Технология пейджинговой связи была изобретена для передачи коротких сообщений индивидуальным пользователям и до сих пор именуется в официальных документах «средством персонального радиовызова» (СПРВ). Однако сейчас эта ниша услуг плотно занята мобильной телефонией, и дешевизна однонаправленной передачи сообщений уже не является конкурентным преимуществом.
Пейджинговые компании одна за другой покидают этот рынок, переквалифицируясь в центры обработки вызовов либо в продавцов сетевого оборудования, или вообще уходят в небытие. Тем не менее все не так печально. Как показывает опыт компании «Юнайтед телеком», известной своей торговой маркой VessoLink, можно продолжать успешно заниматься однонаправленной передачей данных, если в корне изменить подход к формированию сетевых служб.
Технология SMILink, разработанная «Юнайтед телеком», произвела своеобразный переворот в пейджинговой связи. Обычно пейджинговые операторы задействуют большое число индивидуальных каналов, дополненных некоторым количеством общих радиотранков, по которым передаются сводки погоды, курсы валют и другая полезная информация. В «Юнайтед телеком», напротив, основное внимание уделяется массовой рассылке информации — без потери возможностей индивидуального сервиса.
В результате двухлетних разработок у фирмы появилась технология принципиально нового массового вещания, которое, оставаясь однонаправленным (а значит, достаточно дешевым), позволяет очень оперативно получать требуемую информацию практически в любом месте. Для системы SMILink задействуются те же радиочастоты и оборудование, которые использовались для предоставления услуг пейджинговой связи.
Тракт передачи данных системы SMILink состоит из множества общих каналов, которые делятся на группы и подгруппы рассылки. Пользователь получает на свое устройство заказанную им информацию, для чего достаточно подписаться на одну из групп, а потом выбрать необходимый список подгрупп. Настроить услугу можно через Internet или позвонив в операторский центр. Информация обновляется через определенные временные интервалы или по мере ее изменения.
Оплачиваются только те услуги, на которые действует подписка. «Юнайтед телеком» продает своим пользователям предоплаченные карты SMILink, при помощи которых можно получить любой набор услуг.
Поскольку в SMILink применяется нестандартный протокол передачи данных, воспользоваться такими услугами можно только с помощью приемников, разработанных и выпускаемых самой компанией «Юнайтед телеком». Имеются специализированные приемники, которые можно применять для отображения данных какой-либо одной группы рассылки. Скажем, RoadInformer служит для информирования автовладельцев о дорожных пробках (см. Сети, 2003, № 4-5, с. 18). Есть и универсальные приемники: они подключаются к карманным компьютерам различных типов и продаются по цене около 50 долл. Кроме того, «Юнайтед телеком» создает ПО для КПК, которое позволяет работать с приемниками и визуализировать различные информационные услуги.
На этом фирма не остановилась и выпустила собственный карманный компьютер «Биржевой мастер». По сути, это КПК со встроенным приемником SMILink, который может отображать данные любой группы рассылки, хотя и разрабатывался для получения только биржевой информации. Компьютер построен на основе процессора Motorola DragonBall-EZ с тактовой частотой 33 МГц; он имеет 8 Мбайт оперативной памяти и 4 Мбайт флэш-ПЗУ.
Управляется «Биржевой мастер» с помощью сенсорного монохромного дисплея с разрешением 160 на 240 точек и поддержкой 16 градаций серого цвета. Этот КПК работает под управлением операционной системой, разработанной «Юнайтед телеком». Стоимость устройства составляет 195 долл. Таким образом, у «Юнайтед телеком» есть уже целый набор средств, обеспечивающих оперативную массовую рассылку информации мобильным пользователям.
Следует отметить: несмотря на массовость рассылки, компания контролирует доступ всех абонентских устройств к той или иной услуге. В частности, оператор способен дистанционно отключить конкретное устройство в случае его кражи. Кроме того, пользователи могут получать через сеть SMILink персональную информацию — сообщения электронной почты, сведения от брокеров и др. Размер платы является фиксированным и не зависит от объема передаваемых данных.
«Юнайтед телеком» заботится и о качестве информации, получая ее от «первоисточников». Так, для получения сведений о дорожных пробках компания заключила договор с системой «Старт», созданной по заказу правительства Москвы специально для контроля за загруженностью улиц столицы. Для предоставления данных о котировках акций «Юнайтед телеком» подписала договор с ММВБ о распространении ее информации.
«Биржевой мастер» имеет три информационных канала: «Фондовый рынок», «Форекс» и «Информ». По каналу «Фондовый рынок» передаются котировки акций на ММВБ и РТС, которые меняются ежеминутно. Сведения в службе «Форекс» обновляются каждые 15 с. По каналу «Информ» передаются новости, прогнозы рынка и аналитика от агентства «Прайм-ТАСС».
Чтобы воспользоваться услугой «Биржевой мастер», частному лицу нужно заключить договор с биржевым брокером, купить соответствующее устройство, а при регистрации в системе SMILink указать номер договора с брокером. Стоимость подписки на сервис составляет около 30 долл. в месяц.
Сейчас услугами SMILink можно воспользоваться в пяти городах — Москве (100 км от Останкино), Тольятти, Самаре, Ростове-на-Дону и Рязани, а до лета зона покрытия будет расширена на Санкт-Петербург и Волгоград. Вообще же у «Юнайтед телеком» есть представительства в 25 городах, а еще в 50 действуют партнерские компании.
В каждом городе фирма собирается открыть каналы локальных новостей. Например, в рамках службы RoadInformer планируются создание собственных карт для каждого города и организация специальной системы сбора информации о состоянии на дорогах. Для «Биржевого мастера» будут подготавливаться ленты местных финансовых новостей. Словом, «Юнайтед телеком» пытается создать по всей России единое информационное пространство, доступ к которому может получить любой желающий, вне зависимости от наличия у него персонального компьютера, мобильного телефона или другого телекоммуникационного устройства.
Массовое однонаправленное распространение цифровой информации по радио позволяет создавать различные сервисы, которые могут приглянуться пользователям. Впрочем, кроме технологии SMILink компания «Юнайтед телеком» развивает и более дешевые способы доставки данных массовому потребителю. К ним, скажем, относится цифровое радио, которое позволяет на одной рабочей частоте передавать целый пакет радиопрограмм. Однако в России разработка этих технологий пока не достигла уровня появления законченных продуктов. В других странах такие системы уже начали появляться.
Итак, пейджинг постепенно перерождается в новое, достаточно удобное электронное средство массовой информации.