В своем выступлении на недавней конференции АДЭ «Состояние и перспективы развития Интернета в России» (подробнее см. Сети, 2002, № 20, с. 8) Александр Теппер, директор «МТУ-Интел» по коммерческой деятельности, привел любопытные прогнозы развития рынка услуг доступа в российской столице.

Как известно, рынок этот можно разделить на три основных сегмента — коммутируемый доступ, доступ через выделенное соединение (к которому в последнее время относят не только использование «классических» выделенных проводных каналов, но и широкополосный доступ с помощью технологий xDSL, передачу данных по сетям КТВ и беспроводным) и доступ через домашние сети (так называемое коллективное подключение). Выход в Internet из домашних сетей может осуществляться на основе технологий широкополосного доступа, той же ADSL. Так, в столичном районе Митино по состоянию на середину сентября «МТУ-Интел» с его партнером «Юникс-Евро» обслуживал более 800 пользователей при помощи 30 ADSL-каналов.

Рис. 1. Основные игроки на российском рынке услуг Internet-доступа в 2001 году

По оценкам Теппера, в ближайшие три года (то есть к осени 2005 года) абонентская база услуг коммутируемого доступа в Москве вырастет вдвое, услуг доступа по выделенным каналам — в восемь раз, тогда как число пользователей домашних сетей увеличится в четыре раза. Приведенные цифры получены в предположении, что на протяжении этого периода сохранятся сегодняшние темпы роста абонентской базы.

На самом деле такое допущение не вполне корректно. Как считает топ-менеджер «МТУ-Интел» и прогнозируют аналитики, среднестатистический портрет столичного пользователя уже в ближайшее время претерпит существенные изменения. Речь идет о всплеске интереса к услугам широкополосного доступа со стороны физических лиц. Эта тенденция отчетливо проявилась во второй половине текущего года и в дальнейшем будет только усиливаться.

Существенную роль здесь играет ценовой фактор. Так, спрос на сервис доступа, предлагаемый «МТУ-Интел» в рамках проекта «Точка Ру», значительно вырос, когда на майской выставке «Связь-Экспокомм 2002» провайдер объявил о введении специальных тарифов для физических лиц. Напомню, что в первую очередь изменение коснулось ежемесячной абонентской платы: раньше она составляла минимум 60 долл. в месяц (без учета оплаты трафика — 0,18 центов за мегабайт), а после введения тарифного плана «Московский» ее уровень снизился вдвое (стоимость трафика осталась прежней). В результате умеренно активный киберпутешественник теперь тратит на широкополосный доступ не более 50 долл. в месяц.

Рис. 2. Прогноз роста числа пользователей коммутируемого доступа в России, млн чел.

В апреле Александр Теппер сообщил автору этих строк, что, по его мнению, наименьший средний доход с одного пользователя (ARPU) услуг ADSL-доступа на российском рынке составляет 30—35 долл. в месяц. Снижать его уже просто некуда — провайдеры начнут работать себе в убыток. Кажется, «МТУ-Интел» вплотную приблизился к этой границе. Кстати, она соответствует представлениям пользователей из западноевропейских стран о допустимой стоимости подобных услуг (Сети, 2002, № 4, с. 5).

Однако вернемся к прогнозам на ближайшие три года. Рост доли физических лиц в абонентской базе услуг высокоскоростного доступа приведет к перераспределению пользователей между сегментами домашних сетей и выделенных каналов. Рост числа абонентов в первом из них уже не будет четырехкратным, зато количество пользователей услуг доступа по выделенным каналам может увеличиться в 40 раз!

Подобные темпы роста нередки для зарождающегося рынка, так что приведенную цифру не стоит отбрасывать как абсолютно неправдоподобную. «МТУ-Интел» в 2003 году рассчитывает подключать к услугам ADSL-доступа тысячи новых абонентов ежемесячно, а ведь к концу текущего года общее число подключений вряд ли сильно превысит 6 тыс.

Надо ли говорить, что прогнозы роста абонентской базы лишь тогда приобретают какую-либо ценность, когда они переносятся в финансовую плоскость. Согласно оценкам разных фирм, сейчас ARPU в секторе услуг коммутируемого доступа в Москве составляет 7—15 долл. Пользователи домашних сетей платят в 3—4 раза больше (то есть 35—40 долл. в месяц), а пользователи выделенных каналов — в 10—12 раз больше (то есть около 100 долл. в месяц).

Конечно, тарифы не будут стоять на месте. Конкурентная борьба между Internet-провайдерами и стремление существенно расширить клиентскую базу наиболее дорогостоящих (на сегодняшний день) услуг заставят компании продолжать снижение цен. Согласно оценкам «МТУ-Интел», для услуг широкополосного года это снижение в ближайшие три года окажется троекратным, тогда как в двух оставшихся сегментах составит 35—50%.

Последняя цифра особенно любопытна. Уменьшение ARPU почти вдвое практически полностью скомпенсирует прогнозируемое двукратное увеличение числа пользователей коммутируемого доступа, а значит, этот сегмент рынка в ближайшие три года будет пребывать в состоянии стагнации (напомню, что речь идет только о Московском регионе). Другими словами, традиционным Internet-провайдерам не стоит рассчитывать на сколько-нибудь заметное увеличение своих доходов, если, конечно, они не придумают каких-либо хитроумных маркетинговых ходов или не начнут активно поглощать конкурентов.

Рис. 3. Прогноз объема российского рынка услуг коммутируемого доступа, млн долл.

В сегменте домашних сетей ситуация не столь пессимистична: общий оборот здесь практически удвоится. Этим и объясняется повышение активности компаний на рынке домашних сетей, наблюдаемое в последние год-два. Однако самым успешным обещает стать бизнес, связанный с широкополосным доступом. Если верить прогнозам «МТУ-Интел», емкость данного рыночного сегмента за три года увеличится минимум на порядок.

Для России в целом аналитики, например, из Boston Consulting Group прогнозируют более умеренные темпы его роста (на уровне 60% в год). Однако в столице, где рынок услуг обычного коммутируемого доступа значительно ближе к насыщению, да и платежеспособность населения повыше, пользователи будут активнее переходить на широкополосные технологии.

Что это означает на практике? Точно оценить сегодняшний объем рынка широкополосного доступа в России практически невозможно. Показатели, выдаваемые аналитическими компаниями, порой различаются в разы, к тому же их оценки относятся к различным совокупностям услуг.

Скажем, мы уже писали о том, что эксперты Ernst & Young называют цифру 200 млн долл., в которой почему-то учтены услуги, предоставляемые по выделенным каналам (в традиционном понимании этого термина). Фирма «Веста Евразия» опубликовала более реалистичные данные за 2001 год — 30 млн долл.

По весьма приблизительным оценкам автора, в текущем году объем этого рыночного сегмента может приблизиться к 50 млн долл. — если принять во внимание услуги доступа, предоставляемые с использованием различных вариантов цифровых абонентских линий, по сетям кабельного телевидения, городским беспроводным сетям и спутниковым каналам. Около 60% данного рынка приходится на Москву, и это примерно соответствует 30 млн долл. Рост на порядок в течение трех лет рассматриваемого сегмента столичного рынка сделает его сопоставимым со всем рынком коммутируемого доступа образца 2002 года. Если прогноз верен, становится понятным серьезный рост интереса к высокоскоростному доступу у операторов разного толка. Как говорится, есть за что побороться!