Борис Бобровников: «Современный информационный рынок, прежде всего, является рынком услуг» |
По мнению генерального директора «Крока» Бориса Бобровникова, современный информационный рынок прежде всего является рынком услуг. Правда, большую часть доходов все еще обеспечивают поставки оборудования. Однако логистика и организация поставок интенсивно трансформируются из высокодоходных сервисов в рутинную деятельность, дающую лишь незначительную маржу. «В конкурентной борьбе теперь побеждает тот, кто предлагает законченные комплексные решения, а для этого необходим совершенно иной уровень знаний и квалификации», — подчеркнул глава «Крока».
Ключевые элементы рынка ИТ-услуг — планирование, реализация проекта (поставки и внедрение оборудования и решений), техническая поддержка, обучение и эксплуатация (аутсорсинг). По сведениям Дмитрия Кожевникова, аналитика по рынку ИТ-услуг компании IDC, сейчас в России на долю реализации приходятся более 50% совокупного дохода от предоставления ИТ-услуг. Для зрелых рынков значение этого показателя не превышает 30%.
По оценкам IDC, в 2001 году совокупная выручка российских компаний, действующих в перечисленных секторах, составила приблизительно 850 млн долл. Но рынок динамично развивается, и к 2006 году, как прогнозируется, его объем вырастет до 2,5 млрд долл. Кожевников обратил внимание участников конференции на заметное оживление в сегментах эксплуатации (аутсорсинга) и корпоративных систем управления (ERP).
«Крок» адекватно реагирует на такие изменения. Как сообщила заместитель генерального директора компании Вероника Тараба, в текущем году заключены несколько новых партнерских соглашений, в том числе с крупнейшими игроками мирового рынка — Polycom, Documentum и EMC.
Пополнение списка вендоров позволило «Кроку» расширить спектр услуг. Компания активно продвигает решения для построения систем видеоконференц-связи и электронного документооборота. Благодаря тому, что интегратор пополнил свой портфель линейкой систем хранения данных от EMC и активизировал сотрудничество с обновленной HP, перед «Кроком» открылись новые перспективы развития бизнеса в данном рыночном сегменте.
Увеличение объемов продаж и появление новых услуг обусловили серьезный рост штата компании. За последние два месяца «Крок» принял на работу 40 квалифицированных специалистов, и, как сообщил Бобровников, список вакансий еще не исчерпан.
Глава компании подчеркнул, что специалисты «Крока» отработали на практике множество вертикально-ориентированных решений. А конференция была организована для того, чтобы поделиться накопленным опытом с партнерами по рынку.
Работа конференции проходила по двум потокам: «Решения по созданию бизнес-приложений» и «Решения по созданию вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры». Участникам форума были представлены технологии для организации центров технической поддержки, создания систем управления предприятиями на базе Microsoft Navision Attain, документооборота на базе Documentum, средства видеоконференц-связи от Polycom и ряд других разработок.
Характерная деталь: из 16 докладов четыре были посвящены организации центров обработки вызовов. Повышенное внимание одного из крупнейших отечественных интеграторов к данной тематике свидетельствует о прогрессе российского рынка контакт-центров.
Помимо решений для вертикальных рынков на конференции обсуждались вопросы эффективного взаимодействия проектной организации и заказчика. Огромный опыт реализации ИТ-проектов позволил «Кроку» выработать универсальную методику построения корпоративных информационных систем, о которой рассказал заместитель директора одноименного департамента Алексей Добровольский.
Он считает, что можно минимизировать риск неудачного воплощения ИТ-проекта, следуя нескольким важным правилам. Необходимо изначально расставить приоритеты, связанные с функциональностью будущей системы, а затем реализовывать проект по принципу «от главного ко второстепенному». Кроме того, нужно сформировать сегментированный график выполнения работ и каждые 2-3 месяца интегрировать в ИТ-систему заказчика промежуточные версии продукта.
К плачевным результатам, как говорит Добровольский, приводит экономия на бюджете тестирования (к слову, это типичная позиция российского заказчика). В таких случаях ошибки выявляются лишь в процессе эксплуатации готовых систем. По мнению Добровольского, стоимость тест-программы должна быть не меньше стоимости самой разработки.