В начале отктября в США прошла выставка-конференция Voice on the Net (VON), посвященная конвергентным технологиям передачи голоса и данных. Несмотря на продолжающийся экономический спад, производители мультисервисных решений очень надеются, что крупные компании заинтересуются новым оборудованием и услугами, позволяющими качественно передавать голосовой и информационный трафик по IP-протоколу.
Сегодня поставщики услуг VoIP, такие как, например, компания WorldCom и производители соответствующего аппаратного и программного обеспечения, всячески развивают это направление ИТ-индустрии. Они соблазняют покупателей дополнительными опциями в системах IP-телефонии, которые традиционные сети телефонной связи не способны поддерживать. Сюда, к примеру, относится возможность переключать телефонные вызовы на электронную почту с помощью голосовых команд.
На сегодняшний день считается, что задача увеличения продаж оборудования и услуг VoIP является трудновыполнимой. Как показывают исследования Infonetics Research, затраты компаний на закупку IP-оборудования в течение двух первых кварталов текущего года снизились на 18%. Однако, если верить недавнему отчету Infonetics Research по пакетной телефонии, налицо все признаки того, что расходы компаний на развертывание этих служб в общемировом масштабе к концу года снова вырастут. Предполагается, что общие затраты корпораций по этой статье за текущий год достигнут 1,1 млрд долларов.
Сейчас продолжается период, когда корпоративные бюджеты ужимаются и сотрудники, ответственные за покупку телефонного и IT-оборудования, с неохотой идут на радикальные перемены, считает главный аналитик компании Nemertes Research и обозреватель Network World Джоанна Тилл Джонсон. «Количественно оценить эффективность передачи всего трафика по IP-протоколу действительно очень трудно, — заявляет она. — К тому же, если у вас есть сотрудник, отвечающий за работу офисных АТС, на некоторое время придется серьезно усложнить его работу, чтобы перейти на эксплуатацию нового оборудования».
И все же некоторые клиенты осуществляют переход с одного типа инфраструктуры на другой. Консультационная и софтверная фирма Acuity, расположенная в Рестоне (штат Вирджиния), в июле переехала в новые офисы и отказалась от использования местной аналоговой телефонной системы в пользу IP-услуг регионального провайдера TalkinNets. По словам президента Acuity Пола Шульмана, услуга под названием One Virtual PBX («единая виртуальная АТС»), позволяет связать IP-оборудование с обычной телефонией и дает клиентам весь набор функциональных возможностей, которые они бы получили при наличии собственной АТС. При этом ежемесячная стоимость данной услуги в два раза меньше, чем пришлось бы потратить на покупку АТС и аренду выделенных линий (отдельно для голоса и передачи данных).
Компания TalkinNets официально представила свои новые услуги на выставке VON 2002 и оказалась не единственной в своем роде. Неделей раньше Verizon Communications анонсировала IPT Watch — управляемую службу передачи голосовой информации по IP-протоколу, которая может быть настроена таким образом, чтобы ограничивать количество заключаемых с клиентами субдоговоров. В частности, Verizon могла бы управлять только голосовым оборудованием или отвечать за оборудование и качество услуг, предоставляя клиентам соответствующие отчеты. Национальный поставщик услуг BroadVox представил на выставке услугу IP Centrex, которая обеспечивает функциональные возможности АТС с помощью сетевого оборудования производства Sylantro Systems. BroadVox также предложил услугу, которая связывает телефоны и компьютеры в некую сетевую систему обмена сообщениями, позволяющую вернуть пропущенные телефонные звонки. Для этого нужно просто кликнуть на дисплее компьютера иконку «Пропущенные звонки».
Компания WorldCom представила пакет услуг по передаче голоса по IP-протоколу под названием WorldCom Connection. Данная услуга позволит клиентам передавать голосовой трафик на средние и большие расстояния, используя цифровую абонентскую линию (DSL), технологии frame relay, ATM или линию доступа к Internet. Пакет услуг также включает в себя защищенную межсетевым экраном поддержку протокола SIP для обеспечения дополнительной безопасности и функциональных возможностей голосовой почты. Первая услуга на базе VoIP, которую компания WorldCom представила в январе 2001 года, называлась IP Communications.
Чтобы сделать перспективы технологии VoIP еще более радужными для потребителя, многие производители используют модель Web-сервисов, способствующую быстрому развертыванию таких услуг, которые можно создавать и настраивать в соответствии с индивидуальными потребностями бизнеса.
Sylantro собирается провести демонстрацию таких приложений, которые, как утверждают представители этой компании, были созданы в течение двух недель всего одним Web-разработчиком. Одно из приложений объединяет платформу телефонии с оборудованием BeVocal, распознающим голосовые данные, что позволяет пользователям привязывать голосовые команды к конкретным телефонным функциям. Представители Sylantro заявляют, что потребовалась бы целая команда программистов, чтобы написать такое программное обеспечение для старых систем интегрированной компьютерной телефонии, но компания разработала методы на основе Web-технологий, которые дают возможность пользователям самим написать подобную программу.
Также предстоит выход в свет набора инструментов от Alcatel для программных разработчиков. Он предоставит пользователям возможность объединить доступ к голосовым и текстовым данным, хранящимся на сервере OmniPCX 4400, через интерфейс любого браузера, включая приложения intranet. Стоимость данного инструментария — 4470 долл. А, используя язык XML, пользователи смогут написать собственные бизнес-приложения.
Alcatel также представит WebSoftphone — программное обеспечение, с помощью которого к компьютеру подключается специальная гарнитура, используемая в качестве IP-телефона в сочетании с системой IP-PBX OmniPCX. Это придаст компьютеру такую же функциональность, какую имеет сегодня телефонное приложение Alcatel Softphone. В числе других новых предложений компании — два аппаратных IP-телефона e-Reflexes 4010 со стандартным набором базовых функций и e-Reflexes 4035, имеющий 45 программируемых кнопок и предназначенный для использования в качестве пульта «секретарь-директор».
Компания NetCentrex представила программное обеспечение операторского класса MyCall. Это приложение IP-телефонии, позволяющее провайдерам настраивать услуги конкретно под клиента и дающее пользователям возможность управлять телефонными опциями с помощью Web-инструмента, который называется Subscriber View. Они могут использовать его для настройки таких функциональных возможностей, как вывод различных голосовых и почтовых сообщений, переадресация звонков и создание адресных книг. Инструмент MyCall под названием Administrator View позволяет провайдерам создавать дополнительные услуги и добавлять новых подписчиков. Приложение MyCall работает на сервере Application Server от NetCentrex.
Кроме того, нам стало известно о намерении компании Sprint North (производственное подразделение оператора Sprint) провести презентацию IP-интерфейсов для своих АТС Coral, позволяющих этому оборудованию присоединяться к операторским IP-сетям и IP-телефонам. В свою очередь, корпорация Lucent Technologies собирается представить апгрейд своего медиа-сервера, а фирма AltiGen Communications продемонстрирует свой телефон Alti-IP 600 на базе протокола H.323.