Мировые тенденции неизменно влияют на отечественный рынок телекоммуникационных услуг. В частности, это связано с зависимостью российских операторов от западных производителей оборудования и разработчиков программного обеспечения. Потому-то наши компании и демонстрируют неугасающий интерес к проходящим за рубежом отраслевым мероприятиям, одним из которых является ежегодный Global OSS Forum.

Четвертый по счету форум, организатором которого была компания IIR Telecoms & Tecnology, состоялся в конце сентября в Лондоне. Ведущие операторы и сервис-провайдеры, такие как Netchemya, Telsim, BASE (бывший KPN Orange), UTA Telekom, Novis Telecom, LEVEL 3 Communications, Telecom Italia, Sunrise и многие другие, получили возможность поделиться опытом, обсудить проблемы использования систем операционной поддержки (OSS) и обменяться мнениями о перспективах разработки продуктов этого класса.

Global OSS Forum вызвал интерес не только у телекоммуникационных фирм. В его работе приняли участие представители известных производителей и разработчиков ПО (TTI Telecom, Axiom Systems, Watchmark, Metasolv Software, Cramer Systems, Granite Systems, Liberate Technologies, Lucent Technologies, Incatel, Comnitel Technologies), системных интеграторов, консультационных компаний и некоммерческих организаций, специализирующихся на создании стандартов в области OSS (TeleManagement Forum, IPDR.org, OSS Global RHK, Cap Gemini Ernst & Young и др.).

Немного о тенденциях

Сегодняшняя ситуация на рынке OSS будет понятнее, если мы заглянем в недалекое прошлое. В 1999-2000 годах телекоммуникационная отрасль развивалась очень быстро. Многие фирмы наращивали ресурсы своих сетей, рассчитывая на увеличение объема предоставляемых ими услуг. При этом использовались исключительно самые современные и дорогие технологии. Но в 2001 году поднялась волна убытков и банкротств, что заставило рассматривать потенциальные инвестиции в развитие инфраструктуры сквозь призму сиюминутной финансовой целесообразности. Эта тенденция характерна для отрасли и поныне.

Хочется думать, что в ближайшие годы настроения изменятся, и компании станут ориентироваться на получение прибыли, экономно распределяя операционные расходы. Безусловно, такое смещение акцентов приведет к росту значения систем OSS в управлении телекоммуникационным бизнесом и стимулирует разработку новых приложений.

Эта точка зрения была озвучена и во многих выступлениях на Global OSS Forum. Так, ведущий менеджер по телекоммуникационным решениям GE Network Solutions Джон Тернер считает, что инвентаризация сетевого оборудования необходима для повышения эффективности использования ресурсов. В свою очередь, это ускорит коммерческую отдачу от капиталовложений оператора.

Не секрет, что спад в телекоммуникационной отрасли привел к сокращению затрат на новое программное обеспечение. По мнению Марка Бэшема из RHK, сегодня телекоммуникационные компании фокусируются не на собственных разработках, а на использовании готовых решений. Именно поэтому основным требованием к системам OSS и их отдельным модулям является способность к интеграции с другими приложениями.

До сих пор на рынке OSS не было явных лидеров, хотя наметилась тенденция к объединению компаний. Конкуренция приводит к исчезновению и поглощению небольших фирм и к образованию консолидированных корпораций, обладающих более серьезными возможностями. К примеру, в 2001 году 20 ведущих мировых разработчиков получили свыше половины средств, выделенных на развитие систем операционной поддержки поставщиками телекоммуникационных услуг.

Кроме того, конкуренция заставляет сервис-провайдеров добиваться экономии средств (за счет использования систем поддержки операций), что в условиях роста объемов продаваемых услуг, позволит им получать еще большие прибыли. Та же конкуренция способствует продвижению на рынке тех решений, которые могут окупиться в кратчайшие сроки (менее года), легко интегрируются в существующую ИТ-инфраструктуру предприятия связи, они способны безболезненно масштабироваться.

