По мере исчерпания частотного ресурса в диапазоне 2,4 ГГц отечественные операторы беспроводных сетей все чаще обращают взоры на более высокие частоты. Не исключено, что уже через пару лет территориально-распределенные сети, использующие рабочий диапазон 5 ГГц, окажутся в нашей стране таким же привычными, как их сегодняшние «низкочастотные» собратья. К эксплуатации первой такой сети в Москве приступила компания ArtCommunications. Научный редактор «Сетей» Павел Иванов беседует с генеральным директором ArtCommunications Александром Охотниковым об особенностях работы в новом диапазоне и ситуации на российском рынке беспроводных сетей передачи данных.
Как можно охарактеризовать текущий этап эволюции российского рынка беспроводных сетей и что нас ожидает в ближайшей перспективе?
Сегодня основная тенденция данного рыночного сегмента — поиск новых возможностей для развития бизнеса. Отечественные операторы беспроводных сетей накопили достаточный опыт работы в частотном диапазоне 2,4 ГГц. Они успели оценить потенциал этого диапазона, определить ресурсы, необходимые для построения работоспособной сети и предоставления услуг требуемого качества, наконец, определить возникающие здесь проблемы. Так что теперь к строительству сетей в нестандартизованном диапазоне 3,5 ГГц либо на частотах в 5-гигагерцовой области приступают достаточно зрелые компании.
Означает ли это, что возможности сетей диапазона 2,4 ГГц, по крайней мере в крупных городах, практически исчерпаны?
Думаю, что да. Когда эти сети только появились, считалось, что имеющегося ресурса хватит надолго. Более того, поначалу операторы получали лицензии лишь на один частотный номинал. Однако со временем стало ясно, что построить сеть на единственной частоте практически невозможно, поскольку абонентская емкость в пересчете на одну базовую станцию оказывается недопустимо малой.
Для обслуживания растущей абонентской базы требуется развитая инфраструктура, которую не удается развернуть при ограниченном частотном ресурсе. Добавьте сюда сравнительно невысокие скорости передачи, значительный уровень помех, и станет очевидно, что в пределах 2,4 ГГц возможности развития беспроводных сетей полностью исчерпаны. Некоторое оживление еще может возникнуть после появления на рынке оборудования стандарта 802.11g, которое использует те же частоты, но имеет более высокую пропускную способность, чем устройства 802.11b.
Кстати, исчерпание рыночного потенциала диапазона 2,4 ГГц связано не только с ростом абонентской базы, но и с изменением характера клиентских запросов. Еще два-три года назад большинство абонентов подключались на скорости 64 Кбит/с, а сегодня в сети нашей компании средний показатель составляет 128-256 Кбит/с, а максимальный — 512 Кбит/с.
Какова ситуация с диапазоном 3,5 ГГц?
Как вы знаете, этот диапазон оказался за рамками, определяемыми семейством стандартов IEEE 802.11. По этой причине он поддерживается лишь ограниченным кругом производителей. Из представленных на нашем рынке компаний оборудование для него выпускает только Alvarion, унаследовавшая соответствующие устройства от BreezeCOM. На базе этого оборудования в России и строятся все сети диапазона 3,5 ГГц.
Однако операторы, сделавшие ставку на устройства BreezeCOM, постоянно сталкиваются с проблемами. Первоначально предполагалось задействовать весь спектр в диапазоне 3,4-3,6 ГГц, но в ходе исследований ГКРЧ выяснилось, что соответствующие беспроводные сети создают серьезные помехи работе спутников «Газкома». Тогда использование в беспроводных сетях частот верхней части диапазона (3,5-3,6 ГГц) было запрещено. Кроме того, для этих сетей были введены жесткие ограничения на размещение абонентских станций, секторы излучения базовых станций и т. д.
В результате при развертывании базовых станций операторы должны применять специальные конструкции и проводить весьма кропотливую работу на этапах установки и наладки антенн. Сказанное, естественно, относится не только к Москве.
Что же, это направление является тупиковым? Или все-таки можно надеяться, что со временем частоты в районе 3,5 ГГц будут освобождены?
