Регулярно посещая конференции по IP-телефонии, организуемые компанией CompTek, понимаешь, что за считанные годы эта технология перешла из категории «Этого не может быть!» в категорию «Это очевидно!». Трансформация произошла и в России: 3 тыс. операторских лицензий и активное внедрение систем IP-телефонии в корпоративном секторе — лучшие тому доказательства.
По мнению Андрея Бряндинского, генерального директора CompTek, основной итог прошедшего года заключается в постепенном уходе на второй план технологических проблем, еще недавно составлявших предмет бурных дискуссий. Существуют примеры более высокого качества передачи речи в системах IP-телефонии, чем в «традиционных». Сохранявшиеся до конца 90-х годов страхи по поводу того, что из-за низкого качества IP-телефония никогда не пробьет себе дорогу в мир ключевых телекоммуникационных услуг, канули в прошлое. Теперь перед операторами стоят задачи построения развитой надежной инфраструктуры для предоставления IP-сервисов и разработки эффективных бизнес-моделей.
Другим достижением минувшего года можно считать активное внедрение операторами программных коммутаторов (softswitch), которые позволяют увеличить объем обрабатываемого трафика при сокращении парка устанавливаемого оборудования и связанных с ним затрат. У решений класса softswitch есть и иные преимущества (например, возможность сокрытия адресов и структуры сети от «внешнего мира»), но имеются и недостатки. К последним стоит отнести одностороннюю слышимость, невозможность передачи факсимильных сообщений и, главное, некорректность преобразования протоколов из-за различий в «диалектах» H.323 у разных производителей.
Проблема разнобоя в реализациях H.323 де-факто решается появившимися в молодом рыночном сегменте представителями узкого круга законодателей мод. Один из них — фирма Cisco Systems. В России ее оборудование установлено практически повсеместно, да и в Западной Европе, согласно недавнему отчету Gartner Group, Cisco принадлежат 55% рынка IP-телефонии.
Рис. 1. Прогноз развития мирового рынка услуг VoIP |
IP или TDM?
В текущем году Cisco Systems продала свой миллионный IP-телефон. Объем поставок решений IP-телефонии по сравнению с результатами 2001 года вырос на 650%. В этой области у компании более 5,5 тыс. заказчиков по всему миру, и их число неуклонно растет. Триумф IP-телефонии настолько очевиден, что при поддержке Cisco в Москве даже появился памятник аналоговому телефону (см. Сети, 2002, № 22, стр. 9). Казалось бы, будущее телефонной связи — за протоколом IP, ведь соответствующие решения сегодня предлагают такие столпы телефонной индустрии, как Alcatel, Siemens и Avaya. Тем не менее словесные баталии между приверженцами консервативного и реформаторского подходов не утихают.
Очередной раунд борьбы двух идеологий можно было наблюдать на пленарном заседании конференции. Безоговорочная защита IP-телефонии менеджером по развитию бизнеса Cisco Systems Арсением Тарасовым была вполне ожидаемой. А вот руководитель группы предпродажной подготовки Avaya в России и других странах СНГ Георгий Санадзе призывал собравшихся не сбрасывать со счетов классические системы, основанные на технологии временного уплотнения (TDM).
Причин тому — масса. Вот данные все той же Gartner Group: в 2001 году в США на долю TDM-решений пришлось 74% продаж телефонного оборудования, на выпускаемые поставщиками традиционных телефонных станций интегрированные платформы IP/TDM — 16%, а на «чистые» системы IP-телефонии — только 10%. Конечно, десятая часть — не так уж мало, если учесть, что еще лет пять назад долю IP-систем трудно было отличить от нуля.
Тем не менее, по мнению г-на Санадзе, рынок TDM-решений не исчезнет никогда; худшее, что его может ожидать, это состояние стагнации. Существуют же и оперативные службы, нуждающиеся в быстрой голосовой связи (без промежуточных преобразований пакетов и принятия решений о маршрутизации), и производственные помещения, в которых устанавливать оборудование IP-телефонии нежелательно, и удаленные районы, где население не имеет выхода в IP-сеть.
Другими словами, мы находимся в самом начале длительного периода сосуществования двух технологий, и вкладывать деньги необходимо и в ту, и в другую.
Биржевики или посредники?
Другая очная дуэль состоялась на секции по межоператорскому взаимодействию. Речь идет о выборе операторами путей транзитной передачи трафика VoIP.
Одна из классических схем решения проблем межоператорского взаимодействия заключается в использовании посреднических структур (клирингхаузов). Основам их построения и функционирования на прошлогодней конференции была посвящена отдельная секция. За прошедший год ситуация сильно изменилась: в пику клирингхаузам в России появилась первая «Биржа VoIP».
