Состоялся первый визит в Москву президента Cisco Systems Джона Чемберса.
ПО МНЕНИЮ Джона Чемберса, временной разрыв между инвестициями в ИТ и ростом производительности труда постоянно уменьшается |
В последние годы российская ИТ-общественность была избалована вниманием виднейших деятелей мировой индустрии. Визиты в Москву главы Intel уже воспринимаются как обыденное явление, а о персонах рангом пониже вообще упоминается лишь вскользь. Однако первое в истории официальное посещение нашей столицы президентом и исполнительным директором Cisco Джоном Чемберсом не могло остаться незамеченным.
Почему Чемберс приехал в Россию именно сейчас, объяснять, пожалуй, не стоит. На торжественном собрании, состоявшемся 21 января в помещении МТУСИ, он не скупился на комплименты в адрес процветающей экономики нашей страны, говорил о ее растущих потребностях в новейших информационных технологиях и сетовал по поводу продолжающегося на Западе кризиса.
Программа пребывания Джона Чемберса в Москве вполне соответствовала сложившимся правилам приема столь высоких гостей. Для него были организованы встреча с премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым и церемония присвоения звания Почетного доктора ученого совета МТУСИ — одного из ведущих вузов по подготовке специалистов для телекоммуникационных предприятий.
На аудиенции с главой российского правительства речь шла об улучшении инвестиционного климата и участии Cisco в масштабных производственных проектах. Надо сказать, тематика обсуждения полностью совпала с кругом вопросов, поднимавшихся на встрече Михаила Касьянова с главой Alcatel Сержем Чуруком примерно год назад. Но, вполне возможно, она оказалась шире «официальной» версии, ведь Чемберс является не только президентом Cisco, но и заместителем председателя Национального консультативного совета по информационной инфраструктуре США.
В актовом зале МТУСИ под аккомпанемент бурных аплодисментов, которыми наградили Чемберса студенты, преподаватели и представители отрасли, на него была надета мантия Почетного доктора наук. Этого звания удостаиваются лишь те лица, чей крупный вклад в развитие науки и образования признан мировым сообществом. В числе прочих заслуг, глава Cisco получил особую благодарность за создание учебного центра Cisco Systems на базе МТУСИ и за помощь в оснащении компьютерной и сетевой техникой российских детских домов.
Ректор МТУСИ Ваган Шахгильдян отметил, что в стенах этого вуза был создан первый в стране тренинг-центр, укомплектованный новейшим сетевым оборудованием и имеющий уникальный штат преподавателей и инженеров-техников. По инициативе министра связи РФ Леонида Реймана проект получил дальнейшее развитие в СНГ: сейчас МТУСИ совместно с ереванскими учеными создает виртуальный кавказский университет связи, который займется подготовкой кадров для государств Закавказья.
Затем новоиспеченный Почетный доктор МТУСИ прочитал свою первую в этом вузе лекцию, посвященную стратегическому видению Cisco будущего информационных технологий и Internet. Речь Чемберса оказалась довольно долгой, поэтому остановимся лишь на ее ключевых тезисах.
Во-первых, Чемберс верит, что в мире существуют два фактора, позволяющих преодолеть разрыв между богатством и бедностью, — образование и Internet. В свое время крупнейшая сетевая корпорация родилась в стенах Стэнфордского университета, и ее первые коммерческие разработки были призваны помочь учебным заведениям лучше связываться друг с другом посредством Сети. На сегодняшний день благодаря всемирной программе «Сетевая Академия Cisco» обучены более 260 тыс. специалистов в 149 странах.
Во-вторых, Чемберс повторил знакомый многим тезис о неизбежности глобализации экономики. «Со временем работу будут получать те специалисты, которые лучше обучены, — сказал он. — Через десять лет российские, китайские и прочие компании начнут работать на глобальном рынке. А значит, национальным правительствам, учебным заведениям и бизнесу нужно приложить все усилия, чтобы специалисты не покидали свои географические регионы». Здесь я не могу не отвлечься от доклада Чемберса, чтобы выразить поддержку идеи глобализации, которая позволит устранить вековую проблему утечки мозгов из страны.
В-третьих, по словам Почетного доктора, глобальные сети уже прошли два этапа своей эволюции и сегодня находятся на пороге третьего. Первым этапом, который он охарактеризовал словами «лучшее из лучшего», Чемберс считает сосуществование различных глобальных сетей (основанных на технологиях коммутации каналов, пакетов, ячеек и т. д.). Ему на смену пришла единая «Сеть сетей», базирующаяся на протоколе IP.
Следующий шаг все еще вызывает споры, но переход к нему неизбежен. Это бесшовная интеллектуальная, полностью управляемая сеть, в которой любой пользователь получит доступ к любым сервисам — где бы географически ни находились отвечающие за них серверы. Если учесть нынешние темпы популяризации технологии «мягкой коммутации» (SoftSwitch), столь заманчивое будущее уже не за горами.
Далее Чемберс связал рост валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень производительности труда с суммарными расходами на ИТ (индекс CAPEX). Разумеется, чем выше последний, тем больше производительность и тем больше доходов получит вся страна и каждый ее гражданин. Проблема лишь в том, что производительность труда растет не сразу же вслед за инвестициями в ИТ. Однако, по наблюдению Чемберса, этот временной разрыв становится все меньшим.
Если поставить задачу подъема уровня жизни населения страны в два раза, то, как следует из приведенных президентом Cisco расчетов, ее можно выполнить за 72 года при условии ежегодного роста производительности труда на 1%. «Ждать этого придется очень долго, поэтому нужно добиваться ежегодной прибавки производительности труда на уровне 5%, — заключил он. — Тогда мы с вами сможем почувствовать на себе двукратное повышение уровня жизни уже через 14 лет».
Последним знаковым тезисом доклада Чемберса стало утверждение о необходимости постоянных внутрикорпоративных изменений. В данном контексте речь идет не только об объективном существовании цикла новых внедрений ИТ (примерно раз в три года, после чего они начинают устаревать), но и о всемерной поддержке так называемой «культуры изменений» трудового коллектива и механизмов корпоративного управления. Только нацеленность на изменения не позволит компании проскочить мимо очередной «точки роста». Правда, в этом месте мне снова хочется сделать маленькое отступление и спросить руководство Cisco о том, какова же должна быть стоимость новейших сетевых продуктов, чтобы их внедрение окупало себя за вышеуказанные три года?
Термин «точка роста» в устах Чемберса имел «бизнесовую» окраску, однако был привязан к кардинальным технологическим обновлениям и сменам целых поколений ИТ. Именно опора на корпоративную «культуру изменений», по мнению Чемберса, позволила руководству Cisco ориентироваться на далекие перспективы. И тогда как многочисленные конкуренты компании (Nortel, Alcatel, Lucent, Enterasys и др.) оставались приверженцами опробованных временем разобщенных технологий, Cisco смело шла вперед.
Теперь рыночная капитализация Cisco составляет 102 млрд долл., что в три раза превышает суммарную капитализацию десяти ближайших конкурентов корпорации на рынке телекоммуникационного оборудования. Факт, как говорится, налицо. Так что дай вам Бог жить в эпоху перемен!