Насколько мне известно, «Газком» не планирует освобождать данные частоты, да для этого и нет веских оснований. Сегодня строительство и эксплуатация таких сетей невозможны без детального согласования их технических параметров с «Газкомом». Эта практика, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Сети диапазона 3,5 ГГц будут развиваться в первую очередь там, где другие возможности отсутствуют.
Ощущают ли операторы негативные последствия того, что диапазон 3,5 ГГц не включен IEEE в число стандартных?
По большому счету, нет. Соответствующие устройства сертифицированы и разрешены к применению на территории России. Единственным важным следствием стандартизации того или иного диапазона является его поддержка множеством производителей, которых конкуренция заставляет постоянно снижать цены. С оборудованием 3,5 ГГц такого не происходит.
В какой мере удастся ликвидировать дефицит частотного ресурса за счет освоения 5-гигагерцевого диапазона? Какие трудности возникают на этом пути? И через какое время, по вашим оценкам, на сети, работающие в области 5 ГГц, будет приходиться заметная доля рынка?
В России активное освоение диапазона 5 ГГц уже началось, хотя бы на уровне заявок. Если говорить о строительстве реальных сетей, то пока лишь наша компания развернула 5-гигагерцевую сеть и приступила к ее эксплуатации.
Развертывание аналогичных сетей в других городах страны сдерживается тем, что весной текущего года ГКРЧ приостановила выдачу лицензий на диапазон 5 ГГц и инициировала дополнительные исследования возможных конфликтов между беспроводными сетями передачи данных и системами связи военного назначения. Эта работа должна завершиться в ближайшие месяцы, после чего выдача частотных присвоений может возобновиться. ГКРЧ предстоит принять решение о характере использования 5-гигагерцевого диапазона в его полном варианте (5,15-5,7 ГГц), а не только полосы 5,25-5,35 ГГц, которую задействует наша компания.
Насколько мне известно, ArtCommunications принимала участие в испытаниях сетей, работающих в области 5,25-5,35 ГГц. Какое оборудование тестировалось и каковы ваши впечатления?
Да, мы участвовали в НИОКР, инициированных ГКРЧ. Впечатления самые благоприятные. На сегодняшний день эфир в данном диапазоне практически чист даже в Москве; только отдельные номиналы используются средствами Министерства обороны. Соответственно, технические характеристики развертываемых в нем беспроводных каналов исключительные, особенно с точки зрения устойчивости связи.
Мы работали с устройствами Revolution 5000 отечественного производства. Ряд зарубежных компаний, включая Intel, Cisco Systems и Proxim, также предлагают оборудование для этого диапазона, однако пока оно рассчитано только на внутриофисное применение.
Есть ли еще какие-то барьеры (помимо отсутствия окончательного решения ГКРЧ) для развертывания сетей в этом диапазоне?
Принципиальных проблем нет. В техническом плане переход на более высокие частоты влечет за собой уменьшение зоны покрытия (при той же мощности), так что схема размещения базовых станций должна быть иной. Если в диапазоне 2,4 ГГц радиус зоны покрытия одной базовой станции может составлять в городской среде 10-25 км, то на частотах 5,25-5,35 ГГц он равен 5-7 км. Кроме того, в новом диапазоне требуется иное антенно-фидерное оборудование. К счастью, отечественные компании активно осваивают его производство, да и зарубежные варианты имеются, так что серьезных затруднений на стадии развертывания сетей не предвидится.
А стоимостный фактор?
Абонентские устройства пока дороже, прежде всего из-за отсутствия столь же широкого спектра предложений, какой имеется для диапазона 2,4 ГГц. Изготовители устройств для 5-ГГц сетей предлагают лишь довольно дорогие продукты уровня моста. Ситуация во многом аналогична положению дел в диапазоне 3,5 ГГц. По этой причине услуги в диапазоне 5 ГГц еще какое-то время не будут предлагаться на массовом рынке.
Расходы, которые предстоят операторам при переходе в новый диапазон, выше процентов на двадцать. Это обусловлено затратами на приобретение оборудования. Хотя теоретически количество базовых станций должно возрасти в несколько раз, на практике увеличение окажется не столь значительным. Дело в том, что сегодня операторы стремятся не достичь полного покрытия больших территорий, а охватить зоны с максимальной плотностью абонентов.