В своем выступлении Руи Феликс Перейра, проектный менеджер португальского оператора фиксированной связи Novis, обратил внимание участников форума на проблему интеграции приложений в единую ИТ-инфраструктуру. Актуализация данной проблемы обусловлена ростом требований к гибкости услуг и необходимостью быстрой реакции операторов на внешние изменения. Разработку соответствующих решений также можно считать услугой, позволяющей операторам последовательно объединять приложения для поддержки сквозных бизнесс-процессов, а компаниям-интеграторам — развивать бизнес в области телекоммуникаций.

Резонанс и диссонанс

Спад в отрасли и банкротство некоторых компаний привели к временному ослаблению конкуренции и сокращению капитальных вложений «выживших» компаний. При этом проблема роста доходов связана с глобальной тенденцией снижения стоимости услуг транспортировки данных. По данным RHK, 100-процентный рост объема трафика приводит к повышению доходов провайдеров услуг лишь на 17%; стоимость же передачи единицы информации снизилась на 45%.

В целях роста доходов телекоммуникационные компании вынуждены консолидировать свои усилия. Для уменьшения операционных расходов требуются дополнительные (и немалые) затраты, поэтому себестоимость услуг может снижаться лишь за счет значительного укрупнения предприятий.

Сегодня в мире насчитывается около 100 сервис-провайдеров, получающих ежегодный доход более 1 млрд долл (рис. 1). В 2001 году суммарный доход этих компаний достиг 1 трлн долл. Из них только 350 млрд долл. было потрачено на покрытие операционных издержек, которые могут быть дополнительно сокращены с помощью систем поддержки операций.

Рис. 1. Распределение доходов телекоммуникационных компаний

Необходимо отметить, что на каждую компанию из сотни лидеров телекоммуникационной отрасли приходятся около пяти разработчиков систем класса OSS, являющихся самостоятельными организациями или подразделениями операторов связи. Рассмотрим, каковы тенденции на «противоположных» сторонах рыночного поля, т. е. присущие, с одной стороны, разработчикам и поставщикам систем поддержки операций, а с другой — провайдерам телекоммуникационных услуг.

Надо отметить, что разработчики OSS-систем находятся в двоякой ситуации. Аналитики рынка свидетельствуют о спросе на создаваемые ими продукты (объем рынка оценивается в 33 млрд долл.), но жесткая конкуренция в этой области позволяет выживать только сильнейшим.

По оценкам RHK, свыше 200 поставщиков предлагают телекоммуникационным операторам различное ПО. Но большинство из них являются компаниями малого бизнеса, чей годовой оборот не превышает 30 млн долл. Количество средних (с оборотом от 30 до 99 млн долл.) и крупных (с оборотом от 100 до 999 млн долл.) фирм примерно одинаково, в то время как компаний-гигантов (с оборотом свыше 1 млрд долл.) — не более 2% общего числа поставщиков OSS-систем (рис. 2).

Рис. 2. Распределение поставщиков OSS-систем по доходу

Таким образом, налицо диссонанс между спадом среди отраслевых потребителей решений и активностью поставщиков OSS-систем. Конкурентный рынок не может себе позволить долго существовать в такой ситуации, поэтому начались объединения и поглощения поставщиков решений. В качестве примера упомянем недавнее поглощение Riversoft, разработчика систем мониторинга и управления сетями, компанией Micromuse, известной своим решением Netcool для управления гетерогенными сетями. Не исключено также, что некоторые поставщики вовсе исчезнут с рынка из-за невостребованности предлагаемых ими продуктов и услуг.

Естественно, спрос на рынке ПО класса OSS будет определяться сервис-провайдерами. Именно они станут ориентировать разработчиков продуктов на решение определенных бизнес-задач.

Что покупают операторы?

