Спад в экономике, громкие разоблачения и низкие темпы роста производства — вот лишь некоторые из причин, по которым многие представители ИТ-индустрии желали, чтобы 2002 год поскорее остался позади. Они верят, что 2003 год окажется более удачным. Но прежде чем распрощаться с прошлым, стоит оглянуться и припомнить, какие хорошие известия встречались на общем фоне плохих новостей. Это позволит надеяться, что, сколько бы «сдвигов парадигмы» не предстояло в дальнейшем, правда всегда выйдет на свет, а счета будут предъявлены к оплате.

Подтасуйте цифры в отчетах, но со временем кто-то «добрый» начнет тщательно разбираться в вашей бухгалтерии и выявит мошенничество. Не вылавливайте до конца ошибки в программах, стремясь поскорее выпустить их на рынок, но однажды это обнаружится, и вы окажетесь лицом к лицу с необходимостью исправлять весь код. Воспользуйтесь новомодными пиаровскими штучками, чтобы прибрать к рукам прибыльную компанию с проверенными временем технологиями, но ваш статус «титана бизнеса» продержится недолго.

Разумеется, в 2002 году не все было гладко и не всех цыплят сосчитали по осени. Некоторые телекоммуникационные компании принялись подсчитывать прибыли задолго до того, как выяснились потребности заказчиков. Тем временем «пингвин» Linux вперевалочку проник в ИТ-подразделения правительственных организаций по всему миру, а глава Hewlett-Packard Карлтон Фьорина вывела на смотр выводок своих серверов. Вот как выглядят с высоты птичьего полета основные события прошедшего года.

1. В 2002 году трудно было найти в отраслевой прессе более шокирующие заголовки, чем связанные со скандалом в WorldCom. Многомиллионное мошенничество с бухгалтерской отчетностью позволило этой слабой компании выглядеть мощно и солидно. Но в июне были выявлены неправильно оформленные бухгалтерские проводки на сумму около 4 млрд долл., а в августе вскрылись еще более 3 млрд долл. приписок.

Должно пройти какое-то время, чтобы улеглась пыль вокруг обанкротившейся компании и прояснилась картина ее реального положения за последние несколько лет. Тем временем бывшему главному финансовому руководителю WorldCom Скотту Салливану предъявлены обвинения в уголовно наказуемых деяниях. Но никто не вложил пистолет в руки тоже бывшего главы фирмы Бернарда Эберса, который стал «творцом» ее феноменального подъема, но уволился за два месяца до того, как обнаружилось колоссальное мошенничество.

Этот скандал высветил очень важный аспект управления корпорациями. Среди его последствий следует назвать тенденцию к увеличению фондовых опционов и возникновение требования персональной ответственности исполнительных и финансовых руководителей за точность бухгалтерских отчетов их компаний. Что же касается самой WorldCom, она владеет слишком большим числом магистральных каналов Internet и слишком велика, чтобы бесследно исчезнуть с лица земли. Сейчас новый глава фирмы Майкл Капеллас пытается ее реанимировать.

2. Не случайно судебные расследования в многогранной области информационных технологий сконцентрировались в телекоммуникационной отрасли. Как и в WorldCom, бухгалтерия недавно обанкротившихся компаний Global Crossing и Qwest Communications International была внимательно изучена представителями федеральных властей. Правда состоит в том, что эти провайдеры обещали своим инвесторам «шумную вечеринку» гигантского роста пропускной способности каналов, но на нее никто не пришел.

Опрометчивые предсказания увеличения спроса на емкость каналов Internet привели к тому, что работы по расширению их пропускной способности не окупились. Но и европейские телекоммуникационные операторы, сделавшие ставки на беспроводные технологии третьего поколения, пока не окупили своих вложений. Тяжкий груз долгов обременяет бизнес таких гигантов, как France Telecom и Deutsche Telekom.

3. Обычно буре эмоций по поводу «бракосочетания» двух крупных компаний, лидирующих в своей отрасли, предшествует официальная формулировка «слияние производится с одобрения держателей акций». Но в случае объединения Hewlett-Packard и Compaq Computer все было иначе. Это событие попало на телетайпные ленты из-за мартовского драматического собрания акционеров, на котором обсуждалось не только возможное слияние, но и кредит доверия кандидату в «капитаны» объединенной фирмы — главе Hewlett-Packard Карлтон Фьорине.

Наследники основателей HP под предводительством Уолтера Хьюлетта сопротивлялись слиянию, мотивируя свою позицию тем, что это может повредить налаженному бизнесу. В страхе потерять работу возражали и многие служащие HP. Но твердая позиция не дрогнувшей перед натиском противников Фьорины принесла ей победу в битве за серверный рынок. Сейчас перед ней стоит еще более грандиозная задача: заставить объединенную компанию работать без помощи бывшего руководителя Compaq Майкла Капелласа, который месяц назад внезапно покинул свой «корабль» и возглавил тонущую WorldCom.

