Последний месяц ушедшего года был знаменателен появлением в печатных и электронных изданиях большого числа материалов, в которых предпринимались попытки оценить последствия изменений правил игры на рынке услуг Internet. Общий смысл этих публикаций можно описать словами русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова: «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать». Но так ли это на самом деле? Мне хочется взглянуть на происходящее в Рунете с иных позиций, тем более что новые правила игры на российском рынке услуг Internet только-только начинают формироваться.

Рунет вчера

Перед тем как давать оценку происходящему в Рунете, стоит проанализировать, какова была в нем ситуация перед 1 декабря прошлого года. Условно всех физических и юридических лиц, имеющих отношение к Internet, можно разбить на три группы. Это домашние и корпоративные пользователи, владельцы информационных ресурсов и операторы связи, обеспечивающие взаимодействие первых двух групп. В действительности же такая четкая градация встречается нечасто, так как пользователи порой имеют собственные сайты, а провайдеры одновременно выступают пользователями вышестоящих операторов. Главное в том, что без любой из этих сторон Internet превратится в никому не нужный «технологический курьез».

Развитие Рунета шло по весьма извилистому пути. Тем не менее к началу декабря 2002 года в российском сегменте Сети сложились довольно устойчивые маршруты передачи трафика и определенная ценовая политика в области межоператорских расчетов. Широкое распространение получили услуги точек обмена трафиком. Но многие провайдеры Internet не стали довольствоваться только их услугами и заключили прямые соглашения друг с другом (пиринговые соглашения).

При работе через точки обмена трафиком, самой известной из которых является MSK-IX на ММТС-9, операторы оплачивают только аренду порта. И плата в этом случае является чисто символической: например, ежемесячная аренда порта Fast Ethernet стоит всего 500 долл. В случае прямого пиринга используются различные схемы взаимозачета, а также фиксированные тарифы. Операторы, использующие пиринг, как правило, продолжают присутствовать и в точках обмена трафиком. Это позволяет им гибко управлять потоками трафика и избегать получения отрицательного баланса при бартерных расчетах с партнерами.

Важным фактором в жизни Рунета стало многократное увеличение объемов собственно российского трафика. По разным оценкам, он составляет от 60 до 80% общего объема данных, циркулирующих по каналам российского сегмента Internet.

К основным поставщикам зарубежного трафика в Россию можно отнести объединенную скандинавскую компанию Telia-Sonera, транснациональную компанию Cable & Wireless, а также крупнейшего отечественного оператора дальней связи ОАО «Ростелеком» в лице дочерней структуры «РТКомм.РУ». Некогда продажа зарубежного трафика была основным источником прибыли провайдеров Internet, специализировавшихся на оптовой поставке трафика другим участникам рынка. Но со временем наращивались каналы связи с зарубежным сегментом Internet, увеличивалась конкуренция и ко всему прочему снижалась потребность в западном трафике. Это не могло не сказаться на стоимости услуг магистральных провайдеров, и в конце прошлого года цена за 1 Гбайт зарубежного трафика колебалась в диапазоне от 10 до 20 долл. (в зависимости от запрашиваемых объемов). Для многих продавцов такая цена стала сопоставима с себестоимостью услуг, сделав этот бизнес непривлекательным.

Примечательно, что российский трафик можно условно разделить на две категории: трафик, циркулирующий по Москве и Санкт-Петербургу, и трафик, направляющийся в регионы. Их стоимость различается многократно. Сложившаяся ситуация вполне понятна, так как подавляющая часть информационных ресурсов Рунета сосредоточена в российских столицах, где цена перекачки данных по городу является несущественной. Поэтому стоимость этого трафика при продажах конечному потребителю составляла не более 5 долл. за 1 Гбайт. Столичные провайдеры получали российский трафик часто практически бесплатно, подключившись к точке обмена. Другое дело — его доставка в регионы. Стоимость этой услуги стала особо велика после практически синхронного повышения расценок на аренду каналов двумя национальными магистральными операторами — «Ростелекомом» и «ТрансТелеКомом».

С понятием «российский трафик» неразрывно связана услуга размещения информационных ресурсов в Рунете. Именно благодаря этим ресурсам отечественные операторы разделились на две группы: те, кто в основном производит российский трафик, и те, кто его потребляет. Первые привлекли к сотрудничеству крупнейших хостинг-провайдеров или создали собственные центры хостинга. Во многом такая сегментация бизнеса послужила причиной пересмотра правил игры на рынке.