С точки зрения финансовой отчетности увеличение прибылей достигается за счет роста продаж, сокращения операционных издержек и капитальных вложений. Продажи могут увеличиваться благодаря предложению новых и повышению качества существующих услуг, более полному удовлетворению нужд потребителей. Расходы снижаются при увеличении производительности инфраструктуры, уменьшении вероятности сбоев, упрощении процесса управления услугами, а также удлинении срока «службы» капитальных ресурсов.

Принимая во внимание перечисленные факторы, сервис-провайдеры проявляют интерес к системам OSS. Одновременно из-за необходимости снижать издержки многие телекоммуникационные операторы не пытаются самостоятельно создавать сложные ИТ-системы: они полагаются на независимых специализированных разработчиков.

Как свидетельствует статистика, в начале 90-х годов прошлого века около 90% затрат операторов приходилось на разработку собственных приложений для поддержки бизнеса. Существование таких платформ, как HP OpenView и Compaq TeMIP, лишь частично облегчало развитие OSS-систем.

Во второй половине 90-х, поняв неэффективность данного подхода, операторы снизили долю расходов на разработку ИТ-систем до 75%. В ответ на это производители оборудования приступили к созданию собственных тиражируемых решений для поддержки операционных процессов. В то же время на рынке появились специализированные компании, такие как MetaSolv, Micromuse, Cramer и многие другие.

Сейчас телекоммуникационные компании продолжают сокращать расходы на собственные разработки. Известно, что к 2001 году они составляли не более половины от общих затрат этих фирм.

Описывая развитие спроса операторов на продукты класса OSS, уместно рассмотреть структуру расходов на такие системы (рис. 3). Системы биллинга и поддержки клиентов (CRM) являются наиболее дорогостоящими. Меньше половины расходов на покупку биллинговых решений приходится на модули обеспечения услуг (Service Assurance). Наконец, менее четверти расходов идет на реализацию услуг (Service Fulfillment) и сетевое управление. Однако если рассмотреть расходы в несколько иной плоскости, затраты на интеграцию данных систем окажутся впечатляющими.

Рис. 3. Распределение средств на OSS-системы

Существует любопытная закономерность между стоимостью OSS-систем и обеспечиваемым ими уровнем управления: чем выше такой уровень, тем больше затраты. Частично это объясняется тем, что снизился интерес операторов к самому управлению сетевыми элементами: в сложившейся ситуации они более всего озабочены качеством и эффективностью предоставления услуг. Причем данная тенденция «закреплена» на всех уровнях. Скажем, в биллинге требуется точность учета оказанных услуг, а на уровне CRM — упрощение самообслуживания клиентов и уменьшение расходов на содержание центров обработки вызовов.

Но ориентация на услуги порождает потребность в решениях, отвечающих за управление на более низких уровнях. Даже для самых прогрессивных операторов остаются актуальными проблемы обеспечения качества сервиса с помощью инструментов управления производительностью и предупреждения неисправностей, вопросы реализации услуг посредством управления сетевыми ресурсами, конфигурирования опорных сетей на базе ATM и IP и т. п.

Создание оригинального решения при наличии спроса на него со стороны операторов вовсе не гарантирует разработчику коммерческого успеха. Если даже продукт нацелен на конкретную задачу оператора и может интегрироваться с другими приложениями, это еще недостаточный аргумент в его пользу. Ныне популярны решения, имеющие короткий срок внедрения, а значит, и связанные с меньшим риском. Кроме того, эффект от их реализации должен быть прогнозируемым и проявляться уже через короткое время (например, через год).

Соответственно, многофункциональные, но громоздкие системы, преимущества от внедрения которых существуют лишь в долгосрочной перспективе, постепенно сойдут с мирового рынка (правда, в России они могут получить второе дыхание). Нежелание сервис-провайдеров «погружаться» в крупномасштабные проекты обусловлено тем, что в условиях нестабильной ситуации на телекоммуникационном рынке эти проекты связаны с большим коммерческим риском.

