Около года назад компания Lucent Technologies объявила о начале выпуска ПО для комплексного управления сетями связи операторов, которое охватывает уровни управления услугами и бизнесом. В начале октября этот комплект программных средств был представлен на российском рынке.
При его создании Lucent использовала свой огромный опыт работы с операторами связи по всему миру, благодаря чему была разработана принципиально новая концепция управления. В ее основу положен так называемый «ролевой» принцип. Он состоит в ориентации не на выполнение последовательности модульных операций, а на единое управление бизнес-процессами оператора связи по всей многоуровневой вертикали. Главным отличием новой концепции является фокусировка на управлении услугами — взамен широко распространенного подхода, основанного на управлении активным оборудованием.
В новой системе управления Navis iOperations компании Lucent «ролевой» принцип реализуется тремя взаимосвязанными компонентами. Для инвентаризации сетевых ресурсов и централизованного управления ими используется Navis iEngineer. При этом обеспечиваются поддержка разных сетевых технологий (что особенно важно для мультисервисных сетей), высокая масштабируемость и возможность работы с оборудованием различных производителей. Быстрое и экономически эффективное предоставление услуг поддерживается модулем Navis iProvision. Он позволяет оператору автоматизировать конфигурирование оборудования для организации доступа пользователей к тем или иным услугам, отслеживать прохождение абонентских заявок, минимизировать сбои, быстро разрабатывать и внедрять новые виды сервиса. Проверка качества работы сети, контроль за эффективностью использования ресурсов, прогнозирование отказов и ряд других важных функций выполняет комплекс Navis iAssure.
Рассматриваемый программный продукт призван содействовать ведению операторского бизнеса. По словам Владимира Вишнякова, технического директора санкт-петербургского филиала Lucent, данное решение способствует решению главных задач, стоящих сегодня перед операторами. Среди них — возможности быстро внедрять современные услуги связи и удерживать клиентов за счет высокого качества обслуживания.
Navis iOperations главным образом ориентирован на компании, которые насчитывают более 1 млн абонентов, — именно в таких случаях особенно заметна его эффективность. Скажем, после установки Navis iOperations оператор Britich Telecom выяснил, что почти 40% его сетевых ресурсов не задействовались для предоставления услуг. В России пока нет опыта применения всего комплекса программ Navis iOperations, однако многие крупные фирмы, такие как МГТС, «Транстелеком» и «ПетерСтар», внедрили его отдельные компоненты. Представители Lucent надеются, что вскоре российские операторы уяснят преимущества данной системы управления и начнут устанавливать у себя полный комплекс Navis iOperations.