Мы беседовали с сотнями руководителей высшего звена, но не нашли ничего, кроме паранойи, неспособности к принятию решений, готовности сдаться на милость правосудия и пораженческих настроений, которые буквально пропитали телекоммуникационную индустрию развитых стран.
Клиенты фирмы TeleChoice работают по всему миру, во всех сегментах телекоммуникационного рынка. Среди них есть сервис-провайдеры, производители микросхем и сетевых устройств, разработчики ПО и фирмы, специализирующиеся на управленческом консалтинге. Здесь и телефонные компании, и поставщики услуг беспроводного доступа, и владельцы сетей кабельного телевидения, и операторы мобильной связи.
Затянувшийся кризис словно разом лишил их рассудка. Всех без исключения. Мы беседовали с сотнями руководителей высшего звена, но не нашли ничего, кроме паранойи, неспособности к принятию решений, готовности сдаться на милость правосудия и пораженческих настроений, которые буквально пропитали телекоммуникационную индустрию развитых стран.
Каждый стремится делать только то, что позволяет удержаться на своем рабочем месте. Никакой инициативы. Никакого желания оглядеться по сторонам. Строгое следование бюджетам. Смешно сказать, но те, кто ровным счетом ничего не делает, удостаиваются наивысших похвал.
На наших глазах одна из фирм, являющихся клиентами TeleChoice, медленно катится под откос из-за стремления руководителей свести расходы компании к нулю и затем умыть руки. Уолл-стрит внимательно следит за происходящим и недвусмысленно одобряет подобное «усердие». Топ-менеджеры не заметили только, что всего за год конкурентные преимущества возглавляемой ими фирмы полностью испарились — из-за морального устаревания выпускаемой продукции.
Руководитель другой компании заявил, что прежняя корпоративная стратегия никуда не годится, а когда появится новая, будет уже поздно. Вы думаете, он собрался предпринять что-то радикальное? Как бы не так! Доходы компании за последние два квартала в точности совпали с пессимистичным прогнозом ее руководителя, после чего последний отправился на поиски работы в другом месте. Что ж, без дела он не останется. Чего не скажешь об остальных сотрудниках компании.
А вот случай с производителем оборудования, который почти на полгода затянул подписание контракта с оператором, поскольку не смог подтвердить одну из цифр, фигурировавших в контракте. Заметьте, эта цифра прозвучала еще на этапе рассмотрения тендерных заявок, оператор требовал лишь ее подтверждения. Производителю стоило подписаться под первоначальными заявлениями, и дело, что называется, было бы в шляпе. В разрешении проблемы участвовали четыре президента, на возникавшие вопросы давались многочисленные ответы, тем не менее ни один из топ-менеджеров не выразил официальную позицию, которая получила бы поддержку всего руководства. В конце концов кто-то решил обратиться за советом к независимым экспертам. Поступившие от них рекомендации не отвечали критериям, сформулированным оператором, и сделка расстроилась. Многие месяцы работы были попросту выброшены на ветер: тендер-то поставщик уже выиграл!
Другой производитель телекоммуникационного «железа» не пожелал предоставить свое устройство для тестирования, поскольку руководители не были уверены в том, что у этого продукта хорошие рыночные шансы. В сущности, они были правы: не отправив изделие на независимые испытания, они сами же свели эти шансы к нулю.
К сожалению, глупости совершают не только изготовители. Практически каждый американский сетевой провайдер, которого мы консультируем, ничего не делает и ждет, чем все это кончится. Руководители обанкротившихся компаний думают только о том, как бы поскорее исчезнуть с горизонта. Менеджеры фирм, которые пока находятся «на плаву», заняты исключительно недопущением банкротства. И практически никто не думает о реструктуризации своего бизнеса в изменившихся условиях или хотя бы о том, как будет выглядеть рынок в ближайшие годы.
В каких сегментах следует развивать активность, а где ее лучше приостановить? На какие рынки предстоит выйти, а от каких отказаться? Это стратегические вопросы, и, не отвечая на них сегодня, топ-менеджеры ограничивают себя рамками краткосрочного финансового анализа. Но ведь ответ, безупречный с финансовой точки зрения, не всегда оказывается конструктивным. Сегодня практически невозможно отыскать руководителя, готового на действительно правильные решения, которые останутся таковыми через год или два.
Каждый день мы встречаемся с новыми компаниями, но картина везде одна и та же. Рынок охватило чувство безнадежности. Никто ничего не покупает, и представители ITT-индустрии замерли в ожидании и в надежде протянуть дольше своих конкурентов. Рано или поздно продажи все равно возобновятся. Людьми овладело состояние апатии, подавленности и покорности судьбе, что в конечном итоге вынуждает их делать откровенные глупости.
Нам пора проснуться. Взбодриться кофейком. И разбудить сотрудника, сидящего за соседним столом.
В противном случае сценарий будет таков. В один прекрасный день те, кто еще сохранил работу, будут сожжены на костре. Их места займут те, кто потерял свою должность вследствие кризиса. Возможно, это окажутся не самые лучшие кадры, но, по крайней мере, они не будут зазнайками, привыкшими красоваться перед многотысячными аудиториями и видеть свои снимки на страницах газет. Лучше иметь дело с людьми, готовыми попробовать хоть что-то сделать, чем с теми, кто давно на все махнул рукой.