Руководители Hewlett-Packard подвели первые итоги деятельности объединенной компании
МАТТИ ВИРТАНЕН: «Тандем HP/Compaq стал счастливым исключением на фоне неудачных слияний крупных компаний» |
Лейтмотив пресс-конференции, созванной через девять месяцев после слияния Hewlett-Packard и Compaq (которое формально завершилось 3 мая 2002 года) был таким: идея объединения двух фирм полностью себя оправдала.
Как, возможно, помнят наши читатели, первые сообщения о сделке между двумя титанами мировой IT-индустрии вызвали у аналитиков неоднозначную реакцию. Оптимисты напирали на целесообразность объединения усилий игроков в нелучшие для рынка времена. Пессимисты указывали на существенное «перекрытие» ассортиментов продукции двух производителей, а главное, на гигантские размеры участников сделки. Не секрет, что внутренние интеграционные процессы, сопровождающие объединения фирм такого масштаба, обычно оказываются весьма болезненными и растягиваются на годы.
Судя по всему, тандем HP/Compaq стал счастливым исключением. По мнению Матти Виртанена, генерального директора HP в регионе ISE (Восточная Европа, Швейцария, Австрия, Ближний Восток и Африка) и России, лучшее доказательство тому — итоги последних трех кварталов. Вот лишь несколько цифр. В III квартале 2002 финансового года, завершившемся 31 июля, оборот HP равнялся 16,5 млрд долл. (на 13% хуже результата годичной давности), но в последующие два квартала эти показатели составили уже 18 млрд долл. и 17,9 млрд долл. За весь 2002 финансовый год компания заработала 72 млрд долл., завершив отчетный период со свободными средствами в объеме 11,8 млрд долл.; такой цифрой в кризисные времена могут похвастаться немногие.
Другими словами, деятельность объединенной фирмы характеризуется стабильным уровнем продаж и не сопровождается резкими взлетами или падениями. Руководители HP расценивают эти результаты как положительные, принимая во внимание кризисное состояние мировой компьютерной отрасли, а также то, что после объединения из портфеля предложений HP/Compaq были исключены дублировавшие друг друга продукты некогда самостоятельных компаний.
Планы в отношении дохода были даже перевыполнены. По словам Роберта Белльмана, генерального директора и руководителя подразделения персональных систем российского представительства HP, этот успех достигнут благодаря трем факторам. Слияние с Compaq позволило выиграть несколько крупных тендеров, которые каждой из фирм в отдельности были просто не по плечу. Не сбылись пророчества некоторых экспертов о том, что в результате объединения сильно пострадают каналы продаж: подавляющее большинство партнеров сохранили верность прежним поставщикам. Наконец, как показывает регулярное изучение мнений самих сотрудников компании, спустя девять месяцев после слияния они оценивают сделку весьма позитивно.
Возможно, самое важное заключается в том, что фирме удалось еще более упрочить лидерство в нескольких ключевых рыночных сегментах. Так, Hewlett-Packard сегодня занимает первое место в мире среди производителей персональных компьютеров, UNIX-серверов и суперкомпьютеров, систем хранения данных, принтеров и устройств обработки изображений (за исключением цифровых камер и проекционного оборудования, которые для HP пока остаются новыми категориями продуктов).
В области IT-консалтинга компания занимает на мировом рынке услуг третье место (как известно, лидером является IBM Global Services), но в регионе ISE и в России HP обогнала в этой сфере своих конкурентов. По состоянию на конец 2002 финансового года на принтеры и системы обработки изображений объединенной фирмы приходился примерно 31% общего объема продаж Hewlett-Packard, на персональные системы — 28%, на корпоративные системы — 23%, на консалтинговые услуги — 17% и на финансовые услуги — 2%.
Региональная структура доходов объединенной компании в I квартале 2003 финансового года была такой: 46% — Америка, 40% — Европа, Ближний Восток и Африка, 11% — Азиатско-Тихоокеанский регион (без Японии) и 4% — Япония.
К сожалению, руководители HP/Compaq не сообщили прессе детальных количественных показателей, характеризующих деятельность фирмы в России. Г-н Белльман отметил лишь, что в прошлом году бизнес HP в нашей стране вырос на 35,4%, тогда как темпы роста всего российского IT-рынка составили 27,6%. В ближайшие три года, по оценкам экспертов HP, среднегодовые темпы роста отечественного рынка снизятся до 13%, однако Hewlett-Packard располагает всеми шансами, чтобы продемонстрировать более позитивную динамику.