4. В прошедшем году высокая драма битвы Microsoft против антимонопольного комитета временно приостановилась (в ожидании ответа на апелляцию). Девять штатов США, предъявивших вместе с федеральными властями иск софтверному гиганту, отказались подписать соглашение, которое многие аналитики расценили как легкий шлепок по рукам монополиста. Они потребовали от федерального судьи более строгого наказания. В сущности, решение суда, на которое подали апелляцию несколько несгибаемых прокуроров штатов, лишь подтвердило меры, установленные в документе 2001 года.

В то же самое время в судах Балтимора и Редмонда (шт. Вашингтон) начато слушание дела по частному антимонопольному иску к компании Sun Microsystems.

5. Федеральное правительство предпринимает и иные действия, которые могут рассматриваться Microsoft как более серьезная угроза, чем консолидация антимонопольных сил. Речь идет о призыве к государственным административным структурам применять ПО с открытым кодом. Некоторые правительственные учреждения, например в Великобритании и Норвегии, пытаются избежать лицензионных выплат корпорации, а ее новые лицензионные соглашения были с неудовольствием встречены потребителями во многих секторах отрасли. Их протест выразился в переходе на использование ПО с открытыми источниками кодов — такого, как ОС Linux.

Другие организации ищут более безопасное программное обеспечение и способ устранить зависимость от одного производителя. Так, правительства Германии, Финляндии и Франции воспользовались программами на базе открытых кодов. А Европейская комиссия в прошедшем году рекомендовала объединить ресурсы в общий фонд и совместно применять программное обеспечение данного типа.

Правительства Гонконга, Филиппин и Китая приняли к применению систему Linux. В США на правительственных суперкомпьютерах работает Linux, а на значительной части правительственных Web-серверов установлена система Apache. Даже Уолл-стрит одобрительно отзывается об открытых источниках кодов, поскольку ряд ведущих финансовых компаний задействуют системы на базе Linux. Активное использование этой системы в правительственных учреждениях будет способствовать ее дальнейшей популяризации.

6. Корпорация Microsoft столкнулась в минувшем году еще с одной проблемой. До сих пор она отказывалась признавать то, в чем ее годами обвиняли представители ИТ-индустрии, то есть в изобилии ошибок в ее ПО. Однако в январе Билл Гейтс разослал своим служащим памятный циркуляр «Заслуживающие доверия программы», в котором призвал их работать в первую очередь над надежностью программ Microsoft, а уж потом — над новыми возможностями имеющихся продуктов. В наступившем году в корпорации должна появиться должность главного эксперта по надежности ПО, но уже сейчас специалисты приступили к поиску ошибок в ранее написанном коде и к его пересмотру.

Тем не менее при эксплуатации продуктов Microsoft продолжают выявляться их изъяны, о чем свидетельствуют рассылки соответствующих «заплаток». Месяц назад один из руководителей Microsoft Крейг Манди стыдил отдельных пользователей, не желающих увеличивать расходы и переходить на новые версии продуктов Microsoft. Но «заплатки» уже потребовались и для последнего предложения корпорации, ОС Windows XP.

7. За 2002 год в рельефе ИТ-индустрии произошли существенные подвижки. Они касаются бизнеса обслуживающих компаний, в котором ключевую роль играли аудиторские фирмы «большой пятерки» и их практика ИТ-консультирования. Вследствие разгоревшихся в США корпоративных скандалов (особенно того, в котором участвовали Enron и ее аудитор, ныне покойный Arthur Andersen) стал слишком явным конфликт между интересами бухгалтеров компаний и ИТ-консультантов, получающих от тех же организаций огромное жалование.

Хотя некоторые аудиторские фирмы ликвидировали свои подразделения ИТ-консалтинга еще раньше, в 2002 году этот процесс набрал силу. Скажем, PricewaterhouseCoopers продала свое консультационное подразделение IBM за 3,5 млрд долл., а Deloitte Touche объявила о планах преобразовать аналогичный бизнес в независимую компанию. Неожиданно даже старые игроки этого рынка возжелали отказаться от бухгалтерской деятельности: так, KPMG Consulting тратит десятки миллионов долларов на то, чтобы теперь выступать под маркой BearingPoint.

8. Прошло уже два года с тех пор, как в свой звездный час лидер прогрессивного рынка Internet-услуг America Online слился с медиа-гигантом Time Warner, придерживавшимся традиционных сред передачи информации. В результате была образована компания AOL-Time Warner, но еще в процессе заключения союза появилось подозрение, что бриллиант в обручальном кольце этой пары — скорее дешевый кварц. И правда: за время, понадобившееся на осуществление слияния, акции AOL упали в цене с 71 до 47 долл. Поползли слухи, что в недрах AOL-Time Warner возник конфликт корпоративных культур, исповедуемых нахальными технарями и застегнутыми на все пуговицы консерваторами.

