В конце сентября в подмосковном пансионате «Ватутинки» прошла III Международная конференция «Состояние и перспективы развития Интернета в России», организованная Ассоциацией документальной электросвязи. Устроители мероприятий такого рода всякий раз стремятся охватить максимально широкий круг проблем, и тем не менее программа последней конференции отличалась от той, которая имела место год назад. В частности, заметно сократилось число технологических секций. Бизнес операторов и провайдеров, услуги коммутируемого и широкополосного доступа, а также домашние сети в качестве самостоятельных тем не фигурировали вовсе, зато особое внимание было уделено бизнес-аспектам, связанным с российским сегментом Всемирной сети, Internet-приложениям, информационной безопасности и развитию глобальной сети в регионах. В подобном смещении акцентов нельзя не усмотреть признаки постепенного созревания отечественного Internet-рынка. Хотя сам этот процесс займет еще долгие годы (по оценкам экспертов компании «Коминфо Консалтинг», формирование некоторых сегментов рынка завершится только к 2015 г.), положительная динамика ощущается постоянно. И минувший год не стал исключением.
Изменения в российской части Internet, произошедшие в 2001-м — первой половине 2002 г., обсуждались участниками круглого стола, состоявшегося в первый день работы конференции. Как оказалось, Рунету действительно есть чем похвастать, причем в самых разных областях.
Трафик. Приметой прошедшего года стало заметное превышение объемов исходящего трафика над объемами входящего. В отдельные периоды это превышение оказывалось двукратным. Факт удивительный, если учесть, что восемь лет назад в России было всего 20 «собственных» Web-серверов. В конце 2001 г. их число перевалило за 400 тыс., при этом в течение последних пяти лет, по данным «Коминфо Консалтинг», среднегодовые темпы роста этого показателя находились на уровне 150%. При сохранении подобной динамики к началу 2003 г. в Рунете будет уже 1 млн Web-серверов, а еще через год — 2,5 млн.
Инверсия в соотношении объемов входящего и исходящего трафика означает, что местный контент пользуется у российских пользователей сегодня большей популярностью, чем зарубежный. Да и не только у российских.
Аудитория. Не меньший интерес к нему проявляют наши соотечественники, работающие по контрактам или проживающие за рубежом. Если верить оценкам аналитиков, объем зарубежной русскоязычной аудитории Internet сегодня составляет порядка 5 млн человек, что сопоставимо с размером российской армии киберпутешественников.
Впрочем, по поводу последней споры не утихают. Наше издание уже писало о том, что цифры, публикуемые разными организациями на сей счет, могут отличаться в два, а то и в большее число раз. Разнобой в методиках оценки количества пользователей Internet и в получаемых результатах продолжается. Публикуемые цифры находятся в диапазоне 4 -5 млн человек для так называемого ядра пользователей Рунета и 10 — 20 млн человек для максимальной русскоязычной Internet-аудитории.
Рис. 1. Территориальное распределение российского трафика |
Эксперты не могут прийти к единому мнению и в отношении изменения ее численности. Кто-то считает, что в нынешнем году эта аудитория вообще не росла (хотя суммарный объем переданного трафика неуклонно увеличивался!), умеренные оптимисты полагают, что рост просто замедлился, однако его темпы продолжают превышать среднеевропейские (то есть 10% в год), а эксперты из «Коминфо Консалтинг» указывают, что в последние пять лет так называемое ядро Internet-пользователей росло в среднем на 54% ежегодно и в текущем году может увеличиться еще на 32% — почти до 6 млн человек.
Услуги. Вопреки всем ожиданиям, обещаниям и прогнозам, эта область в России отличается непробиваемым консерватизмом. О каких-либо принципиально новых сервисах говорить не приходится, на российском Internet-рынке по-прежнему доминирует незамысловатый доступ в глобальную сеть. Более того, несмотря на многочисленные разговоры о широкополосных технологиях и передаче данных в сетях сотовой связи, подавляющее большинство российских киберпутешественников выходят в Сеть через коммутируемое соединение. В своих оценках годового объема этого бизнеса эксперты практически единодушны, называя цифры 200 — 250 млн долл. Что касается широкополосного доступа в России, то, например, компания Ernst & Young оценивает его годовой объем в 200 млн долл., включая услуги, связанные с предоставлением выделенных каналов. Услуги ADSL-доступа занимают в этом объеме мизерную долю: около 4 млн долл. в 2001 г. и, возможно, около 15 млн долл. в 2002 г. Правда, по прогнозам экспертов, в ближайшие три года темпы роста широкополосных сервисов более чем на порядок превысят аналогичные показатели для традиционного коммутируемого доступа и произойдет это в первую очередь благодаря активному вовлечению в круг потребителей таких услуг физических лиц.
Особенностью прошлого года стало появление в России серьезных проектов, связанных с предоставлением услуг аренды приложений (ASP) — примерно через три года после зарождения аналогичного рынка в США. Объем этого сегмента сегодня не известен никому: оценка руководителей DATA FORT дает 5 — 7 млн долл. в 2002 г., представители Ernst & Young называют в три раза меньшие величины, а эксперты компании «ТрансТелеКом», напротив, говорят о 30 — 70 млн долл. (по-видимому, учитывая традиционный хостинг и некоторые примыкающие услуги).