Есть и другие факторы увеличения риска при внедрении ИТ-продуктов, среди которых можно назвать следующие:

  • необходимость вносить изменения в большое количество работающих приложений;
  • проект предусматривает глобальные изменения в существующей системе и бизнес-процессах;
  • окупаемость проекта измеряется несколькими годами;
  • для реализации проекта привлекаются слишком много сторонних организаций.

Все эти факторы неизменно влияют на структуру предложений разработчиков OSS-систем. Следует отметить, что некоторые операторы (преимущественно действующие на рынке со слабой конкуренцией) могут не привлекать к своим процессам развития сторонних разработчиков. Однако основной спрос на продукты класса OSS определяют операторы, имеющие устойчивое финансовое положение и внушительную клиентскую базу.

Поговорим о перспективах

На Global OSS Forum было названо несколько перспективных направлений. Основной упор, считают аналитики, будет сделан на системы взаимодействия с клиентами, позволяющие упростить обслуживание, снизить его стоимость, расширить возможности конфигурирования услуг. Технологической базой для развития CRM-направления могут послужить клиентские порталы и Web-ориентированные интерфейсы к модулям управления услугами. Таким образом, для развития указанных продуктов OSS требуется их незамедлительная интеграция с биллинговыми платформами, системами управления обслуживанием и контроля за неисправностями.

Это повлечет за собой необходимость в изменении компонентов систем поддержки операций. В области управления сетевыми ресурсами операторам понадобятся решения, позволяющие вести точный учет всех сетевых элементов и снижать расходы за счет более рационального использования таких элементов. Например, желая получать точную и своевременную информацию о состоянии сети, в том числе о доступности ресурсов и услуг, операторы станут проявлять повышенный интерес к системам реализации услуг (Service Fulfillment) и, в частности, к модулям инвентаризации (Inventory).

Поскольку операторы акцентируются на качестве обслуживания клиентов, необходимо обеспечить сетевые ресурсы для предоставления услуг, параметры качества которых будут заранее согласовываться с пользователем. Это обуславливает спрос на решения для управления уровнем обслуживания (Service Level Management) — хотя у разработчиков до сих пор нет единого мнения о подходе к созданию подобных систем. Требование контроля за качеством услуг влечет за собой необходимость в совершенствовании механизмов управления производительностью и борьбы с сетевыми неисправностями.

Ориентируясь на необходимость сокращения расходов, телекоммуникационные операторы обращают внимание на разработки в области предоставления услуг «по требованию». Идея заключается в том, что клиент способен заказывать и получать необходимые услуги в режиме, близком к реальному времени. Для этого нужно автоматизировать весь процесс обеспечения и реализации услуг, включая обработку заявки от клиента, проектирование новой услуги, ее активацию и т. д. Формализацию клиентских заявок на стадии их поступления можно осуществлять с помощью Web-порталов.

Наконец, совершенствовать методы взаимодействия с клиентами позволят решения, объединяющие биллинговую информацию из разных источников (например, о трафике данных и голосовом) в единую базу. Они призваны, с одной стороны, упростить оплату услуг, а с другой — облегчить формирование набора сервисов для заказчиков как единую услугу. Для консолидации биллинговой информации необходимы Mediation-модули, функцией которых является интерпретация данных от различных биллинговых систем и преобразование ее в единый формат.

Следует отметить, что в прошлом году расходы на рассматриваемые системы составили всего 14% всех затрат на продукты класса OSS. Однако в ближайшие три года ожидается рост этой доли до 35% — за счет внедрения новых приложений и технологий, а также интеграции новых и унаследованных систем.

Павел Рудаков (pr@nvconsulting.net) — консультант по аналитике и маркетингу компании NV Consulting.


Операторам связи достанется от Microsoft

Распределенная архитектура вычислений, рост потоков данных, постепенное смещение фокуса операторского бизнеса от продажи базового трафика к продаже высокоуровневых услуг — все это обусловливает стабильный интерес разработчиков ПО к телекоммуникационному рынку. Не стала исключением и корпорация Microsoft, которая провела первый в России специализированный семинар для операторов связи и провайдеров услуг.

