События, развернувшиеся в текущем году на мировом рынке оборудования и услуг VoDSL, заставляют строить пессимистические прогнозы.

Полтора года назад (см. Сети, 2001, № 2, с. 32) наше издание опубликовало большой обзор, посвященный технологии и услугам цифровой передачи голосового трафика по линиям DSL (Voice over DSL, VoDSL). В ту пору, в конце 2000-го — начале 2001 года, эйфория от невиданных темпов роста телекоммуникационного рынка еще не закончилась, глубину и продолжительность назревавшего кризиса предсказать не брался никто, а технологическим находкам вроде VoDSL прочили блестящее будущее. Более того, услуги VoDSL воспринимались как своеобразная палочка-выручалочка для операторов, позволяющая при минимальных инвестициях значительно поднять доходы. По этой причине вслед за пионерами рынка к выпуску голосовых шлюзов и интегрированных устройств доступа (IAD) приступили гиганты телекоммуникационной индустрии, а аналитические компании наперебой твердили о грядущем экспоненциальном росте числа линий VoDSL по всему миру.

Перечитывая строки, написанные в начале прошлого года, не устаешь удивляться тому, как быстро все изменилось. Мировой рынок оборудования VoDSL остается каплей в море телекоммуникационной индустрии, а прогнозы его взрывообразного развития, некогда составленные сотрудниками Allied Business Intelligent, Cahners In-Stat, Communications Industry Research, TeleChoice и других аналитических фирм, в лучшем случае могут вызвать горькую усмешку.

Первые потери

Вновь обратиться к этой теме требуют два события, произошедшие на рынке VoDSL в текущем году. Первое — отказ Qwest Communications от планов предоставления услуг VoDSL в двух американских мегаполисах, Денвере и Финиксе. Второе — апрельское банкротство фирмы Jetstream Communications, выпускавшей голосовую платформу CPX-1000 и лидировавшей на рынке голосовых шлюзов для широкополосных сетей передачи данных (Voice over Broadband, VoB), к которым относятся линии DSL и каналы кабельного телевидения.

Сегодня демарш компании Qwest не вызывает особого удивления. В последнее время в прессе появляются сообщения о серьезных финансовых проблемах, с которыми столкнулся этот оператор. Американский еженедельник Network World даже предположил, что в ближайшее время Qwest Communications может присоединиться к списку обанкротившихся американских телекоммуникационных фирм, в котором уже значатся такие громкие имена, как Global Crossing, McLeod USA, PSINet, Winstar, WorldCom и XO Communications. Тем не менее решение, принятое руководством Qwest, заставляет по-новому взглянуть на перспективы рынка услуг VoDSL в целом.

Дело в том, что с выходом Qwest Communications из этого бизнеса на американском рынке остается только один традиционный оператор (ILEC), не утративший интереса к предоставлению услуг VoDSL. Речь идет о компании BellSouth, которая в конце 2001 года сообщила о завершении технических испытаний оборудования VoDSL, выпускаемого Jetstream Communications.

Более того, и в других странах признанные операторы, мягко говоря, не спешат с внедрением технологии VoDSL. По крайней мере, по состоянию на начало лета такой сервис они не предлагали. В результате рынок услуг VoB развивается исключительно стараниями альтернативных операторов, обеспечивающих этот сервис лишь на ограниченных территориях.

Рис. 1. Мировой рынок оборудования VoB в 2001 году

В Северной Америке, на которую в прошлом году пришлось более 60% мирового рынка (рис. 1), установка оборудования VoВ в сетях альтернативных операторов стартовала в начале 2000 года, однако и годом позже темпы развития данного сегмента оставались крайне низкими. Число компаний, предоставляющих услуги VoB или планирующих начать такую деятельность в ближайшее время, перевалило за 30, однако мизерные размеры их выручки от этого сервиса (48 млн долл. в 2001 году) говорят сами за себя. Причин столь вялого развития несколько.