Здесь все как в классической философии: прежде чем строить собственную систему, очередной мыслитель обязан не оставить камня на камне от творений предшественников. Проект «Биржа VoIP», официальный старт которому был дан на майской выставке «Связь-Экспокомм 2002», представлял Андрей Воронин, генеральный директор фирмы VoIP eXchange. Он начал свое выступление с того, что показал порочность самой идеи построения клирингхаузов.
Действительно, клирингхауз есть не что иное, как эффективная схема зарабатывания денег посредниками, которые занимаются сопряжением операторских сетей. Следствием появления посредника становится дополнительный рост тарифов, тогда как ценность оказываемых им услуг, — под большим вопросом. В результате страдают и операторы, и клиенты.
Переход на классическую схему биржевых торгов вроде бы все расставляет по местам. «Биржа VoIP» формирует единое информационное пространство для обмена трафиком, на котором «покупатели» (операторы, генерирующие трафик) обладают полной свободой выбора «продавца» (оператора, предлагающего услуги транзита или терминации трафика). Сейчас биржа объединяет около 20 площадок, разбросанных по всему миру, причем половина из них активно функционирует.
Поступающие предложения транслируются на все рабочие площадки, и этот процесс не сопровождается появлением каких-либо наценок. В итоге обеспечивается единая прозрачная ценовая политика для всех участников торгов. Качество поступающих предложений можно отслеживать в режиме реального времени — благодаря постоянному динамическому мониторингу параметров услуг. Предусмотрен автоматический выбор поставщика по заданным критериям (процент дозвона, средняя продолжительность разговоров, стоимость), а в случае перегруженности его сети система предлагает автоматический перевод звонков на следующего по рейтингу оператора. Наконец, взимание биржей залога с операторов может рассматриваться как финансовое обеспечение сделки.
Подобные биржи существуют в США, Германии и ряде других стран, однако, по словам г-на Воронина, их технологическую начинку перед переносом на российскую почву пришлось видоизменить. До последнего времени проект находился на стадии опытной эксплуатации, но в январе 2003 года фирма VoIP eXchange начнет предоставлять услуги на коммерческой основе. Уже сегодня на «Бирже VoIP» зарегистрировалось около 350 операторов, а количество еженедельно обрабатываемых соединений перевалило за 1,5 млн.
Но вернемся к вопросу о посредниках. Наивно было бы полагать, что проект запущен из альтруистических соображений. Регистрация на бирже является платной (взнос не взимается лишь с операторов, желающих терминировать чужой трафик). Как на всякой бирже, участники должны выплачивать определенный процент от сделки.
В IP-телефонии все расчеты привязываются к минуте разговора: указанный процент в среднем выливается в 0,2 цента за минуту (для связи с Москвой — в 0,5 цента). Если учесть, что стоимость минуты сегодня находится в диапазоне 8-10 центов (а при связи с дальним зарубежьем она раза в полтора больше), то средний уровень комиссионных оказывается равным 2%.
Другими словами, говорить об устранении посредника не приходится. А вот чтобы понять, много или нет берет себе «Биржа VoIP», стоит сравнить приведенные цифры с наценками клирингхаузов и сопоставить наборы услуг, которые получает оператор в том и в другом случае. Модель клирингхаузов на конференции защищал Андрей Мурашка, ведущий специалист по развитию сети компании «Дионет».
Основная задача клирингхауза — предоставить оператору возможность сконцентрироваться на основном бизнесе за счет делегирования части второстепенных задач другой организации. Так, клирингхауз берет на себя маршрутизацию трафика VoIP в соответствии с устраивающим оператора соотношением цена/качество, обеспечивает финансовые взаиморасчеты и выполняет множество других полезных функций. В случае же биржи оператор IP-телефонии получает большую свободу, но платой за нее становится необходимость принимать множество решений самостоятельно.
Кроме того, в отличие от западных клирингхаузов «Дионет» исповедует индивидуальный подход к каждому оператору. Например, его финансовые возможности и объем генерируемого трафика учитываются при определении размера депозитов.
Рис. 2. Объем мирового рынка оборудования VoIP |
В предвкушении будущего
Какая из этих двух схем окажется более жизнеспособной, определит рынок. А абонент пока может помечтать о том, как через несколько лет он будет самостоятельно выходить на биржу услуг IP-телефонии, чтобы выбрать оптимальный маршрут для запланированного звонка. Фантастика? Не большая, чем сама идея IP-телефонии лет десять назад.
