Биллинг по-прежнему остается ключевым элементом для информационных систем отечественных предприятий связи. Но в отрасли идут процессы демонополизации и роста конкуренции, поэтому операторам приходится реорганизовывать и совершенствовать действующие системы учета и тарификации услуг. В рамках третьего международного форума Billing. IT Telecom-2002 состоялась научно-практическая конференция, на которой рассматривались современные тенденции развития биллинговых систем. Кроме того, обсуждались вопросы реинжениринга бизнес-процессов при внедрении новых информационных технологий на предприятиях отрасли связи.

ВЫСТАВКА производителей биллинговых решений по-прежнему привлекает специалистов

Инновационные решения для автоматизации систем расчетов востребованы, прежде всего, на сотовом рынке. А поскольку сектор мобильной связи является наиболее динамичным в отрасли, присущие ему тенденции могут повлиять на общие представления о роли биллинга и постепенно изменить предпочтения во всей телекоммуникационной индустрии. Так считает коммерческий директор компании «Восточный ветер» Дмитрий Довгань.

На самом же сотовом рынке идут процессы, требующие существенной корректировки систем учета и тарификации. Обострение борьбы за малобюджетный сегмент клиентской базы заставляет поставщиков услуг постоянно снижать расценки. При этом по мере насыщения рынка растут затраты на привлечение новых клиентов и повышение лояльности существующих. В результате снижается эффективность бизнеса и средняя доходность в пересчете на одного абонента (ARPU).

Как совместить желаемое с действительным? Один из путей — расширить список услуг, доступных prepaid-абонентам. Среди таких сервисов можно назвать роуминг, передачу данных по технологии GPRS и использование альтернативных способов оплаты.

Увеличение доли prepaid-абонентов требует изменения бизнес-стратегии операторов и инструментов ее реализации, в том числе информационных технологий. «Автоматизированная система расчетов (АСР), базирующаяся на посттарификации (postpaid), не позволяет достаточно эффективно контролировать дебиторскую задолженность», — отметил Александр Свеженец из НПФ «Беркут».

Очевидные недостатки имеет и prepaid-биллинг, являющийся весьма эффективным инструментом для работы на развивающихся рынках. К таким недостаткам относятся ограниченность набора функций текущего обслуживания, необходимость замены SIM-карты при смене тарифного плана и сложность организации расчетов за дополнительные услуги. Поэтому платформы postpaid и prepaid будут постепенно сближаться — вплоть до их полной интеграции.

Сейчас на повестке дня — ряд вопросов, требующих немедленного разрешения. Это применение разных вариантов тарификации услуг в зависимости от типа потребляемого трафика, разработка концепции многостороннего биллинга (расчеты за одну и ту же услугу с разными потребителями), обработка большого числа микроплатежей, организация роуминга услуг и межоператорских расчетов, а также интеграция биллинговых систем с решениями CRM. Таким образом, есть нужда в появлении новых технологий автоматизации расчетов, основными требованиями к которым (как сформулировал Илья Федорушкин из компании CompTek) являются масштабируемость, комплексность и невысокая цена.

Рассмотрев особенности современных информационных систем на отечественных предприятиях связи, мы увидим, что основной упор делается на поддержку процессов биллинга. «Биллинговые системы — наиболее распространенный компонент автоматизации бизнес-процессов в информационной архитектуре российских операторов, — утверждает директор по развитию компании «Стартком» Александр Дербышев. — Поэтому они могут служить основой для организации систем поддержки операционной деятельности и бизнеса оператора связи (OSS/BSS)».

При интеграции биллинговых систем с другими автоматизированными системами предприятия возникает немало сложностей, как считает представитель фирмы CMA Small Systems Сергей Полянский. Во-первых, это разнородность используемых компаниями приложений и множество связей между ними, а во-вторых, недостаточный уровень автоматизации внутренних бизнес-процессов. Кроме того, о внедрении платформ уровня OSS/BSS можно говорить только при наличии единых стандартов ведения бизнеса внутри компании.

Есть два пути решения означенных проблем. Первый — покупка дорогостоящей ERP-системы, инсталляция которой, по мнению Полянского, неизбежно ведет к полной замене ИТ-архитектуры предприятия. Второй путь заключается в постепенной эволюции существующих приложений до уровня единой информационной среды. И одним из этапов такой эволюции может стать интеграция в общую среду системы предбиллинга.

Об этом рассказал руководитель отдела внедрения проектов компании Hewlett-Packard Виктор Стрелков. Сбор биллинговых записей в обычных АСР осложняется наличием различных форматов данных, множественностью типов услуг, увеличением набора исходных данных в случае предоставления составных или контентных услуг и т. п. Однако система обработки биллинговых записей должна получать стандартизированные данные в едином формате. Вдобавок компании эксплуатируют разнородные сети и опираются на различные бизнес-модели.

По словам Стрелкова, все проблемы могут быть разрешены при организации взаимодействия системы предбиллинга с остальными компонентами ИТ-инфраструктуры. При этом собственно система предбиллинга должна решать задачи сбора, фильтрации, группирования, форматирования и корреляции поступающих данных.

Менеджер компании Amdocs Рита Полотски остановилась на методологии обоснования экономической эффективности проектов внедрения биллинговых систем. Прежде всего, по ее словам, разработчику необходимо определить цели заказчика, а затем детально обследовать предприятие. В результате станет понятно, какие действия позволят достигнуть желаемых результатов.

Существенный момент: прогнозировать выгоды и общую стоимость владения системы (TCO) необходимо с учетом всего срока ее эксплуатации. То есть нужно принимать во внимание инфляцию, динамику роста абонентской базы, изменения рыночной конъюнктуры и пр. Лишь в этом случае можно подсчитать прибыль на инвестируемый капитал, как говорит Полотски.

По ее мнению, главной проблемой при проведении технико-экономического обоснования (ТЭО) является преобразование показателей продуктивности решения в итоговые значения эффективности инвестиций. Для этого заказчик должен иметь систему глубокого анализа своей деятельности, опираться на четко продуманную логику бизнес-процессов и обоснованную стратегию развития.

Впрочем, на этот счет существует и альтернативная точка зрения. Менеджер по маркетингу компании «СервоКомп» Дмитрий Ломакин убежден, что обоснование эффективности инвестиций не входит в компетенцию разработчика систем. «Заказчик приходит к нам со своей проблемой и формирует техническое задание, а разработчик должен лишь максимально удовлетворить его потребности», — заявил он.