Два года спустя Стив Кейс из AOL по-прежнему остается председателем совета директоров, ветераны Time Warner, как и раньше, участвуют в управлении объединенной компанией, а основной проблемой растревоженной корпорации является выбор кандидатуры ее руководителя. Тем временем последний глава AOL Джонатан Миллер занят борьбой с MSN за абонентов и рекламодателей, а также изучением внутренней бухгалтерии подразделения Internet-услуг.

9. Вспоминая 2002 год, нельзя не отметить, что он был не самым «урожайным» по объемам затрат на новые технологии. Их оказалось немного больше, чем в 2001-м, но все же, по данным исследовательской фирмы IDC, процент снижения расходов выражается двузначными цифрами.

В результате растаяли надежды ИТ-отделов корпораций внедрить у себя самые современные технологии. Но более всего это повредило компаниям, поставляющим ИТ-технологии на рынок, и, приходится признать, всем связанным с ними предприятиям. Потери выразились в увольнениях сотрудников в HP, IBM, Apple, Sun, EMC, Lucent, Hitachi, Motorola, Avaya, Verizon, WorldCom, France Telecom, Nortel, Verisign, Xerox, Oracle, Commerce One, KPNQwest, RSA и многих других фирмах.

10. Добровольные кадровые перемены произошли в IBM. Ушел в отставку Луи Герстнер, который, по общему мнению, вдохновлял и заряжал своей энергией весь этот компьютерный гигант с того времени, когда встал у его руля в начале 90-х годов. Зато упрочил свои позиции Сэм Палмизано, заняв должность руководителя корпорации и кресло председателя совета директоров.

Ожидается, что Палмизано не станет раскачивать лодку IBM, в которой он плывет с 1973 года. Но он уже обрисовал курс корпорации на следующем этапе ее развития. Это переход к вычислениям по запросам, базирующихмся на утилитоподобных процессорных сетках и автономных системах с самостоятельным поддержанием работоспособности. Как и все остальные капитаны бизнеса, Палмизано рвется вперед и намерен фокусировать усилия компании на грядущих технологических прорывах. А ведь ради этого все мы и остаемся в сфере ИТ, не так ли?


Рейтинг привлекательности лидеров ИТ-индустрии

Карлтон Фьорина

1. КАРЛтон ФЬОРИНА, глава компании Hewlett-Packard. Получив вотум доверия от акционеров в нелегкой борьбе с основателями HP, Фьорина практически безболезненно завершила первый этап слияния двух гигантов ИТ-отрасли, выиграла битву за серверный рынок и определила стратегию развития объединенной корпорации на ближайшее будущее.

Майкл Капеллас

2. МАЙКЛ КАПЕЛЛАС, нынешний глава WorldCom. В минувшем году он внезапно оставил одну из ключевых руководящих должностей в обновленной компании HP с тем, чтобы встать у руля некогда могущественного оператора WorldCom. Аналитики считают, что незапятнанная деловая репутация Капелласа поможет ему вывести компанию из глубокого кризиса.

Сэм Палмизано

3. СЭМ ПАЛМИЗАНО, президент и исполнительный директор корпорации IBM. Сменил на этом посту Луи Герстнера, с личностью которого ассоциировались все крупнейшие достижения Голубого гиганта за последнее десятилетие. Палмизано уже обозначил дальнейший технологический курс своей компании, поставив во главу угла переход к вычислениям по запросу.

Билл Гейтс

4. БИЛЛ ГЕЙТС, председатель правления и главный архитектор программных решений корпорации Microsoft. Благодаря колоссальным лоббистским возможностям спас свою империю от дробления на мелкие «княжества» и поставил наивысшим приоритетом надежность выпускаемых продуктов. Однако в ряде сфер на пятки софтверному гиганту начал наступать проворный «пингвин» Linux.

Стив Кейс

5. СТИВ КЕЙС, глава медиакорпорации AOL — Time Warner. Принадлежащий к когорте «наглых технарей» эпохи расцвета Internet-экономики, Кейс все же смог два года продержаться на посту президента крупнейшей медиакомпании мира. Тем не менее, в недрах AOL — Time Warner начался конфликт двух корпоративных культур, а независимые аудиторы проверяют финансовую отчетность ее Internet-позразделения.

Скотт Салливан

6. СКОТТ САЛЛИВАН, бывший финансовый директор обанкротившейся WorldCom. Эта компания стала в минувшем году лидером по объемам финансовых приписок, которые составили 7 млрд долл. В то время как «творцу» феноменального успеха WorldCom Бернарду Эберсу удалось сойти со сцены незадолго до разоблачений, Салливану предстоит отвечать за деяния бывшего руководства по всей строгости закона.