На выставке Netcom 2002 компания RealEast анонсировала решение для организаций и операторов связи под названием «Биржа IP-телефонии». К нашему стенду подошел сотрудник ИТ-отдела одной из московских фирм и попросил совета: как лучше решить возникшие перед его организацией проблемы.
Дело в том, что здание, в котором находился ее офис, продано новому собственнику, и он дал арендаторам месяц на поиск и подготовку к работе новых помещений. ИТ-отдел должен был обеспечить за этот срок все необходимые телекоммуникационные службы. Несколько очень удачных вариантов решений пришлось отбросить только потому, что на новом месте не было пресловутой «технической возможности» установки телефонных линий. Кроме того, требовалось выбрать УАТС и провайдера Internet-услуг. Что и говорить, ситуация типичная для многих отечественных предприятий из области малого и среднего бизнеса.
Пытаясь помочь посетителю, я был удивлен тем, что он ничего не знал о технологии IP-Centrex. В подобных условиях она может стать не только оптимальным, но и единственным решением проблемы организации связи для корпоративных клиентов. Эта технология широко внедряется в мире провайдерами услуг, и российский оператор «СТЕЛТ Телеком» не стал исключением: с ее помощью он обеспечивает новый пакет услуг «IP-офис».
Не только телефонные номера
В последнее время ряд операторов связи стали реализовать идею передачи голоса по существующему в офисе клиента каналу Internet, используя транспорт на основе IP-пакетов. Это единственная общая черта обычных служб Internet-телефонии и услуги «IP-офис».
Услуги типа «IP-офис» (или, как их называют на Западе, IP-Centrex) получили огромный спрос во всем мире. Не меньший потенциал они имеют в нашей стране, характеризующейся относительно слабым уровнем развития инфраструктуры доступа. Операторы связи считают наиболее простым и эффективным решением для организации услуг типа «IP-офис» переход на технологию Softswitch (программного коммутатора), в результате которого интеллектуальная обработка телефонных соединений клиента может автоматически осуществляться оборудованием, находящимся на площадке провайдера.
Хорошо известные на Западе услуги Centrex подразумевают, что весь интеллектуальный сервис (переадресация и ожидание вызова, конференц-связь, многоканальный номер и др.) генерируется именно на узле оператора связи. В распоряжении клиента — лишь обычные телефоны. Сервис «IP-офис» (IP-Centrex) представляет собой тот же самый набор услуг, только в качестве среды связи клиента и оператора используется протокол IP.
Технология «IP-офис» позволяет клиенту, имеющему стандартное подсоединение к Internet по выделенной линии, xDSL, WLL или располагающему обычными клиентскими устройствами (IP-телефонами или шлюзами IP-телефонии различных производителей — Cisco, Mediatrix, Samsung, Vegastream и др.), получить доступ к интеллектуальному сервису. По своему многообразию такие услуги превосходят сервис высококлассных офисных/операторских АТС. В частности, к ним относятся единый план нумерации для распределенных офисов (Call VPN), различные виды переадресации звонков, ожидание вызова, почтовый ящик (включая прием факсов), автосекретарь. Проще говоря, клиенту доступны такие технические возможности управления телефонией, как если бы он пользовался не ресурсами удаленного операторского центра, а собственной офисной АТС.
Разумеется, конкретный набор функций зависит от инсталлированного у оператора решения и текущих настроек сервера приложений. А они, в свою очередь, обусловлены результатами исследований рынка и ориентацией на актуальные потребности корпоративных клиентов. В случае применения пакета услуг «IP-офис», предлагаемого «СТЕЛТ Телеком», клиентам доступны следующие возможности:
- Call VPN - сокращенная нумерация внутри и между распределенными офисами компании или между группой частных пользователей, имеющих выход в Internet;
- почтовый ящик для голосовых и факсимильных сообщений;
- конференц-связь одновременно до шести участников;
- Call-waiting - функция "Ваша линия никогда не бывает занята";
- On-Hold - приостановка разговора в любой момент для вызова других абонентов;
- Forwarding - настраиваемая переадресация входящих звонков в зависимости от дня недели, времени суток, текущего состояния линии, свойств входящего вызова и т. д.;
- запись телефонных переговоров в личный почтовый ящик для дальнейшего прослушивания;
- Web-интерфейс для управления сервисами и просмотра статистики в режиме on-line.