Вообще говоря, провайдеры Internet составляют определенную иерархическую структуру. Операторы более высокого уровня в основном занимаются обработкой и транспортировкой больших объемов трафика, а операторы нижних уровней — доставкой гораздо меньших порций данных конечным пользователям. Примечательно, но снижение стоимости трафика отразилось только на межоператорском рынке. Если за полтора года оптовая цена за 1 Гбайт снизилась в несколько раз, то уменьшение стоимости услуг для конечных пользователей измеряется в процентах. Сложилась парадоксальная ситуация, когда провайдер нижнего уровня продает своему корпоративному клиенту 1 Гбайт смешанного трафика по цене от 50 до 100 долл., покупая зарубежный трафик за 15 долл., а российский за 5 долл. Элементарный подсчет показывает, что покупная и продажная цена этого товара отличаются едва ли не на порядок.

В середине прошлого года стало очевидным, что период экстенсивного развития российского Internet заканчивается, поэтому существующие правила игры устарели.

Новые времена — новые правила

По большому счету, видимые изменения коснулись сегодня только пиринговой политики. Крупнейшие провайдеры, работающие на рынке как межоператорского обмена, так и доступа в Internet, решили ограничить свою деятельность в точках обмена трафиком и отдать приоритет заключению прямых пиринговых договоров. Как следствие, сильно изменились условия партнерства для подключающихся операторов. Теперь, чтобы сохранить статус партнера и, соответственно, покупать трафик по льготной цене, подключающийся провайдер обязан гарантировать исходящий от себя трафик в довольно больших объемах. На практике подобные условия соглашений способны выполнить только крупные операторы, поскольку речь идет об объемах исходящего трафика порядка 7—10 Тбайт в месяц.

Если говорить откровенно, то компании «МТУ-Интел», «РТКомм.РУ» и Golden Telecom создали Internet-картель и приглашают других крупных игроков вступить в него на определенных условиях. Ясно, что присоединившиеся к ним компании будут находиться в подчиненном положении. И данная ситуация никак не будет способствовать стабильности в Рунете.

В то же время давно назрела необходимость что-то менять на межоператорском рынке. Сейчас предпринята попытка продавать за реальные деньги российский трафик, что у многих игроков вызвало явное отторжение. На мой взгляд, такая позиция по меньшей мере странная: ведь мы не испытываем шок, оплачивая зарубежный трафик! А чем хуже (или лучше) российский трафик?

Именно опасения за прибыль подвигли провайдеров, обслуживающих конечных потребителей, поднять большой шум вокруг изменений правил игры на рынке Internet. Их понять можно — теряются огромные деньги. Любопытное замечание сделал один из участников форума на сайте www.provider.ru: при существующей норме прибыли у данной категории провайдеров торговля оружием и наркотиками «отдыхают».

Трудно сказать, сколько еще будет продолжаться обсуждение новой ситуации, но очевидно, что платить за российский трафик придется всем, и назад дороги нет. Встает другой вопрос — какова реальная стоимость этого трафика и какими должны стать взаимоотношения между операторами? Оптимальные ответы сегодня вряд ли можно предложить. Но даже за первые полтора месяца деятельности образованного картеля стала заметна активность других операторов по поиску альтернативных вариантов получения российского трафика.

Самым простым способом становится перекачка данных через зарубежные каналы. Данный вариант вполне может рассматриваться в качестве временной меры, до тех пор пока не будет найдено приемлемое решение проблемы внутри сообщества Рунета. Причины тому две: происходит существенный рост стоимости услуг, так как для клиентов российский трафик фактически превращается в зарубежный и, кроме того, ряд операторов критикует практику транзита данных через Европу за ухудшение качественных показателей.

Последний довод справедлив лишь отчасти. Одним из главных качественных показателей является время задержки пакетов при передаче информации. Существуют и другие критерии качества связи, такие как доля потерянных или искаженных пакетов, но для конечного пользователя они выливаются лишь в увеличение времени отклика на запрос. Самым действенным способом уменьшить задержку является оптимизация маршрутов передачи данных. Конечно, свою роль играет и время передачи сигналов по линиям связи, но этим параметром вполне можно пренебречь. Легко сосчитать, что время распространения сигнала на расстояние 1000 км составляет всего чуть более 3 мс. Гораздо больше проблем создают невысокая пропускная способность канала связи и недостаточное быстродействие маршрутизаторов. Поэтому в нынешней ситуации транзит через Европу не приведет к видимому снижению качества, и для большинства сервисов Internet изменение маршрутов движения пакетов окажется почти незаметным.