С учетом всего сказанного можно ожидать, что уже через год-два после принятия решения ГКРЧ во всех крупных городах России, где существуют сети диапазона 2,4 ГГц, появятся 5-гигагерцевые беспроводные сети. Для многих компаний, стремящихся выйти на этот рынок, единственный способ реализовать свои планы — осваивать 5-гигагерцовый диапазон.
Но есть ли место для новых игроков на этом, пока далеко не массовом рынке?
В крупных городах с населением 500 тыс., а тем более 1 млн человек — есть. Именно здесь зарождается новая абонентская база, за которую развернется основная борьба. К тому же при переходе в диапазон 5 ГГц операторы стремятся предлагать клиентам новые услуги, например в области IP-телефонии. На частотах в районе 2,4 ГГц это было практически нереально, так как высокий уровень помех не позволял оказывать услуги приемлемого качества. В диапазоне 5 ГГц такая возможность появилась. Причем подобные услуги могут предоставляться только определенной группе клиентов, прежде всего корпоративных, что повлечет за собой сегментацию самих операторов.
Конечно, в освоении новых частот в еще большей мере заинтересованы операторы, уже имеющие беспроводные сети. Исчерпав ресурс диапазона 2,4 ГГц, они спешат подать заявки на новые частоты. Дальше все будет определяться тем, кто первым успеет к разделу «эфирного пирога».
Ситуация в диапазоне 5 ГГц будет радикально отличаться от существующей в области 2,4 ГГц. Посмотрите: сегодня в некоторых крупных городах работают три-четыре, а иногда и пять операторов, поделивших между собой полосу шириной 80 МГц. Фактически вся она нарезана на узкие кусочки, распределенные между несколькими компаниями.
В новом диапазоне политика операторов в отношении частотного спектра будет иной: они будут стремиться получить достаточно широкие полосы частот (100 МГц и больше) с целью построения сетей со значительной абонентской емкостью. Одним из следствий такого подхода окажется немногочисленность операторов беспроводных сетей. Даже в очень крупных городах в диапазоне 5 ГГц будут работать один-два оператора беспроводных сетей.
В таком случае и проблема частотного пиратства станет не столь острой?
Для такого вывода есть все основания. Сейчас при обнаружении серьезных эфирных помех оператор не может даже выяснить, от кого они исходят. Получение широких полос частотного спектра позволит избежать таких ситуаций. Компаниям будет проще контролировать использование тех частей диапазона, на которые они получили частотные присвоения. Кроме того, развертывание незарегистрированных сетей в области 5 ГГц сопряжено с большими затратами, чем создание таковых в диапазоне 2,4 ГГц.
Вы упомянули IP-телефонию в городских беспроводных сетях. Что можно сказать о ее развитии в России?
Этот сегмент рынка находится у нас в зачаточном состоянии. Попытки организовать такие услуги в сетях диапазона 2,4 ГГц потерпели полное фиаско, прежде всего из-за негарантированного времени задержки пакетов. На частотах 3,5 ГГц, где используется оборудование бывшей BreezeCOM, качество IP-телефонии — вполне приемлемое. Мы изучаем возможность организации IP-телефонии в 5-гигагерцевом диапазоне. Пока эфир здесь не занят, качество связи является довольно высоким, но по мере увеличения числа абонентов ситуация может ухудшиться. В конце весны 2003 года мы планируем приступить к предоставлению соответствующих услуг — самостоятельно или вместе с партнерами.
Попрошу вас прокомментировать ситуацию на московском рынке распределенных беспроводных сетей. В течение последних полутора лет все новые компании объявляли о намерении действовать на нем — достаточно вспомнить «Совинтел», МСС (проект Alaris), «Комбеллгу». Совсем недавно подобное сообщение поступило от Corbina Telecom. Неужели емкость столичного беспроводного рынка так велика?
У каждой из названных вами компаний были свои причины попробовать силы на поприще беспроводных сетей. Для Corbina это естественное расширение основного бизнеса, связанного с проводными каналами связи. В ее проекте применяется оборудование MultiGain Wireless, и развертываемая сеть в первую очередь предназначена для передачи телефонного трафика, хотя может служить и для транспортировки данных. «Совинтел» также использует беспроводную сеть для развития телефонного бизнеса. Для МСС предоставление услуг беспроводного доступа является диверсификацией бизнеса, обусловленной стремлением задействовать уже имеющуюся опорную сеть для получения дополнительного дохода.
