По мнению экспертов, в наступившем году корпоративная IP-телефония наконец-то добьется заметных успехов. Нас ждет расширение функциональности новых продуктов и крупномасштабное развертывание интегрированных сетей. К основным пожеланиям пользователей оборудования IP-PBX относятся обеспечение надежной связи с удаленными офисами, создание новых средств для организации передачи голоса по беспроводным сетям IP, поддержка дополнительных протоколов и серверных платформ. Производители пообещали предоставить все эти возможности в 2003 году.

По оценкам аналитиков Synergy Research, в 2002 году объемы продаж в данном секторе достигли 1,4 млрд долл. Ожидается, что к 2006 году сумма возрастет до 5,2 млрд долл. Многие компании, поставляющие решения в области VoIP, предлагают оборудование третьего и четвертого поколения. Крупные интеграторы (например, IBM Global Services) подкрепляют свои предложения программными пакетами установки такой техники и службами управления корпоративными средствами передачи голоса поверх IP.

В нынешнем году сразу несколько производителей средств IP-телефонии возьмут курс на поддержку протокола SIP — стандарта IETF, позволяющего вместо обычных телефонных звонков организовывать в сетях IP сеансы, с помощью которых можно передавать голос, видео и мгновенные сообщения. Протокол может быть использован и в так называемых приложениях присутствия, пользователи которых сообщают о своей готовности принимать и отправлять информацию на адреса SIP. В этом случае они вносят сведения о себе в список, аналогичный списку активных контактов (buddy list).

Таким образом, обмен информацией может быть организован на основе любых средств, поддерживающих технологию SIP, — телефонной связи, видеоконференции или системы мгновенной передачи сообщений. Порой аналитики называют SIP преемником протокола H.323, который находит достаточно широкое применение в корпоративных телефонах IP и оборудовании PBX-IP.

Некоторые поставщики оборудования IP-PBX (в том числе Nortel и Mitel) уже объявили об интеграции в свои продукты средств поддержки SIP. Другие (к числу которых относятся Avaya и Alcatel) сообщают, что стандарт SIP займет соответствующее место в их стратегии развития продуктов уже в ближайшем будущем. Корпорация Cisco предлагает телефоны на базе SIP, но коммутационный сервер CallManager еще не обладает встроенной поддержкой данного протокола.

Alcatel и Polycom считает, что обеспечение совместимости с протоколом SIP должно стать одним из приоритетных направлений их работы в 2003 году. Alcatel собирается уже в I квартале представить телефоны SIP, подключаемые к гибридному телефонному коммутатору (IP/TDM) OmniPCX. Компания Polycom, продемонстрировавшая телефоны SIP на конференции Fall Voice on the Net, обещает начать поставки первых продуктов уже в этом году. Кроме того, в середине 2003 года она планирует выпустить станцию для проведения телеконференций в сетях IP на базе SIP.

Объединение WLAN и IP-телефонии

Помимо встраивания механизмов поддержки SIP, некоторые производители задумываются об интеграции беспроводных сетей Wi-Fi со средствами IP-телефонии. «Возможность передачи голоса по сетям 802.11 весьма актуальна для корпоративных пользователей, — отметил вице-президент и генеральный менеджер подразделения беспроводных сетевых технологий Cisco Билл Росси. — Развитие IP-телефонии и беспроводных локальных сетей идет параллельно. Многие корпоративные пользователи считают, что распространение IP-телефонии — дело ближайшего будущего. Кроме того, для них очень важно обеспечить мобильность сотрудников, которая необходима для эффективного решения бизнес-задач».

При этом Росси ничего не говорит о конкретных планах Cisco, связанных с объединением технологий Wi-Fi и VoIP. Оборудование Cisco CallManager совместимо с беспроводными IP-телефонами компании Symbol Technologies, конкурирующей с Cisco в области средств построения беспроводных локальных сетей, а также с аппаратами фирмы Spectralik. Тем не менее некоторые аналитики утверждают, что телефоны Wi-Fi с торговой маркой Cisco появятся в продаже в течение года.

Компания Crate&Barrel недавно развернула проводную сеть VoIP на базе оборудования Cisco. Руководитель направления телекоммуникационных технологий этой фирмы Марк Кэрриер сообщил, что ему уже демонстрировали ряд бета-версий беспроводных IP-телефонов Cisco и соответствующие точки доступа Aironet с поддержкой голосовых соединений, подключенные к оконечным узлам локальной сети.

