Спустя год после того, как американская компания Polycom приобрела PictureTel, она упрочила свое лидерство на рынке оборудования для видеоконференций, превратившись в одного из основных поставщиков аудио— и видесистем, а также коммуникационного оборудования для передачи данных.

Выпускаемая Polycom аппаратура ViewStation является лидером в классе решений для небольших конференц-залов. А с добавлением к этой продукции предлагавшегося PictureTel терминального оборудования iPower на основе персональных компьютеров Polycom стала контролировать 64% рынка (данные взяты из отчета исследовательской компании Wainhouse Research за I квартал 2002 года). На втором месте с большим отставанием — фирма Tandberg, доля которой составляет 18%. Занимающая третье место корпорация Sony продает основную часть своей продукции за границей. Polycom владеет и 57% рынка небольших персональных установок для организации видеоконференц-связи. Это совсем неплохо для компании, которая начала работать в данном сегменте лишь в 1998 году.

Покупка за 362 млн долл. компании PictureTel предоставила Polycom доступ к оригинальным разработкам PictureTel, предназначенным для организации видеоконференций. К ним относятся система iPower на базе персональных компьютеров, лучшие в отрасли аудиокодеки и, конечно же, хорошо развитая сервисная служба. Для PictureTel же эта сделка означает получение сильной финансовой поддержки ее новых разработок после потери фирмой более 44 млн долл. за первые три квартала 2001 года.

Хотя поглощение PictureTel завершилось в октябре прошлого года, указанные компании все еще не завершили объединения своих штатов и продуктовых линеек, а также внедрения приобретенных технологий в выпускаемые ими изделия. Надо отметить, что в области организации работ этот процесс протекает быстрее, чем в сфере технологий. Штат прежнего представительства PictureTel в Эндовере был сокращен с 415 до 250 человек, причем преимущественно за счет избыточных должностей. Кроме того, стремясь к максимальной экономии, Polycom объединила производственные мощности PictureTel со своими офшорными производствами. Фирма рассматривает и вопрос о перемещении крупного производственного подразделения из Эндовера или хотя бы о сдаче части площадей в аренду.

Интеграцию же технологий осложняет то, что в 2001 году Polycom приобрела еще четыре фирмы. В их число входит и компания Accord Networks, которая создает сетевые серверы, позволяющие объединять несколько конечных точек видеоконференции. В результате всех слияний в 2001 году численность персонала Polycom выросла с 526 до 1296 человек. «Мы полным ходом проводим важное преобразование, — говорит Майк Тачен, вице-президент подразделения Polycom в городе Остин. — Из фирмы, выпускавшей отдельные изделия, мы превращаемся в компанию, которая в состоянии предлагать комплексные решения».

Вместо того чтобы просто продавать терминальное оборудование для видеоконференций через партнерскую сеть, Polycom теперь может оснащать конечные точки, предоставлять программные средства управления и аппаратуру, необходимую для объединения нескольких точек в единую сеть ВКС. Кроме того, фирма располагает собственной линейкой продуктов для проведения аудиоконференций. Приобретение PictureTel позволило Polycom «сэкономить» годы, необходимые для разработки технологий видеоконференц-связи, а также получить развитую инфраструктуру сервисного обслуживания.

«Преобразования проходят гладко, однако мы еще не получили всех преимуществ от интеграции систем, — говорит Кристофер Ди Фиглиа, ассоциативный директор подразделения ИТ, а также вице-президент группы пользователей Polycom. — Нам хотелось бы увидеть, как Polycom использует все полученные преимущества».

Ди Фиглиа в течение многих лет был пользователем оборудования PictureTel, и ему хочется убедиться в том, что технология аудиокодирования PictureTel с частотой 14 кГц (Siren14) будет внедрена в выпускаемых Polycom семействе компьютерных приставок ViewStation, многоточечном узле управления (MCU) Accord и межсетевых шлюзах. В настоящее время единственный способ использования преимуществ высококачественного звука заключается в установке соединения «точка — точка» между двумя конечными «пунктами» видеоконференции, организованной с помощью iPower. В многоточечных соединениях с применением Accord MCU и в соединениях между iPower и ViewStation обеспечивается качество звука с частотой кодирования около 7 кГц.

Среди других возможностей, которые Ди Фиглиа хотел бы увидеть реализованными в новых продуктах, он назвал дистанционное управление камерами между конечными точками с применением стандарта H.323 (для IP-видеоконференций), а также совместную обработку данных пользователями.

Polycom воспользовалась преимуществами более качественной технологии кодирования изображения, которая применяется в серии устройств iPower компании PictureTel, и интегрировала такой кодек в оборудование ViaVideo, предназначенное для проведения персональных видеоконференций.

До завершения сделки с Polycom компания PictureTel избавилась от бизнеса по предоставлению услуг видеоконференц-связи, продав его ACT Conferencing. Она отказалась и от выпуска менее успешных линеек продуктов SwiftSite и Concorde, сделав ставку на семейство iPower с созданной «под него» глобальной сетью обслуживания. Polycom не стала хоронить разработки PictureTel. Сейчас серии ViewStation и iPower приносят примерно равные доли выручки.

«Обе линейки продуктов способствуют развитию компании, — говорит Энди Нильсен, партнер и аналитик из Wainhouse Research. — Если заказчик желает получить персональный компьютер или же специальную аппаратуру, Polycom может предложить и то и другое». Как и Ди Фиглиа, Нильсен считает, что пока слияние протекает гладко, но еще очень многое предстоит сделать в сфере интеграции оборудования. Ему бы хотелось видеть более глубокую интеграцию программного обеспечения Polycom, предназначенного для управления видеоконференциями, и терминалов iPower фирмы PictureTel.

Наибольшие трудности, которые могут встретиться на пути компании, связаны со смешением разных корпоративных культур и распределением приобретенного имущества. Поскольку ее штаб-квартира находится в Милпитасе, видеогруппы работают в Остине и Эндовере, а группа специалистов по сетям — в Атланте, можно ожидать, что культурные различия неизбежно проявятся.

Компания Tandberg тоже ищет способы извлечения выгоды из увеличения размеров Polycom и появления у нее нескольких линеек продуктов. Она предлагает заказчикам единственную линейку оборудования, но с общим программным обеспечением. «Polycom имеет три комплекта программ для трех линеек оборудования, — говорит глава Tandberg Эндрю Миллер. — Мы же усердно работаем над одной линейкой, в которой задействуется единое программное обеспечение». Миллер заявляет, что Tandberg фокусирует свои усилия на выпуске весьма качественного оборудования для залов заседаний директоров и больших конференц-залов. Соответственно, фирме приходится гораздо тщательнее учитывать пожелания заказчиков, тогда как Polycom ориентируется на массовую продажу через каналы дистрибуции.