Темпы развития рынка мобильной связи России не снижаются. Это главный вывод, который следует из опубликованных полугодовых отчетов компаний «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «ВымпелКом». Хотя уже достигнут прогнозировавшийся ранее порог насыщения московского рынка, оба оператора заявляют, что за отчетный период существенно улучшились их основные финансовые и операционные показатели.

В I полугодии 2002 года общая выручка МТС от продаж услуг составила 563,9 млн долл., что на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года (372,2 млн долл.). Прибыль до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA) за первые шесть месяцев 2002 года достигла 285,5 млн долл., увеличившись на 76% по сравнению с прошлогодним показателем (162,4 млн долл.). За истекший период МТС получила 110,7 млн долл. чистой прибыли — на 67% больше, чем в первой половине 2001 года.

Финансовые результаты «ВымпелКома» за первые два квартала 2002 года оказались скромнее, но по темпам роста бизнеса эта компания опережает МТС. С 1 января по 30 июня 2002 года общая выручка от операционной деятельности «ВымпелКома» составила 318,4 млн долл., то есть была на 82,6% большей, чем полученная за аналогичный период 2001 года (174,4 млн долл.). Показатель EBITDA равнялся 135,0 млн долл. — рост на 111,8% относительно 63,7 млн долл. за соответствующий период 2001 года. Чистая прибыль составила почти 50 млн долл., на 243,8% превысив прибыль в 14,5 млн долл., которая была получена за первые шесть месяцев 2001 года.

Во II квартале 2002 года капитальные затраты операторов на развитие сетевой инфраструктуры оказались почти равными. «ВымпелКом» потратил на это 109,6 млн долл. (из них 65,6 млн долл. потребовалось на освоение московской лицензионной территории), а МТС — 107 млн долл. (64 млн долл. — в Московском регионе).

Первое полугодие прошло под знаком широкомасштабной региональной экспансии ведущих игроков рынка мобильной связи. Но по количеству вновь открытых филиалов ни одному из соперников не удалось достичь серьезного преимущества. С 1 января по 30 июня к сети МТС присоединились 11 новых регионов (включая Республику Беларусь), тогда как «ВымпелКом» организовал за пределами столицы девять новых сетей.

Наряду с расширением географии обслуживания за истекшие полгода значительно выросла пользовательская аудитория обеих компаний. Освоение новых рынков в любой форме, будь то покупка локальных операторов (обычная практика МТС) либо строительство сетей «с нуля» (характерное для «ВымпелКома»), вызывает всплеск новых подключений. Любопытно, что в сети «Би Лайн» темпы роста консолидированной абонентской базы выше, чем у МТС. Идентичная ситуация складывается в Москве и области. Однако МТС в три раза опережает «ВымпелКом» по скорости освоения региональных рынков.

К концу июня 2002 года число активных абонентов МТС составило 4,37 млн человек. Из них 2,02 млн проживают за пределами московской лицензионной зоны. Напомним, что 30 июня 2001 года региональная абонентская база МТС насчитывала всего 202 тыс. подписчиков. В целом же за истекший год абонентская база МТС увеличилась на 135%. К началу осени 2002 года число абонентов ее федеральной сети перевалило за 5 млн.

Абонентская база «ВымпелКома» по истечении II квартала 2002 года насчитывала около 3,28 млн абонентов, 430,9 тыс. из которых пользовались услугами региональных сетей. Общее число пользователей федеральной сети «Би Лайн» за последние 12 месяцев увеличилось почти на 176%. На момент публикации отчетности суммарное количество подключенных абонентов достигло 3,74 млн.

Московский рынок продолжает опровергать прогнозы аналитиков, предсказывавших его скорое насыщение. С 30 июня 2001 года число столичных подписчиков «ВымпелКома» выросло на 162% — с 1,09 млн до 2,85 млн человек. За то же время МТС удалось нарастить свое присутствие в данном регионе только на 42%.

Уровень проникновения услуг мобильной связи растет одновременно со снижением доходности в пересчете на одного абонента. Это одна из ключевых рыночных закономерностей, поэтому положительную динамику ARPU, которую МТС зафиксировала по итогам II квартала в московском сегменте своей сети, следует рассматривать исключительно как сезонный рост активности абонентов.

Средний доход с одного московского абонента МТС вырос с 29 долл. в I квартале 2002 года до 31 долл. во II квартале. Тем не менее общий показатель ARPU компании сократился с 26,7 до 25 долл., то есть его значение снизилось по сравнению с прошлогодним на 39%. Во II квартале показатель использования эфирного времени в пересчете на одного абонента (MOU) в целом по сети возрос с 142 до 167 мин/мес. Стоит отметить, что год назад (во II квартале 2001 года) MOU был примерно на том же уровне — 166 мин/мес.

В сети «Би Лайн» аналогичные показатели скромнее. Во II квартале 2002 года MOU зафиксирован на уровне 94,7 мин (на 12,1% ниже прошлогоднего значения). Величина ARPU составила приблизительно 18,9 долл., снизившись на 31,8% по сравнению с 27,7 долл., которые были зафиксированы во II квартале 2001 года.

Во второй четверти 2002 года отток абонентов из сети «Би Лайн» увеличился с 5,7 до 6,9%. В МТС картина иная: во II квартале отчетного периода компания констатировала снижение оттока абонентов с 9,8 до 7,7%. Правда, в прошлом году этот показатель был еще ниже — 4,9%.

Обе компании заявили об уменьшении затрат на привлечение новых абонентов (SAC). При этом МТС по-прежнему тратит на данные цели существенно больше «ВымпелКома». В компании МТС значение SAC снизилось на 37% (с 62 долл. во II квартале 2001 года до 39 долл. за тот же период текущего года), а в «ВымпелКоме» — на 26% (с 42,3 до 31,8 долл.).

В целом стратегическое положение соперников изменилось незначительно: МТС по-прежнему удерживает лидерство на федеральном уровне, в то время как «ВымпелКом» медленно, но верно прибирает к рукам столичный рынок.