В конце сентября прошла IX Международная выставка автоматизации бизнеса, сетевых и телекоммуникационных технологий Netcom 2002. На сей раз ее состав оказался довольно скромным. Из 49 фирм, разместивших свои экспозиции в выставочном центре на Красной Пресне, чуть более 20 являются непосредственными участниками телекоммуникационного рынка. Среди них — четыре разработчика программного обеспечения, один оператор связи, два провайдера, пять дистрибьюторских фирм, семь системных интеграторов и шесть производителей оборудования. На остальных стендах предлагалась информация о печатных и Internet-изданиях, так или иначе связанных с IT-тематикой.
Иностранные вендоры практически проигнорировали выставку. Свои экспозиции на ней разместили только арабский изготовитель пластиковых карт и нидерландский производитель оборудования для доступа к серверам с пользовательского терминала. Последний представил продуктовую линейку KVM-переключателей (клавиатура, экран, мышь).
Попытаемся понять причины неудач еще одной некогда гремевшей выставки. Netcom проводится в Москве с 1994 г., но с 1997 по 2000 гг. она называлась Internetcom. В то время рынок Internet-технологий переживал настоящий бум, и основные усилия организаторов выставки были направлены на привлечение массового посетителя. При этом ее изначальная тематика (сетевые и телекоммуникационные технологии) отошла на второй план.
Год назад английская компания ITE Group — устроитель мероприятия — решила вернуть мероприятию прежнее название. Тогда заместитель генерального директора ITE Moscow Ян Беляев заявил, что организаторы позиционируют Netcom как глубоко специализированную бизнес-выставку для профессионалов в области телекоммуникаций. Сегодня Беляев объясняет отсутствие интереса к ней ведущих рыночных игроков узостью ее ориентации. Дескать, если бы выставочная тематика была расширена, состав экспонентов оказался бы гораздо более представительным.
Его мнение разделяет руководитель Департамента по информатизации Минсвязи РФ Иван Курносов, присутствовавший на церемонии открытия Netcom?2002. «Российские IT-компании, в отличие от западных, активно растут, поэтому на выставке представлен главным образом отечественный бизнес», — добавил он.
По словам Беляева, любая выставка — это лакмусовая бумажка, по которой можно судить о температуре рынка. Дополним: либо о качестве ее организации. Нацеленность на узкий сегмент рынка, безусловно, повлияла на представительность выставки, но наиболее вероятная причина неудачи — совпадение сроков проведения Netcom?2002 и выставки информационных технологий SofTool (она прошла на ВВЦ), осенней сессии конференции АДЭ, а также визитов в Москву высокопоставленных лиц из ряда зарубежных ИТ-компаний.
Просчитать последствия таких «совпадений» несложно. Так, тематика обеих выставок во многом идентична, их аудитории — тоже, и экспоненты были вынуждены буквально раздваиваться между двумя площадками. Красноречивым свидетельством этому стало объявление на стенде одного из участников Netcom?2002: «Продолжение нашей экспозиции смотрите на выставке SofTool».
Менеджеры ITE так и не смогли объяснить, почему эти очевидные соображения не были учтены при планировании мероприятия. Остается только гадать, что обусловило опасное «сближение» — нездоровые конкурентные отношения или амбиции компаний-организаторов.