Уникальным свойством данного пакета услуг является и то, что он объединяет несколько различных типов доступа к сервисам за счет общего логического интерфейса управления (единые алгоритмы, настройки, статистика, счета и пр.).
Пакет услуг включает в себя три составляющие. Это классический «IP-офис», «Виртуальный офис» (он представляет собой тот же «IP-офис», но без привязки к конкретному клиентскому устройству или его географическому положению) и сервисные телефонные карты (STELTcard).
Сервисная телефонная карта реализует возможность получения доступа ко всему перечню интеллектуальных услуг «СТЕЛТ Телеком» с любых телефонных линий и аппаратов (включая таксофоны) в 86 странах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России. Этот тип доступа особенно удобен для междугородных и международных звонков, расценки на которые в несколько раз выгоднее, чем у традиционных телефонных операторов.
Время, деньги и полоса пропускания
Поговорим теперь о материальной выгоде использования подобных решений для организации корпоративной связи. Если клиент решается на делегирование полномочий по обработке телефонных вызовов операторскому центру, он получает прямую и значительную экономию. Сравните расходы небольшой компании (штат — 20 сотрудников) на телефонизацию офиса (см. таблицу). Скажем, при использовании традиционного решения для организации 10 телефонных линий потребуется 5,5 тыс. долл. на установку оборудования и 200 долл. ежемесячной абонентской платы. При подписке на пакет услуг «IP-офис» для организации 20(!) линий понадобится 1,8 тыс. долл. разовых платежей и 300 долл. ежемесячной платы (включая оплаченный трафик Internet). Выгода очевидна, даже если не принимать во внимание мобильность, инновационность и высокую безопасность связи рассматриваемого решения.
Сроки внедрения системы офисной телефонии также сокращаются в разы — от нескольких месяцев до двух-трех недель, а иногда (если Internet-канал уже есть) и дней. Кроме того, клиенту не нужно самостоятельно обслуживать АТС (выезд специалиста обойдется от 20 долл./ч). Его не будет заботить проблема амортизации дорогостоящего оборудования, а ведь любая аппаратура рано или поздно устаревает. Все что ему необходимо — недорогое клиентское устройство IP-доступа.
Но и это еще не все. Заказчик больше не будет закапывать инвестиции в землю: в случае переезда в другое здание сервис запускается так же быстро, причем сохраняются прежние телефонные номера, что особенно важно для непрерывного ведения бизнеса.
Но, пожалуй, главное достоинство системы, основанной на пакете «IP-офис», заключается в том, что услуги предоставляются везде, где есть Internet. Это значит, что часть сотрудников может полноценно работать дома или в командировке, а для их коллег по офису и клиентов они досягаемы так же легко, как на рабочем месте.
На первый взгляд услуги «IP-офис» похожи на предложения других операторов связи, но имеют ряд принципиальных отличий, влияющих на их стоимость и эффективность использования. Прежде всего, стоит отметить, что они организованы на базе программного коммутатора (Softswitch) RSF1000, выпущенного дочерним подразделением «СТЕЛТ Телеком» — компанией RealEast. Несомненно, это обусловливает гибкость применяемого решения и возможность его индивидуальной настройки под нужды клиента.
Весь набор услуг является IP-центричным, то есть все сервисы поддерживают работу в любых IP-сетях. Алгоритмы работы и набор услуг инвариантны относительно транспортной среды канального уровня — будь то телефонная сеть общего пользования (ISDN/SS7), xDSL, радиодоступ или «выделенка».
В качестве дополнительных опций клиентам предлагаются средства для обеспечения безопасности коммуникаций. К примеру, это NAT и RTP proxy-сервера, программы шифрования голоса. Все услуги имеют общий Web-интерфейс для управления сервисом, доступа к серверу статистики и конфигурации клиентского оборудования. Процесс конфигурирования является простым и доступным даже для неподготовленного пользователя. Интерфейс базируется на оригинальной среде разработки RealEast Services Factory.
В отличие от характерного для IP-УАТС, весь процесс коммутации вызовов происходит на узле оператора связи. Благодаря этому функции конференц-связи, ожидания вызовов, постановки в очередь и другие занимают лишь один голосовой канал, что ведет к разгрузке физического соединения с Internet и снижению расходов на оплату Internet-трафика.
Николай Ильин (nilyin@stelt.ru) — технический директор «СТЕЛТ Телеком»