  • С точки зрения регулирующих документов статус VoB (голосовые услуги, или расширенный сервис передачи данных) в США остается неопределенным. Это очень напоминает ситуацию с VoIP, которая наблюдалась в России.
  • Падение цен на аренду каналов T1 (в некоторых регионах до 100 долл. в месяц и даже ниже) не позволяет рассматривать услугу VoB как экономически оправданную альтернативу выделенных линий.
  • Американские традиционные операторы связи еще в 90-е годы стали активно внедрять технологию мультиплексирования и передачи трафика от нескольких голосовых каналов по одной медной паре (Digital-Added Main Line, DAML). При этом DAML спектрально несовместима с DSL, вследствие чего ряду абонентов сервисы DSL и VoDSL попросту недоступны. Правда, таких абонентов меньшинство: по данным аналитической компании RHK, в США около 70% малых и средних фирм уже сегодня могут подписаться на DSL-услуги.
  • Традиционные операторы не видят возможности получения серьезной выгоды от предоставления услуг VoB малым и средним компаниям. Кроме того, они опасаются "подорвать" свой основной источник доходов, связанный с услугами традиционной телефонии. К тому же в последнее время угроза со стороны альтернативных операторов, предлагающих на рынке США услуги широкополосного доступа по линиям DSL и сетям кабельного телевидения, сильно снизилась. На фоне ослабления конкуренции традиционные операторы могут себе позволить не торопиться с внедрением сервиса VoDSL.
  • Традиционные операторы вообще не решаются инвестировать в новые услуги, если срок их окупаемости превышает 18 месяцев. А в условиях затянувшегося кризиса гарантировать быстрый возврат вложенных средств не может никто.

В Европе ситуация кажется более оптимистичной, однако здешние операторы и пользователи начали знакомиться с технологией VoDSL позднее, чем в США, а потому объем местного рынка услуг VoB пока вдвое меньше. Первые комплекты оборудования VoDSL были смонтированы примерно год назад, однако к концу 2001 года сразу несколько альтернативных европейских операторов заявили о намерении оказывать услуги VoDSL представителям малого и среднего бизнеса, а также частным лицам. По оценке компании Gartner Dataquest, к концу 2001 года у западноевропейских пользователей было установлено около 2800 абонентских устройств с поддержкой VoDSL — смехотворная цифра на фоне 2 млн подписчиков ADSL-сервиса у одной только Deutsche Telekom. Самым многообещающим региональным рынком на континенте остается Германия: на нее приходятся более 80% всех имеющихся линий VoB.

Повторение — мать учения

Похоже, судьба сыграла с услугами VoDSL ту же злую шутку, что и с сервисом широкополосного доступа в Internet по линиям DSL. Идея такого доступа в свое время наделала немало шума, а число производителей и операторов, готовых сделать ставку на xDSL, росло не по дням, а по часам. Однако энтузиазм довольно быстро сменился осторожным пессимизмом: уже к началу прошлого года стало ясно, что на американском рынке DSL-сервис, что называется, не пошел.

Причину этого нужно было искать, естественно, не в технологической, а в финансовой области. Операторы, вознамерившиеся было в считанные месяцы «опутать» DSL-линиями всю Северную Америку, недооценили размеры требующихся инсталляционных и эксплуатационных расходов. Прогнозы спроса, напротив, оказались сильно завышенными, а разразившийся кризис еще более увеличил разрыв между желаемым и действительным.

В результате во второй половине прошлого года США стали свидетелями банкротства трех ведущих поставщиков услуг DSL-доступа — NorthPoint Communications, Rhythms NetConnections и Covad Communications, которые, точно сговорившись, один за другим объявили об отсутствии средств для продолжения своей деятельности (правда, через какое-то время Covad возобновила предоставление услуг). Конечно, было бы ошибкой думать, что американских пользователей услуг DSL-доступа можно пересчитать по пальцам одной руки, но динамика роста абонентской базы пока далека от прогнозировавшейся аналитиками.

В Европе и Корее ситуация на рынках DSL-услуг гораздо лучше. Тем не менее и здесь бум, наблюдавшийся, например, в Германии в начале 2001 года, оставил о себе лишь воспоминания.

Рыночная траектория VoDSL, словно в зеркале, воспроизводит только что описанную картину. Сама технология, естественно, нареканий не вызывает (разве что операторы стремятся «пересесть» с ATM на IP), да и характеристики оборудования со временем только улучшаются. Но, как известно, от блестящей идеи до рыночного успеха — дистанция огромного размера. И причину банкротства ведущего производителя VoDSL-шлюзов опять-таки надо искать в экономической плоскости.

Весной прошлого года, когда кризис рынка высоких технологий уже ни для кого не составлял секрета, западные аналитики продолжали рисовать взмывающие вверх кривые роста. Например, в апреле фирма Research First Consulting «предсказала», что в 2001 году только малый бизнес принесет операторам услуг VoDSL 169 млн долл., а в 2005 году — при годовых темпах роста 150%(!) — этот показатель достигнет уже 7 млрд долл. Надо ли говорить, что в 2001 году операторы таких денег не получили, а потому вынуждены были урезать бюджеты на закупку нового оборудования. Кроме того, они опять недооценили расходы, связанные с тестированием линий, развертыванием и эксплуатацией VoDSL-оборудования.