Альтернативным сценарием может стать создание некой ассоциации провайдеров, противодействующих политике картеля. В этом случае главным инструментом борьбы станет поддержка точек обмена трафиком и установление партнерского пиринга. Такой вариант будет эффективным, если его сторонники смогут аккумулировать достаточную долю ресурсов российского Internet. Эта доля, если следовать рекомендациям теории массового обслуживания, должна быть не менее 25%. Достижение этой цифры представляется вполне реалистичным делом, учитывая, что на долю участников картеля приходится чуть больше половины ресурсов Internet. Дополнительные возможности откроет покупка российского трафика средними и малыми ISP «вскладчину» или появление нескольких крупных оптовых посредников.

Вполне вероятно, что в российском Internet появится новый класс операторов, которые за границей завоевали свое место под солнцем. Речь идет о виртуальных сетевых операторах, предоставляющих услуги конечным заказчикам по подключению к различным физическим сетям. Согласно прогнозу GartnerGroup, к 2005 году около 90% крупных зарубежных компаний будут использовать услуги сразу нескольких операторов для удовлетворения своих телекоммуникационных потребностей. Но в этом случае перед компаниями встанет проблема технического сопряжения своей инфраструктуры с этими сетями. Решение этой задачи может лежать в плоскости сотрудничества с одним из виртуальных операторов, имеющих стыки с требуемыми сетями.

Трафик или информация?

Хостинг-провайдеры решили по-своему воспользоваться изменившейся ситуацией в Рунете. Они уже не раз поднимали вопрос о взимании платы с операторов связи за генерируемый собственными ресурсами трафик. Эта позиция неоднократно обсуждалась на конференциях и уже находит свое отражение в жизни.

Традиционно провайдеры выставляют счета по преобладающему потоку трафика, причем входящие данные по своему объему превосходят исходящие — такова уж природа Internet. Но при подключении к сети оператора хостинг-провайдера картина меняется на противоположную. Владельцы информационных ресурсов избегали оплаты генерируемого ими трафика, но сейчас у них появился шанс изменить правила игры в свою пользу.

Главным аргументом в споре российских провайдеров стало наличие на их сетях Web-серверов, активно посещаемых пользователями. Поэтому политика хостинг-провайдеров может оказаться решающей для всего Рунета. На упоминавшемся сайте provider.ru опубликована любопытная статья Александра Волеводза, в которой была аргументирована позиция владельцев хостинг-ресурсов. По мнению автора, информационный ресурс, преобразованный в трафик, становится товаром и передается оператору связи, который в свою очередь выступает в роли его продавца для конечных потребителей. Поэтому провайдер, как «оптовик», должен сам платить за трафик, получаемый с Web-центров.

На первый взгляд этот довод вполне логичен, но при подробном рассмотрении картина видится несколько иной. Если следовать выводам Александра Волеводза, то Министерство путей сообщения должно, например, на свои деньги закупать всю производимую в стране продукцию, а затем искать покупателя. Согласитесь, это абсурд.

Позицию хостинг-провайдеров понять легко: проще собирать деньги с ограниченного круга операторов, нежели с бесчисленного количества конечных потребителей. Но главной чертой Internet остается то, что информация в глобальную сеть выкладывается добровольно и столь же добровольно считывается. Если владелец информационного ресурса хочет предоставлять пользователям информацию на платной основе, то для этого существуют специальные апробированные механизмы.

С хостинг-провайдерами можно согласиться лишь в том пункте, что оператор должен брать деньги за доставку трафика лишь один раз, передавая его получателю или принимая его у поставщика. Разумеется, что владельцы информационных ресурсов ратуют за первый вариант и стараются развить его дальше, требуя денег с провайдеров за поставляемый трафик. Вероятно, что компромисс в такой ситуации будет найден не скоро.

Подводя итог, попробуем дать прогноз на ценовую политику операторов в ближайшем полугодии. Очевидно, что число провайдеров на российском рынке существенно не изменится, зато произойдет изменение моделей ведения бизнеса. Также несомненно грядет общее подорожание услуг Internet. Стоимость зарубежного трафика еще немного снизится, а затем зафиксируется или даже немного вырастет. Прошлогодние темпы падения цен на этот трафик уже невозможны, так как они приблизились к порогу рентабельности. Небольшой подъем цен вполне вероятен и обусловлен психологическими последствиями войны в Рунете.

Средние и малые Internet-провайдеры активно обсуждают возможность бойкота компаний «большой тройки», включая отказ от услуг доступа в зарубежные сети. Это объясняется нежеланием переплачивать за российский трафик. В конце концов, на межоператорском рынке при объемах до нескольких сотен гигабайт цена на зарубежный трафик установится в пределах 11-16 долл. Изменение цены на российский трафик довольно непредсказуемо. Однако при небольших оптовых покупках его стоимость вряд ли опустится ниже 5-7 долл.