Другими словами, игроков, решивших строить беспроводную сеть «с нуля», за это время в Москве не появилось.
Но хотя эти операторы преследуют свои специфические цели, вы не можете не чувствовать конкуренции с их стороны.
Да, с появлением на этом рынке новых компаний нельзя не считаться. Правда, с точки зрения ценовой политики (плата за подключение и абонентские платежи) все мы относимся приблизительно к одной категории. Никто из новичков не пытается «сломать» рынок, установив демпинговые цены или прибегнув к каким-либо иным мерам.
Конкуренция, скорее всего, развернется в другой области. Компании столкнутся с необходимостью своевременно удовлетворять большую часть (90 — 95%) заявок на подключение, которые будут исходить из самых разных районов Москвы. И преимущество получит тот, кто имеет наилучшую зону покрытия. Хорошее покрытие позволяет не только упростить подключение новых клиентов, но и снизить стоимость инсталляционных работ. Из-за отставания в развитии инфраструктуры новые операторы рискуют столкнуться с серьезными проблемами.
А насколько остра конкуренция между рыночными «старожилами»?
Здесь роли практически распределены. За несколько лет операторы успели притереться друг к другу, и политика каждой из компаний (как в техническом, так и в маркетинговом плане) понятна остальным. Конечно, какие-то клиенты переходят от одного оператора к другому, в основном из-за неудовлетворенности качеством услуг. Но доля таких абонентов невелика — в пределах 5-8%. Надо отметить: в отличие от рынка сотовой связи здесь ни одна фирма не стремится активно переманивать клиентов от определенных конкурентов.
К тому же чем больше услуг предлагает оператор и чем выше их качество, тем сильнее клиент к нему привязан. Тогда смена оператора становится непростым решением.
В этом отношении наша компания уже получила заметное преимущество. Переход в 5-ГГц диапазон позволяет предлагать услуги намного более высокого качества. А наши основные конкуренты по-прежнему работают в диапазоне 2,4 ГГц.
Существуют ли различия между рыночными стратегиями операторов?
Конечно. Некоторые компании не привязывают свои тарифы к емкости предоставляемого заказчику канала, предлагая оплачивать только трафик. Другие операторы, к которым относится и ArtCommunications, придерживаются иного подхода. Емкость канала — важная составляющая структуры услуг доступа, и за нее мы берем деньги. Это позволяет, кстати, предлагать канальную часть как отдельную услугу, которой клиент может воспользоваться для решения своих задач, будь то организация связи между офисами или получение доступа в сеть другого провайдера. То же самое происходит, когда клиент заказывает канал у одного провайдера, а передачу трафика поручает другому.
В нашем контракте с заказчиком оговаривается, какая максимальная полоса пропускания будет ему доступна. Правда, из-за особенностей радиоэфира такое пиковое значение не может поддерживаться длительное время. Как показывает практика, для получения устойчивой качественной связи на некоторой скорости пиковая скорость передачи должна быть примерно на треть выше. Средняя же загрузка канала, как правило, составляет 10-20% от предусмотренной пиковой нагрузки. Поэтому клиенты, у которых регулярно возникает потребность в сравнительно высокой пропускной способности, сразу заказывают беспроводной канал емкостью 384 или даже 512 Кбит/с.
Оплачивая канал и трафик, клиент тратит больше, чем при взаимодействии с вашими конкурентами, не взимающими плату за канал?
Да, начальный взнос, в который включена плата за канал, у нас выше, а стоимость самого трафика у всех основных операторов примерно одинакова. Но заметьте, структура цены совершенно прозрачна для клиента, и канальная составляющая присутствует в ней в явном виде. Оплатив полосу пропускания, заказчик уверен в том, что она действительно окажется в его полном распоряжении. Более того, перейдя на другой тарифный план, он всегда может расширить доступную ему полосу пропускания.
Чтобы дать представление о стоимости канальной части, я упомяну наш новый тариф «555», который соответствует услугам в диапазоне 5 ГГц. За 500 долл. мы обеспечиваем канал с пропускной способностью 5 Мбит/с. На мой взгляд, это весьма демократичная цена — даже по сравнению со стоимостью других вариантов широкополосного доступа.