А расходы оказались немалыми. В отличие от ситуаций, в которых можно размещать тестовое оборудование в центральном офисе оператора и проверять с его помощью параметры множества каналов «последней мили», в данном случае понадобилось приобретать тестирующие модули для каждого IAD либо ездить от абонента к абоненту с одним комплектом. В обоих случаях установка пользовательских устройств обходится оператору в 500-1000 долл., и просто переложить подобные затраты на плечи абонента ему не удается. Не исключено, что выход состоит в интеграции функций тестирования непосредственно в IAD, однако удорожания последних при этом не избежать.

Описанные экономические проблемы, естественно, отразились на бизнесе поставщиков VoDSL-оборудования. В результате в 2001 году мировой рынок голосовых шлюзов для широкополосных сетей практически не вырос (54 млн долл. против 51 млн долл. годом ранее).

Отказ ряда операторов от закупок нового оборудования больнее всего ударил по корпорации Jetstream, которой в прошлом году принадлежало 36% мирового рынка и 55% — североамериканского. Фирма лидировала и по таким показателям, как число проданных устройств и VoB-портов. Напомню, что Jetstream — одна из трех компаний, которые на рубеже 1997-1998 годов на свой страх и риск взялись за разработку оборудования, позволяющего формировать несколько цифровых телефонных каналов на одной линии DSL. Ее главные конкуренты в ту пору — TollBridge Technologies и CopperCom — оставались таковыми до самого последнего времени (рис. 2). Хотя в начале 2001 года устройства, поддерживающие технологию VoDSL, выпускались примерно 40 производителями, три названные фирмы продолжали доминировать на рынке шлюзов VoB с суммарной долей на уровне 60%.

Рис. 2. Основные производители шлюзов VoB в 2001 году

По мнению ряда экспертов, руководство Jetstream допустило сразу несколько ошибок. Во-первых, поддавшись оптимистическим прогнозам, в 2001 году фирма отказалась от привлечения дополнительных инвестиций (в отличие от ее главных конкурентов). В 2001 году оборот Jetstream составил всего 25 млн долл., а при таких суммах даже небольшое снижение объема заказов способно парализовать деятельность компании. Впрочем, вопрос с дополнительными денежными потоками не так уж прост. Основными инвесторами Jetstream были Bowman Capital Management, Nortel Networks и WorldCom. Печальная судьба последней хорошо известна, да и сегодняшнему положению Nortel не позавидуешь.

Во-вторых, руководители Jetstream не сумели вовремя распознать возросшую заинтересованность традиционных операторов США в реализации систем VoDSL на основе протокола IP, а не протоколов ATM, на которых они базировались изначально. В результате спрос на устройства новой категории поспешили удовлетворить конкуренты — CopperCom, General Bandwidth и TollBridge.

В-третьих, фирма слишком сосредоточилась на рынке США. В отличие, например, все от той же TollBridge, она не торопилась развивать активность в Европе или Азии. Первые дистрибьюторские контракты в Южной Корее и на Тайване были подписаны лишь в конце 2001 года. Да, сервис DSL завоевал успех среди корейских пользователей, но указанные страны — всего лишь часть Азиатско-Тихоокеанского региона. Что же касается Европы, здесь единственным заказчиком Jetstream была компания Versatel, столкнувшаяся с серьезными финансовыми проблемами и чуть не ставшая банкротом.

Дым Отечества

Учитывая стагнацию, овладевшую мировым рынком оборудования и услуг VoDSL, логично предположить, что и в нашем отечестве дела с практическим внедрением этой технологии обстоят не лучше. Хотя точных цифр, по-видимому, не знает никто, и общая оценка происходящего зависит от «условий нормировки». Если за точку отсчета принять смонтированную номерную емкость, то имеющиеся в России пара тысяч линий VoDSL (оценка автора) погоды не делают. Если же ориентироваться на количество каналов широкополосного доступа, а точнее — DSL-линий разных типов, то сервис VoDSL окажется у нас довольно популярным.

Пару лет назад компании «Омнибэнд Групп» и «Телеком» вознамерились было запустить на российской территории производство VoDSL-систем IPTL по лицензии корпорации Terayon (ей этот продукт достался годом ранее благодаря приобретению фирмы RADWIZ). В то время подобные планы казались преждевременными (если не сказать больше) из-за катастрофически низкого спроса на такие системы. И действительно, дальше деклараций дело почти не продвинулось. Причем интересно, что оборудование IPTL зарубежного производства в России спросом пользуется. По словам Андрея Артемьева, главного менеджера проектов «Омнибэнд», только в прошлом году его фирма продала в нашей стране около 1 тыс. комплектов IPTL и, судя по всему, не намерена останавливаться на достигнутом.