Участники рынка. Активный интерес западных пользователей к создаваемому в нашей стране контенту отразился и на расстановке сил среди поставщиков услуг. К России стали проявлять неподдельный интерес западные операторы и Internet-провайдеры. Как отмечали некоторые участники конференции, со стороны их попытки проникновения на наш рынок бесперспективны, например, из-за невозможности получить лицензию на работу в регионах. Все что им остается — это транзитная передача трафика, в частности, доставка российского контента на Запад. Однако внушительный размер зарубежной русскоязычной аудитории делает такую деятельность экономически оправданной.
Рис. 2. География русскоязычного контента |
Прошедший год ознаменовался и выходом на отечественный Internet-рынок признанных операторов в лице Ростелекома и дочерних предприятий ОАО «Связьинвест». Как и в США, традиционные телекоммуникационные компании «просыпаются» позже всех, но здоровому рынку их «вступление в игру» идет только на пользу — обостряется конкуренция. По мнению участников круглого стола, на национальном уровне монополизм практически ликвидирован, хотя на межрегиональном он еще сохраняется. Можно надеяться, что и этот барьер в скором времени будет преодолен — не в последнюю очередь благодаря действиям региональных операторов и провайдеров, активность которых в минувшем году заметно возросла.
Бизнес. По мнению Алексея Соколова, директора компании «Русмедиацентр», банкротство множества Internet-компаний ознаменовало собой конец эпохи «мыльных пузырей». Бизнес вернулся в виртуальную среду, но теперь уже с гораздо более серьезными намерениями. Если говорить о российской части Всемирной сети, то в 2001 г. окончательно ушли со сцены те «романтики», которым мы обязаны зарождением российского сегмента Internet. На смену им пришли «белые воротнички», воспринимающие Сеть исключительно в качестве бизнес-среды. Результатом стало и проникновение в Internet-проекты современных IT-технологий, которые используются для повышения эффективности бизнес-процессов.
Как ни странно это звучит, но кризис Internet-рынка развитых стран привел к тому, что российская часть Всемирной сети сегодня воспринимается как более надежный объект для инвестиций, чем Internet на Западе. Вместе с притоком зарубежных средств усилилось давление со стороны западных компаний.
Привлечение инвестиций в Internet-проекты невозможно без тщательной проработки вопроса об их окупаемости. Если говорить о классической рекламной модели, то, по мнению Аркадия Воложа, генерального директора компании Yandex, эра безусловной окупаемости наступит только через год-два. Для российского рынка своеобразный порог окупаемости соответствует рынку Internet-рекламы на уровне 10 млн долл. в год. В 2002 г. этот показатель вряд ли превысит 9 млн долл., а вот в 2003 г. вполне может достичь 15 млн долл.
Приведенные цифры стоит сопоставить с величиной других рыночных сегментов. Скажем, объем рекламы в печатных СМИ оценивается в 600 млн долл., а на телевидении — в 700 млн долл. в год. Рынок провайдерских услуг уже перевалил за 400 млн долл., а совокупная стоимость продаваемого в нашей стране сетевого и телекоммуникационного оборудования — за 2 млрд долл. Сказанное означает, что традиционные Internet-проекты еще долго будут пребывать на обочине отечественного рынка высоких технологий. Между тем буквально рядом существуют сферы, в которых контент-провайдеры могут рассчитывать на неплохие обороты. Так, если верить оценкам экспертов агентства «Финмаркет», только платной финансово-экономической информации через Рунет ежегодно продается на 10 млн долл.
Проблемы. Было бы наивно полагать, что отечественная Internet-отрасль имеет право ограничиваться исключительно победными реляциями. Несмотря на стремительное развитие, темпы которого соответствуют рынкам развитых стран второй половины 90-х годов, российская связь (а Internet имеет к ней прямое отношение) по-прежнему страдает от множества проблем. Одна из них — порядком всем надоевший перекос тарифов, например, на транзит трафика. По данным Михаила Медриша, директора по развитию компании «МТУ-Интел», стоимость передачи трафика по зарубежным магистральным каналам сегодня составляет не более 3 долл. за гигабайт, по общероссийским — уже 5 — 6 долл., а по местным линиям — до 30 долл. В абсолютном выражении цифры стали поменьше тех, что фигурировали в выступлениях год назад, но десятикратная разница между разными тарифами сохраняется и по сей день.
Другая проблема связана с бюрократическими препонами развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Крупные операторы по-прежнему вынуждены проходить сложную процедуру сдачи в эксплуатацию новых сетевых узлов. Несмотря на прошлогодние обещания Госсвязьнадзора, каких-либо послаблений здесь так и не произошло.
Участники конференции неоднократно отмечали недостатки российского законодательства. Специальные секции, посвященные нормативно-правовой базе развития Internet в России, собираются на форумах такого уровня из года в год, а воз и ныне там. Правда, в этом году мнения участников дискуссии разделились. Кто-то по-прежнему настаивает на принятии специального закона об Internet, а кто-то считает такую меру излишней, предлагая ограничиться внесением изменений в уже существующие правовые документы.
Какой бы из этих вариантов ни был выбран, российский Internet продолжает развиваться, вопреки всем юридическим, экономическим и организационным барьерам. Наиболее смелые аналитики пророчат ему стремительный рост в ближайшие три года. Возможно, облик Рунета образца 2005 г. будет не очень похож на тот, к которому мы привыкли сегодня. Но это уже тема для отдельной статьи.