Кстати, ощущаете ли вы конкуренцию со стороны московских операторов, предоставляющих услуги доступа на базе других широкополосных технологий, скажем xDSL? Таких компаний в столице немало — «МТУ-Интел», «Комбеллга», «Совинтел»...
Конкуренция есть, но пока наши клиенты не уходили к операторам, оказывающим услуги xDSL-доступа. Да, бывает, что их потребности перерастают возможности радиоэфира, но тогда выбор делается в пользу волоконно-оптических линий связи. При этом наши заказчики нередко сохраняют беспроводной канал в качестве резервного.
Конкуренция с другими операторами сетей широкополосного доступа существует на уровне цен. За последний год стоимость услуг DSL-доступа в столице заметно снизилась, и клиенты сравнивают тарифы операторов, использующих различные технологии. Новые заказчики обычно рассматривают сразу несколько альтернативных предложений и порой пытаются оказывать давление на нашу ценовую политику, прежде всего в области тарификации трафика. Однако такие попытки оказываются безуспешными, поскольку с тем же «МТУ-Интел» мы работаем в разных рыночных нишах.
Надо признать, что по стоимости подключения беспроводные сети пока явно проигрывают сетям ADSL, но решить эту проблему в одночасье не удастся. Что же касается оплаты трафика, резервы для снижения тарифов у нас имеются, и в случае обострения конкуренции мы прибегнем к этой возможности.
Кроме того, для заказчиков немаловажен срок получения новой услуги. Поэтому нередко победителем в конкурентной борьбе оказывается тот оператор, который быстрее других подключает клиентов к своей сети.
Можно ли ожидать в ближайшем будущем консолидации столичного рынка услуг беспроводного доступа за счет ухода со сцены некоторых компаний или поглощения одних фирм другими?
Такой сценарий не стоит сбрасывать со счетов. Скорее всего, будет наблюдаться укрупнение провайдеров посредством слияния. Главным стимулом при этом окажется возможность восполнить пробелы в ассортименте услуг. Уже сегодня традиционные Internet-провайдеры стараются обзавестись собственной канальной емкостью, а операторы, располагающие такой емкостью, — предложить дополнительные услуги. В последующем операторы будут стремиться к еще большей универсальности, которая подразумевает предоставление самых разных услуг по волоконно-оптическим, медным и беспроводным каналам связи.
Не отражают ли эту тенденцию прямые продажи всего комплекса услуг, которые начала практиковать ArtCommunications в текущем году? Каковы первые итоги этой практики? Не привела ли она к конкуренции с вашими партнерами?
Весной этого года мы начали самостоятельно предоставлять сервис передачи трафика по беспроводной сети, продолжая предлагать услуги аренды каналов нашим партнерам. Однако по сравнению с последними ArtCommunications является начинающим Internet-провайдером. В портфеле фирмы нет множества современных сервисов, например услуг хостинга. Мы не стремимся конкурировать с партнерами, устанавливая меньшие цены: наши тарифы сопоставимы. Поэтому партнеры по-прежнему отмечают стабильный приток новых клиентов.
В то же время появление комплексной услуги «канал + трафик» позволило компании сильнее «привязать» к себе часть клиентуры. Таким заказчикам требуется базовый пакет сервисов по приемлемой цене, которую далеко не всегда могут предложить наши партнеры.
Какова структура клиентской базы вашей сети?
Мы всегда ориентировались на корпоративный сектор, поэтому частных клиентов, непосредственно прибегающих к нашим услугами, можно пересчитать по пальцам. Большая часть физических лиц — это пользователи домовых сетей, на которых приходится максимум 5% общего числа клиентов.
В какой мере рынок Санкт-Петербурга отличается от московского с точки зрения объема, фактической и потенциальной клиентской базы, политики операторов? И каковы планы ArtCommunications в отношении Северной Пальмиры?
Специфика петербургского рынка состоит в том, что еще на этапе развития сетей в диапазоне 2,4 ГГц в городе предоставляла услуги только компания «Квантум». Там не было такого столпотворения операторов, как в Москве. Другие фирмы, подававшие заявки на частотный ресурс (та же «Комбеллга»), преимущественно стремились расширить свой телефонный бизнес. Позднее на этот рынок (в частности, в диапазоне 3,5 ГГц) попытались проникнуть несколько московских фирм, но сколько-нибудь заметных шагов по строительству сетей и предоставлению услуг, насколько мне известно, они так и не сделали.