В начале 2002 года в составе «Омнибэнд» была образована фирма «ОмниСистемс», которая сосредоточится на продвижении оборудования xDSL, в том числе систем VoDSL. Как сообщил автору исполнительный директор «Омнибэнд» Геннадий Волков, потенциальными потребителями симметричных услуг доступа на базе технологий DSL являются от 15 до 20% отечественных компаний малого и среднего бизнеса, и практически все они рано или поздно начинают испытывать потребность в дополнительных телефонных номерах. Среди индивидуальных пользователей спрос на услуги VoDSL значительно ниже — не более 1-1,5% общего числа домовладений.

Впрочем, в абсолютном выражении все эти проценты выливаются в цифры с пятью нулями, и превращение потенциальных клиентов в реальных займет не один год. Пока же из упомянутой тысячи комплектов IPTL большую часть (около 90%) закупили региональные операторы.

Оно и понятно: в столице и без того проложено огромное число медных линий, а операторов, готовых предложить клиентам дополнительные телефонные номера, — хоть отбавляй. В регионах же ситуация иная. Неудовлетворенный спрос на телефонные услуги налицо, но местные альтернативные операторы практически не имеют доступа к «последней миле», контролируемой дочерними компаниями «Связьинвеста». Там же, где эту проблему удается решить, рынок VoDSL развивается довольно активно. В качестве примера в «Омнибэнд» назвали фирму «Сибчелендж-Телеком», предоставляющую услуги VoDSL в Красноярске.

В той или иной степени интерес к услугам VoDSL проявляют и более крупные операторы. Скажем, испытания соответствующего оборудования проводит в своей сети компания «МТУ-Интел». Cообщений об активном внедрении данного сервиса на коммерческой основе пока не поступало, тем не менее на услугу VoDSL этого оператора подписалось около сотни клиентов.

Насколько известно автору, тестированием оборудования VoDSL занимается «Комбеллга», хотя к активному развертыванию коммерческого сервиса на его основе фирма относится настороженно. (В то же время она предлагает услуги пакетной телефонии VoIP, для которых в качестве транспортной среды подчас используются те же каналы ADSL.) Оборудование IPTL применяет в России и компания Global One (в 2000 году слившаяся с Equant).

Фирма «Совинтел», специализирующаяся, в частности, на симметричных услугах SDSL, довольно активно использует DSL-технологию для уплотнения телефонных линий и предоставления своим клиентам дополнительных номеров. По оценкам автора, компания оказывает услуги VoDSL десяткам абонентов.

Вместо прогноза

И все-таки, анализируя положение дел на рынке VoDSL-услуг, я не стал бы излишне драматизировать ситуацию. Затянувшийся кризис в развитых странах рано или поздно сменится подъемом, и тогда данный рыночный сегмент снова окажется в центре внимания и привлечет поток инвестиций. Логично предположить, что первую скрипку в этом процессе по-прежнему будут играть альтернативные операторы, а уж за ними, в условиях вновь обострившейся конкуренции, последуют операторы традиционные (хотя для последних, как уже было сказано, развертывать услуги VoB — все равно что наступать на горло собственному бизнесу). Судя по всему, такие коммерческие услуги они начнут предлагать в следующем году

Хочется надеяться, что оживление продаж VoDSL-оборудования тоже не за горами. Банкротство Jetstream сильно подорвало доверие финансовых институтов к компаниям с крайне узкой специализацией. А значит, ведущие поставщики VoDSL-продуктов уже в самое ближайшее время окажутся перед необходимостью расширять свой бизнес и предлагать устройства для мультисервисных сетей, поддерживающие технологию VoDSL и сразу несколько вариантов широкополосного доступа. Правда, рассматриваемый рыночный сегмент сможет прокормить 40 производителей еще очень не скоро, поэтому консолидация посредством покупок и слияний неизбежна.

Что касается заказчиков, для них этот процесс не приведет к каким-либо катастрофическим последствиям. Скажем, фирма Network Telephone, предоставляющая услуги VoDSL в нескольких городах юго-восточных штатов США и использующая оборудование Jetstream, после банкротства данного производителя уже получила несколько предложений от его конкурентов.

Наконец, в России и операторы, и поставщики смотрят в будущее VoDSL с умеренным оптимизмом. Если в ближайшие годы нас минуют крупные экономические потрясения, а проблема доступа альтернативных провайдеров к «последней миле», пусть и мучительно, но все-таки будет решаться, то наметившаяся динамика роста сохранится и, глядишь, мы догоним Западную Европу в отдельно взятом, очень узком рыночном сегменте.