Казалось бы, тихим летом 2002 года интрига на московском сотовом рынке полностью себя исчерпала. Плавно набирал обороты и прибыль «ВымпелКом». Его основной конкурент, компания МТС, в соответствии с заявленной стратегией отказался от мало говорящих столичных абонентов (дабы не ухудшать показатели ARPU) и сосредоточился на региональных проектах. «Соник Дуо» ни шатко ни валко протаптывал собственную тропинку, и мало кто верил, что в ближайшей перспективе он сумеет потеснить кого-нибудь из ведущих рыночных игроков. Аналитики вяло рассуждали о предстоящем насыщении рынка.

Но тут грянула осень — время перемен. Неожиданно для многих ее первый месяц обернулся небывалым всплеском новых подключений. Но главное, сентябрь ознаменовался совершенно новыми тенденциями и началом очередной интриги между конкурирующими операторами.

По сообщениям аналитических агентств, компания «Мобильные ТелеСистемы» стала быстро терять свою долю на рынке первичных подключений. Если в августе к ее сети подключалось 45% от общего числа абонентов-неофитов, то в сентябре этот показатель снизился до 36%. МТС попыталась поправить положение и с октября начала внедрять модификацию «легких» контрактных тарифов под названием «Санни». Но ситуация продолжала обостряться, и к концу октября фирма сумела активировать лишь 29% новых контрактов.

Доля «ВымпелКома» составила за сентябрь-октябрь соответственно 55 и 60% от общего числа подключений. На фоне разгоревшегося скандала с торговым домом «Евросеть» 8 октября «ВымпелКом» радикально модернизировал свою тарифную политику и предложил новые семейства тарифных планов «Лайн» и «Супер». В них была отменена абонентская плата, но возвращена тарификация входящих вызовов от абонентов других операторов и из региональных сетей «ВымпелКома» (за исключением Центрального региона России).

Инициатива «Би Лайна» была неоднозначно встречена аналитиками. Некоторые из них расценили ее как необоснованное повышение тарифов, другие сочли вполне закономерной. Высказывалось мнение, что поток новых абонентов захлестнул сеть «Би Лайн GSM», поэтому «ВымпелКом» просто пытается ограничить приток малобюджетных клиентов. Одновременно развернулась ожесточенная дискуссия о качестве связи в сети «Би Лайн».

Начало этой дискуссии положил первый вице-президент МТС Михаил Сусов, который негативно оценил новые тарифы «Би Лайн» и открыто упрекнул конкурента в том, что он пытается продать товар худшего качества по завышенной цене. А значит, МТС и «ВымпелКом» вновь вступили в публичное противостояние. Пошли в ход приемы «черного пиара», и в средствах массовой информации появились антирекламные ролики откровенно враждебного характера.

В прессе упоминались результаты официальной проверки качества услуг связи, проведенной департаментом по надзору за связью (ДНС) при Минсвязи РФ еще в начале года. Уже тогда сотрудники ДНС обратили внимание, что, подключая множество новых абонентов, «ВымпелКом» не успевает увеличивать пропускную способность своей сети. В январе 2002 года процент отказов в установлении внутрисетевых соединений «Би Лайн GSM» в районе МКАД составил 9,2%, при входящей связи из МГТС — 13,3%, а при исходящей междугородной — 40%.

Осенью в адрес «ВымпелКома» посыпались упреки: мол, перегрузка сети в начале осени была предсказуемой, но все лето оператор бездействовал. Тогда в ноябрьском номере газеты «Мир Би Лайн» появилось интервью директора по сетевому планированию и развитию услуг «ВымпелКома» Леонида Симкина, в котором он переадресовал претензии недозвонившихся абонентов операторам фиксированной связи. Вот что он заявил: «МГТС оказалась не готовой к столь резкому росту числа абонентов мобильной связи, и ее оборудование явно не справляется. Не хватает каналов выхода и у «Ростелекома». Соответственно, идут отказы в соединении с нашими абонентами, имеющими федеральные номера. С городских телефонов им дозвониться сложно».

Все эти пертурбации происходили на фоне беспрецедентной маркетинговой активности «Соник Дуо». Как только «Би Лайн» ввел оплату входящих звонков с мобильных телефонов, а в прессе вспыхнула дискуссия о том, повысил «ВымпелКом» тарифы или нет, «Соник Дуо» объявил о вводе в действие нового тарифного пакета «Прием». В нем оператор полностью отменил плату за входящие звонки. В футболе такой прием называется «поймать противника на противоходе».

В середине осени третий столичный оператор GSM удвоил темпы подписной кампании: в октябре к сети «МегаФон-Москва» подключились 11-12% всех новых абонентов столичного региона. По разным оценкам, к концу осени эта цифра выросла до 20%. В немалой степени успех «МегаФона» был обусловлен стратегическим нейтралитетом оператора в конфликте «Би Лайн» и МТС.

Активно разыгрывая карту «качество связи», 15 ноября МТС предложила новый тариф «Джинс». Он подразумевает отсутствие абонентской платы и значительное упрощение процедуры подключения. Таким образом оператор впервые вышел на поле «малобюджетных» пользователей, на котором он прежде так упорно отказывался играть. «Настало время завоевания массового рынка», — заявил Михаил Сусов. Вопрос только — какого?

Безусловно, перед Новым годом «Джинс» будет продаваться довольно активно, и в некоторой степени МТС поправит свое положение на столичном рынке. Но в долгосрочной перспективе новый тариф вряд ли способен переломить ситуацию в Москве. Он достаточно уязвим для критики со стороны конкурентов. Во-первых, это все-таки не классический pre-paid. Ведь биллинг МТС не позволяет осуществлять тарификацию в режиме реального времени. А во-вторых, «ВымпелКом» и «Соник Дуо» продают аналогичные пакеты значительно дешевле. «Би Лайн», кстати, отреагировал на «Джинс» банальным демпингом, понизив стоимость комплекта «Би+GSM Лайн» до 99 руб., в то время как новый пакет МТС стоит 7 долл. (230 руб.).

Важно отметить, что продажи коробочного продукта МТС вводятся одновременно на всей территории обслуживания МТС. В этом смысле последняя инициатива оператора приобретает совершенно иную окраску. Скорее всего, основной потенциал тарифного плана «Джинс» состоит именно во внедрении в регионах, где в наступающем году ожидается сотовый бум.

Итак, бурная осень на сотовом рынке столицы закончилась. В разгаре новогодняя кампания, итоги которой оценивать пока рано. Дождемся операторских отчетов за IV квартал. Но если прогнозы аналитиков все же сбудутся и в Москве наступит пресловутое насыщение рынка, нас ждет не менее бурная весна. Остается надеяться, что конкуренция между российскими участниками рынка не пойдет по китайскому сценарию. Там враждующие операторы устраивают в сетях соперников настоящие диверсии — рубят магистральные кабели и валят вышки базовых станций.

А как все хорошо начиналось минувшей весной! Вспоминается совместная пресс-конференция МТС и «Би Лайн» по поводу открытия межсетевого SMS-шлюза. Тогда из уст руководителей этих фирм прозвучало немало слов о начале эры цивилизованного рынка, конкуренции в области качества услуг и партнерства в интересах абонентов.