В результате на рынке беспроводных сетей в Санкт-Петербурге конкуренция гораздо слабее, чем в Москве. Это, кстати, самым негативным образом сказывается на политике местных поставщиков сетевых услуг. Я не исключаю, что приход столичных игроков, в частности нашей компании, приведет к изменению обстановки. Нечто подобное произошло с петербургским рынком сотовой связи после появления на нем MTC.
Планы ArtCommunications в отношении этого рынка достаточно просты. Мы стремимся не просто получить частоты (в диапазоне 5,25-5,35 ГГц), но и начать предоставление услуг. Сейчас мы завершаем оформление частотных присвоений. Вскоре в Санкт-Петербурге откроется филиал нашей компании. Если решение ГКРЧ по 5-гигагерцовому диапазону будет принято в ближайшее время, уже летом следующего года мы начнем оказывать услуги беспроводного доступа в Северной столице. Схема будет аналогична московской.
Но ведь рынок там не такой емкий, как в Москве.
Это верно. По нашим оценкам, его потенциальный объем составляет 30-40% от столичного. В абсолютном выражении это не более 100 новых корпоративных клиентов в год. За все время там были подключены максимум 300 заказчиков — если, конечно, считать по беспроводным каналам, а не по индивидуальным контрактам. В Москве цифра уже перевалила за 2 тыс.
Как вы оцениваете свою долю на столичном рынке?
Пока довольно скромно, на уровне 10-15%, но показатели других операторов находятся в том же диапазоне. На московском рынке распределенных беспроводных сетей нет одного доминирующего оператора.
Действующие на этом рынке компании можно разбить на две группы. Первая — фирмы, работающие по несколько лет и имеющие сложившуюся клиентскую базу. Вторая — новички, которые такую базу только создают.
Кстати — о новичках. Насколько выгодно предоставлять услуги беспроводной связи? Какие инвестиции необходимы для построения в Москве еще одной сети беспроводного доступа — даже при наличии магистральной инфраструктуры? Как быстро окупаются эти инвестиции?
Если инфраструктура (базовые станции, каналы привязки и узлы получения трафика) уже существует, то окупить требуется только «последнюю милю». При грамотном проектировании сети и правильной ценовой политике вложенные средства можно вернуть в течение года-двух. При более существенных инвестициях для возврата инвестиций потребуется в лучшем случае три года.
При определении времени возврата инвестиций следует учесть и выплаты за частотный ресурс. Разработанная Госсвязьнадзором тарификация частот такова, что, скажем, операторы, использующие оборудование BreezeCOM в диапазоне 3,5 ГГц, вынуждены платить за частотную полосу той же ширины значительно больше, чем компании, задействующие 2,4-ГГц диапазон. Поэтому для достижения нормального покрытия и хорошей развязки по частотам на базе оборудования, применяющего технологию программной перестройки частоты (FHSS), потребуются платежи, которые будут весьма ощутимыми для бюджета оператора.
Каковы планы дальнейшего развития Московской городской беспроводной сети?
В сети установлено около 30 базовых станций, благодаря которым достигнуто стопроцентное покрытие Москвы и примыкающей к ней пятикилометровой зоны. В наших ближайших планах — обеспечить покрытие вдоль основных магистралей и в крупных населенных пунктах, расположенных в пределах 30 км от МКАД. В городах, находящихся сравнительно близко от Москвы, услуги беспроводного доступа достаточно востребованы. В более удаленных населенных пунктах интерес к нашему сервису проявляют только мелкие местные операторы, которым нужен канал выхода на столицу для обслуживания немногочисленных клиентов. Кроме того, высок спрос на наши услуги среди жителей коттеджных поселков.
Работы по расширению зоны покрытия должны завершиться к концу 2003 года. К этому времени общее число базовых станций в нашей сети удвоится. Мы сознательно идем на соответствующие инвестиции, поскольку сегодня значительная зона покрытия — единственное преимущество в конкурентной борьбе на рынке беспроводных сетей.