«Использование беспроводных средств связи — один из способов решения стоящих перед нами задач, — отметил Кэрриер. — Телефон IP позволяет сотрудникам, которые постоянно перемещаются внутри здания, оставаться на связи и при этом не платить за сотовую связь. Он способен заметно повысить эффективность и экономичность работы».

Корпорация Avaya также предлагает своим пользователям беспроводных локальных сетей IP-телефоны производства Spectralink. Кроме того, они могут приобрести программный эмулятор телефона, устанавливаемый на устройстве PDA.

Наращивание возможностей IP-PBX

Среди прочих направлений совершенствования оборудования IP-PBX следует особо отметить повышение надежности работы удаленных узлов и перенос управляющего ПО на новые серверные платформы.

В текущем квартале Alcatel планирует выпустить аппаратные средства повышенной «живучести», а также программное обеспечение для маршрутизаторов и телефонной системы OmniPCX. Новые функции позволят удаленным IP-телефонам Alcatel, подключаемым к центральным коммутаторам OmniPCX через интерфейс глобальной сети, продолжать работу даже при потере соединения с глобальной сетью.

Подобная концепция очень понравилась администратору телекоммуникационной сети города Броктона Джону Уолшу. Недавно здесь была установлена система OmniPCX, которая на сегодняшний день обслуживает 250 клиентов. «Один из вопросов, которые нас больше всего волнуют, — это возможность восстановления работоспособности соединения после сбоя», — отметил Уолш.

В процессе настройки системы OmniPCX, размещенной в здании городского совета Броктона, Уолш уже подумывал о создании резервного телефонного канала для удаленных пользователей. «Если мы потеряем соединение с городским советом, очень важно будет сохранить работоспособность телефонных линий и обеспечить нормальное функционирование других офисов», — подчеркнул он.

Корпорация Siemens, которая также уделяет вопросам отказоустойчивости коммуникационных систем особое внимание, объявила пользователям HiPath 5000, подключенным к телефонным IP-серверам, о намерении перейти к более устойчивым операционным средам. «Довольно скоро мы предложим им новые серверные средства, — заявила директор подразделения корпоративных продуктов Siemens Джоан Вандермейт. — Речь идет о предстоящем переносе корпоративного программного коммутатора HiPath 5000, действующего сегодня под управлением Windows, на платформы Sun Solaris и Linux. Возможна и его адаптация к работе с другими операционными средами».

По словам Вандермейт, решение о переориентации оборудования IP-PBX Siemens на работу с платформами Unix и Linux было принято после консультаций с клиентами и менеджерами телекоммуникационных систем, телефонное оборудование которых управляется Unix-подобными ОС. Корпорация Siemens рассматривает и возможность разработки в следующем году собственной операционной системы для телефонных IP-серверов, отличающейся повышенными устойчивостью и производительностью.

«При работе с серверными ОС Microsoft после выпуска каждого очередного обновления (что происходит очень часто) мы должны заново тестировать все программы и выдавать новый сертификат совместимости ОС с нашим ПО IP-PBX, — сетует Вандермейт. — Лишь затем мы можем гарантировать клиентам безопасность установки этого обновления».

С одной стороны, если Siemens разработает собственную операционную систему для серверов обработки вызовов, исчезнет та открытость решения, которая притягивает многих клиентов к IP-телефонии. С другой — как инженерам, так и клиентам Siemens будет гораздо легче эксплуатировать такую платформу.

Корпорация Avaya выбрала другой путь, решив создать базу для приложений IP-телефонии на платформах Java2 Enterprise Edition и Microsoft .Net. «Мы разбили все наши программные продукты на категории повторно используемых модулей, — сообщила старший вице-президент Avaya по стратегии и технологиям Карин Машима. — При этом новые продукты появятся на рынке уже в 2003 году». Данная архитектура позволит унифицировать обмен сообщениями, обеспечить распределенную обработку вызовов, интеллектуальную маршрутизацию для центров вызовов и других приложений IP-телефонии в различных сегментах сети — вместо объединения всех функций в централизованном телефонном коммутаторе.