Вслед за появлением новых услуг, как было сказано на этом семинаре, создаются различные программные инструменты для их реализации, а усложнение сервисной инфраструктуры приводит к снижению эффективности работы оператора. Проблема интеграции приложений остро стоит не только перед телекомами, но и перед прочими компаниями, активно использующими ИТ.

Как отметил Саймон Уитц, вице-президент Microsoft по продажам и маркетингу в Восточно-Европейском регионе, «успех в бизнесе — это движущаяся цель». Сегодняшней целью Microsoft является обеспечение независимости пользователя от платформы, браузера и языка программирования. И один из шагов в данном направлении — обеспечение поддержки запросов к XML-документам, осуществляемых по протоколу SOAP, в разрабатываемых версиях ОС Windows (Windows .Net Server вскоре должна выйти на рынок).

Кроме того, полтора года назад произошло репозиционирование Microsoft. Наряду с «традиционными» продуктами компания стала предлагать основанные на них решения, а в 2002 г. появились и первые системы для операторов связи.

Подобное решение состоит из ряда продуктов, интегрирующего их кода, а также услуг по внедрению, технической поддержке и адаптации к условиям заказчика. По своему назначению такие системы делятся на инфраструктурные (нацеленные на обеспечение сетевой безопасности, работы центров обработки данных, на управление ресурсами и организацию взаимодействия сотрудников), позволяющие повысить производительность труда сотрудников (бизнес-аналитика, порталы) и увеличивающие эффективность бизнес-процессов (подобные ERP и CRM).

Основным партнером Microsoft по поставке аппаратного обеспечения является корпорация Hewlett-Pakkard. Именно к ее оборудованию адаптированы все продукты Microsoft, но по требованию заказчика они могут быть настроены и на серверы других производителей.

«Перемещение» Microsoft в ряды лидеров, специализирующихся на интеграции приложений, — достаточно серьезный шаг. При этом надо учесть, что после приобретения компаний Great Plains и Navision корпорация имеет в своем ассортименте программные продукты всех основных классов.

Как рассказал менеджер по развитию бизнеса московского представительства Microsoft Иван Пашкевич, полгода назад корпорация начала предлагать специальные «вертикальные» решения для телекоммуникационных компаний, такие как MS Solution for Windows, Web-хостинг, хостинг почты для многофилиальных компаний и системы поддержки бизнеса операторов OSS/BSS (operations and business support systems). Причем Microsoft не собирается конкурировать со специализированными фирмами, такими как Nortel или Lucent, в сфере услуг базовой телефонии и передачи данных: она нацелилась на сектор высокодоходных услуг с добавленной стоимостью.

Одно из самых востребованных решений — система OSS/BSS, обеспечивающая управление сервисами и их интеграцию на базе Biztalk Server. Она используется, например, немецким оператором Deutsche Telekom. Многие российские операторы связи также применяют ПО Microsoft: скажем, «Совинтел» уже два года продает часть своих услуг через корпоративный MS-сервер, а МГТС хранит на SQL-серверах 1,5 Тбайт данных.

У компании Navision до ее поглощения Microsoft также был неплохой «задел» на телекоммуникационном рынке: это внедрение системы Concorde XAL в «КиевСтар GSM», Attain — в РОСНЕТ, Axapta — в «Ленсвязи». В мае 2002 г. в «Ростелекоме» был запущен и тиражируется один из модулей Axapta — «Основные средства». Теперь к преимуществам ERP-системы Navision Axapta (невысокая стоимость владения, наличие квалифицированных кадров, низкие аппаратные требования) прибавилась возможность доступа к неисчерпаемым финансовым ресурсам Microsoft. Тезис «выживет тот, кто инвестирует в развитие ИС» воспринимается Axapta вполне оптимистично. Как сообщил гендиректор Microsoft Business Solutions CIS Владислав Мартынов, в следующем году корпорация планирует инвестировать в развитие ERP-систем 200 млн долл.

Ирина Шеян

Computerworld Россия