно. Головокружительный успех сервиса i-mode на японском рынке уже в первый год его существования наглядно продемонстрировал тот факт, что подобные сервисы могут приобрести невероятную популярность — несмотря на несовершенство соответствующих технологий (низкая скорость передачи данных, черно-белое изображение и т. д.). Как выясняется, гораздо большее значение имеют удачно подобранный и правильно организованный контент, наличие адекватной бизнес-модели, высокопрофессиональный маркетинг и щадящие тарифы. Кстати, скорость передачи данных 9,6 Кбит/с, первые годы поддерживавшаяся в сети i-mode, в точности совпадает с быстродействием в сетях GSM. Остается только гадать, почему европейские сотовые операторы все это время, словно заклинание, твердили свое заветное «3G» и лишь сравнительно недавно стали всерьез рассматривать предоставление информационных услуг в низкоскоростных сетях. Может, все дело в особом японском менталитете?

Восток — дело тонкое

Такая постановка вопроса у кого-то может вызвать улыбку, а между тем она всерьез принята на вооружение некоторыми западными аналитиками. Дело даже не в самом менталитете, а в его сочетании с некоторыми особенностями японского телекоммуникационного рынка. Особенности же эти таковы.

В Японии рынок услуг доступа в Internet по коммутируемым линиям или по широкополосным каналам развит в гораздо меньшей степени, нежели в странах Европы и в США. Поэтому получение разнообразной информации на экран мобильного телефона, а не персонального компьютера воспринимается японцами не как нечто экзотическое. К тому же Японию миновали эксперименты с протоколом WAP, закончившиеся полным фиаско и фактически дискредитировавшие саму идею мобильного доступа в глазах миллионов европейских и американских пользователей. Сам сервис i-mode стартовал здесь в ту пору, когда сети 3G представлялись делом отдаленного будущего.

Возможно, свою роль сыграли и невысокая популярность стационарной телефонной связи и высокие тарифы на связь сотовую. На их фоне расценки, предложенные DoCoMo, просто обязаны были привлечь массового абонента. Добавьте сюда природную склонность японцев к общению (среднестатистический европеец, пользующийся сотовой связью, ежемесячно отправляет 30-35 SMS-сообщений, а среднестатистический японец — более 300-320 сообщений), и причины популярности сервиса i-mode предстанут перед вами в истинном свете.

Перечисленные факторы заставили некоторых экспертов усомниться в целесообразности внедрения проектов, сводящихся к экспорту модели i-mode в другие страны. Одна из наиболее обстоятельных публикаций на эту тему появилась осенью прошлого года на сайте www.allnetdevices.com. Ее автор Дэвид Боитг характеризует подобные проекты не иначе как «донкихотство».

По его мнению, основная ошибка, которую снова и снова повторяют операторы i-mode за пределами Японии, состоит в неверном позиционировании услуги. Для ее продвижения по-прежнему используется техническая терминология (мобильный Internet, сети 2,5G, GPRS и т. д.), тогда как пользователей больше интересуют потребительские качества предлагаемого продукта.

Другая проблема связана с использованием стандартов. Как было сказано выше, DoCoMo удалось создать закрытую контент-зону со строго контролируемым доступом. Но в Европе и США реализовать такой сценарий сегодня невозможно.

Еще одна сложность заключается в следующем: доли E-Plus и AT&T Wireless на местных рынках сотовой связи не идут ни в какое сравнение с той, которую имеет NTT DoCoMo в Японии. Следовательно, эти операторы не могут рассчитывать на заинтересованность в сотрудничестве со стороны ведущих контент-провайдеров как на нечто самой собой разумеющееся. К тому же просвещенные в вопросах доступа европейские и американские пользователи вряд ли согласятся выкладывать по 20 долл. за каждый мегабайт данных, принятых или отправленных при помощи мобильного телефона. Значит, операторы не смогут зарабатывать львиную долю своих средств на передачи трафика и для покрытия расходов им придется брать большие комиссионные с контент-провайдеров, что дополнительно уменьшит лояльность последних.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов тоn факт, что даже в Японии основное применение телефонов i-mode связано с голосовым общением и обработкой электронной корреспонденции. Возможность использовать мобильную трубку для полноценной работы с электронной почтой (а не только с SMS-сообщениями) означает, что пользователи будут реже прибегать к ней для обычных переговоров, тарифицируемых поминутно. Другими словами, «раскручивая» сервисы, подобные i-mode, операторы рискуют уменьшить денежный поток, который останется основной статьей их доходов в течение ближайших лет. То, в какой мере эти процессы проявят себя в сетях AT&T Wireless, E-Plus и KPN Mobile, мы можем увидеть уже в конце года.

Кстати, и у самой NTT DoCoMo в последние месяцы дела идут не блестяще. За все время своего существования в качестве открытой акционерной компании DoCoMo впервые закончила финансовый год (он завершился 31 марта) с убытками. Причина — пока не оправдавшие себя инвестиции в зарубежных операторов (американского AT&T Wireless, британского Hutchison 3G и тайваньского KG Telecommunications). AT&T Wireless стоит в этом списке первой вовсе не по алфавиту: из 4,15 млрд долл. потерь японского оператора 92% приходится на американского партнера. Объяснение простое: за последние полтора года стоимость акций AT&T Wireless упала в несколько раз, а компенсации в виде доли прибыли от услуг mMode фирма DoCoMo, видимо, дождется нескоро. Более того, европейцы, используя язык описания страниц iHTML (прообраз x-HTML), хотя бы платят ей лицензионные отчисления, а от AT&T Wireless, которая развернула свой сервис на базе языка Wireless Markup Language (WML) и протокола WAP, не идут даже эти поступления.

Не может похвастаться DoCoMo и успехами на поприще 3G. Сеть FOMA, запущенная в эксплуатацию в октябре прошлого года, сегодня насчитывает немногим более 60 тыс. абонентов — цифра просто смехотворная на фоне многомиллионной армии пользователей i-mode. В Японии итак не начался бум в отношении сотовой связи третьего поколения, характерный для Европы и США, а развитием сервиса i-mode, как считают некоторые аналитики, DoCoMo еще больше подорвала интерес пользователей к полноценным сетям 3G.

Ничуть не обескураженное этим обстоятельством руководство DoCoMo распространило в конце марта информацию о начале работ в области сетей мобильной связи... четвертого поколения. Построение инфраструктуры опытной зоны должно завершиться летом, после чего оператор намерен приступить к экспериментальным исследованиям базовых технологий 4G.

О самих этих технологиях практически ничего не известно. Сообщается лишь, что скорость передачи трафика в прямом направлении (от оператора к абоненту) будет достигать 100 Мбит/с, а в обратном — 20 Мбит/с, что позволит передавать по сетям 4G телевизионные сигналы высокого разрешения. Ширина рабочей полосы частот составит 100 МГц, что значительно превышает аналогичный показатель для сетей 3G. Коммерческая эксплуатация сетей нового типа начнется не ранее 2010 года. Пока весь мир замер в ожидании массового запуска сетей 3G, компания NTT DoCoMo колдует над очередным японским чудом.