Далеко ли мы ушли с тех пор? И да, и нет. За это время протокол IP стал основным телекоммуникационным стандартом, платформы IP-УАТС постепенно покоряют корпоративный рынок, а системы для IP-телефонии выпускают множество компаний (одних только производителей IP-телефонов — более 80!). Кроме того, ведущие поставщики оборудования реализовали в своих продуктах поддержку протокола SIP, который начинает применяться в коммерческих сетях (в том числе в России); крупнейшие отечественные операторы IP-телефонии генерируют трафик, сопоставимый по объему с трафиком признанных операторов связи; наконец, 20% всего международного телефонного трафика уже передается по IP-сетям, а объем мирового рынка VoIP в этом году приблизился к 2 млрд долл.
Однако, как отметил директор по развитию CompTek Игорь Масленников, на фоне столь очевидных достижений не надо забывать, что за семь лет своего развития IP-телефония позволила некоторым заработать миллионы за счет потери многими миллиардов. Победное шествие по миру новой технологии привело к сокращению продаж телефонных станций и к резкому снижению тарифов на услуги связи. Последний процесс стал необратимым и продолжается по сей день.
Еще год назад стоимость соединения из Москвы с отдаленными регионами России составляла 20-25 центов/мин, а сегодня она равна 8-14 центам/мин. В 2001 году среднемировая стоимость одной минуты разговора по сети IP-телефонии составляла 10 центов, а к 2005 году, по прогнозам аналитиков, она упадет до 2 центов. Другими словами, еще два-три года, и дальняя связь станет фактически бесплатной…
От всего этого, безусловно, выиграет потребитель. Вот только выживет ли сама отрасль?
Руководствуясь качеством
Финальным аккордом конференции в Виноградово стало обсуждение предложений в проект руководящего документа (РД) Министерства связи, призванного регламентировать качество услуг в сетях IP-телефонии. В настоящее время в стране выдано свыше 4 тыс. лицензий на предоставление телематических услуг, связанных с передачей речевой информации по пакетным сетям. Позиция Минсвязи по этому вопросу была официально объявлена еще три месяца назад, на конференции АДЭ в Ватутинках.
По словам Александра Микова, заместителя руководителя департамента электросвязи, телекоммуникационный рынок в России сегодня «сверхлиберализован», и в нем наблюдается ситуация «цивилизованного бардака». Все это создает условия для появления «компаний-однодневок», стремящихся получить максимальную прибыль за счет предоставления некачественных услуг и не заботящихся о развитии телекоммуникационной инфраструктуры страны. Такое состояние дел не только приводит к убыткам серьезных игроков рынка, но и дискредитирует саму услугу IP-телефонии в глазах абонентов.
Ряд участников конференции встретили предложение участвовать в разработке нового документа, мягко говоря, без особого энтузиазма. Пессимизм участников связан с опасениями, что Министерство связи сможет использовать новый РД как инструмент давления на рынок IP-телефонии с целью сокращения числа лицензиатов. Вероятность такого развития событий весьма высока, поскольку выполнение требований РД (которые еще не сформулированы, но для всех специалистов отрасли являются вполне предсказуемыми) приведет к существенному увеличению расходов операторов IP-телефонии.
В то же время, представители крупных альтернативных провайдеров высказались за разработку данного документа при активном участии самих игроков рынка. Смысл их заявлений достаточно понятен, ибо упорядочивание правил игры на этом рынке пойдет им только на пользу. К настоящему времени они создали и уже сумели окупить собственную сетевую инфраструктуру, поэтому выполнение требований РД не приведет для них к сколь-нибудь заметному росту затрат. Крах множества мелких операторов, чья деятельность, главным образом, и обсулавливает появление низких тарифов, приведет к росту доходов крупных игроков. В этом плане вступление в силу РД окажет благотворное влияние на тарифную политику, позволив дифференцировать ее по критериям качества передаваемой речи.
По мнению выступавших на конференции, любой оператор способен контролировать качество предоставляемых услуг только в пределах собственной сети. Поэтому в РД должно быть четко прописана зона ответственности оператора по гарантии качества услуг. Ведь в большинстве случаев голосовое соединение устанавливается по сетям различных операторов.
В то же время каждый оператор имеет возможность предупредить снижение качества услуг при транзите трафика через партнерские сети. Введение в действие нового РД вызовет насущную необходимость заключать партнерские соглашения с «оглядкой» на качественные параметры.
Алексей Полунин
Только цифры
- В России выдано около 3 тыс. лицензий на деятельность в области IP-телефонии.
- Только в Москве действуют более 200 операторов IP-телефонии.
- Согласно данным разных аналитических компаний, среднемесячный объем российского рынка IP-телефонии составляет 15-30 млн мин исходящего, 35-45 млн мин входящего и 80-150 млн мин внутрироссийского трафика. В денежном выражении это соответствует 55-80 млн долл. в год.