Несколько лет назад, на заре развития World Wide Web в России, существовал популярный сайт «Перекресток», изюминкой которого были несколько гостевых книг. Иногда редакторы «Перекрестка» проводили голосования среди посетителей по наиболее актуальным темам. Больше этого не делал тогда никто. Подобные сервисы считались верхом интерактивности! Сейчас же онлайновое общение редакторов Web-сайтов с пользователями стало практически обязательным и даже маленькая домашняя страничка имеет свой форум или гостевую книгу.

В настоящей статье я проанализирую тенденции, которые наблюдаются сейчас в развитии интерактивных сервисов на сайтах Internet. На их основе можно предположить, как будет выглядеть типичный сайт в ближайшем будущем.

Тенденция первая. Интеграция

Регистрационная анкета пользователя на портале «Яндекс»

Количество сервисов, предоставляемых пользователю на Web-сайтах, особенно на крупных порталах, растет как на дрожжах. Голосования, опросы, викторины, почта, игры, форумы — список можно дополнить. Большинство таких интерактивных разделов предполагают регистрацию и заполнение информационных анкет посетителя. Поэтому логично, что первая тенденция, которую мы можем наблюдать в современном сайтостроительстве, — интеграция всех интерактивных сервисов под одной «крышей». Это удобно с точки зрения пользователя, ибо, получив однажды логин и пароль, он сможет использовать эти идентификаторы для доступа ко всем персонализированным услугам данного портала. Да и вообще можно сказать, что главное направление развития Internet — это движение в сторону максимального удобства сервисов для конечного пользователя.

Например, зарегистрировавшись в «Рамблер-Почте» (http://mail.rambler.ru), Вы получаете доступ ко всем викторинам и онлайновым играм портала Rambler. При этом уже не надо вводить каждый раз свои имя, фамилию и электронный адрес. Аналогичная возможность есть и в «Яндексе», где существует служба «Яндекс-Паспорт» (http://passport.yandex.ru).

Интеграция Web-служб логична и оправданна, но реализована далеко не везде. В силу очевидного удобства централизованного управления доступом мы можем предположить, что на сайтах будущего пользователю окажется достаточно один раз зарегистрироваться в одном из сервисов, чтобы получить доступ сразу ко всем остальным.

Кроме объединения систем регистрации, различные сервисы начинают использовать базы данных друг друга. Вся информация, когда-либо введенная посетителем на одной из форм сайта, может найти применение и в других интерактивных сервисах. Скажем, вы искали новый альбом любимого исполнителя, и когда новость об этом альбоме появилась, сервер прислал вам персональное приглашение. Или же вы однажды покупали в Internet-магазине книгу о программировании на языке Perl, и теперь каталог сайта сам открывает для вас первым делом секцию о программировании и т. д.

Тенденция вторая Персонализация

Растущая конкуренция за посетителя, вызванная тем, что любую информацию можно получить не из одного, а из нескольких источников, приводит к тому, что Web-сайты все чаще прибегают к технологии персонализации. Фактически они борются за пользователя, стремясь предоставить ему наиболее удобный и «дружественный» сервис.

Персонализация — это динамическое подстраивание внешнего вида и содержания сайта под индивидуальные предпочтения конкретного пользователя. В идеале каждый посетитель должен видеть собственную интерпретацию содержимого сайта, которая создает иллюзию, что сайт сконструирован специально для него. Посетитель может по своему усмотрению изменять цветовую гамму, расположение информационных блоков, тематику рубрики, вынесенной на первый план; просматривать персонализированную информацию при показе рекламы или предложении новых товаров в Internet-магазине.

Существуют как открытые (прямые) источники информации о пользователе — его прямые указания, опросы, вопросники и т. д., так и косвенные, благодаря которым портрет пользователя составляется на основе наблюдения за его поведением, перемещением по ссылкам, выбором статей для чтения, статистикой поисковых слов и пр.

Такие возможности уже поддерживаются многими Web-проектами (например, «Мой Яндекс», http://my.yandex.ru), но в основной массе владельцы сайтов только начинают свои разработки в этой области. Исходя из того что сайты развиваются в направлении максимального удобства для пользователя, можно сделать вывод, что большинство сайтов будущего станут обладать средствами персонализации.

Именно подобные системы будут аккумулировать, обрабатывать и сохранять информацию о пользователях, поступающую от различных интерактивных сервисов. Система персонализации станет поистине «сердцем» сайта будущего.

Тенденция третья. Развитие сообществ

Уже сейчас многие сайты ориентируются не на массовое обслуживание пользователей по единому шаблону, а на объединение пользователей в группы по интересам (сообщества). Интерактивная часть сервера разрабатывается с учетом специфики той или иной темы. Гостевые книги, форумы, чаты, даже наборы полей формируются с учетом удобства работы специалистов в своей области. Кроме этого появляются новые специфические Web-сервисы.

Один из лучших, на мой взгляд, примеров — сообщество фотографов на сервере «Фотосайт.pу» (http://www.photosight.ru). Каждый член сообщества может публиковать свои работы, комментировать и оценивать творчество коллег, делиться опытом, общаться, исследовать рейтинги лучших фотографий, участвовать в конкурсах, создавать собственное портфолио. Все службы на сайте разработаны с ориентацией на специфические нужды увлекающихся фотографией пользователей, что привело к высокой посещаемости ресурса. Кстати, на сегодняшний день в Рунете, наверное, не сыскать лучшей площадки для рекламы фототоваров.

Другой пример представляет сервер «Виртуальная юридическая консультация» (http://www.uristy.ru). Прямо на этом сайте посетители смогут задавать вопросы профессиональным юристам и получать квалифицированные ответы. При этом ведется рейтинг специалистов (по отзывам пользователей), поддерживается каталог юристов, есть возможность прямо на сайте записаться на очную консультацию. Юристы же предлагает еще один удобный способ обмена мнениями и опытом, обсуждения спорных вопросов из практики. Ориентация сайта на профессиональное сообщество юристов привела к тому, что за советами к ним через Web уже обратились около 50 тыс. человек.

Отдельного упоминания заслуживает поистине уникальный проект — «Сад расходящихся хокку» (http://www.litera.ru/slova/hokku/). Этот сайт представляет собой цепочку японских трехстиший (хокку), которые присылают сами читатели. Для встраивания своего «произведения» в цепочку необходимо использовать либо последнюю строку уже опубликованного хокку в качестве первой строки своего трехстишия, либо первую строку из опубликованного на сайте в качестве последней собственного творения. Получается своего рода увлекательная игра в литературное домино.

На сайте опубликовано уже более 30 тыс. сообщений от пользователей, которые, по сути, сформировали вокруг этого увлечения некоторое сообщество. Программное обеспечение, написанное для «Сада расходящихся хокку», вряд ли может пригодиться где-либо еще, кроме как для публикации стихотворных цепочек. Работу сайта поддерживает даже специально написанный на Java раздел Hokku map, облегчающий навигацию по дереву хокку.

Одним словом, третья тенденция развития сайтов заключается в поддержке узкоспециализированных сообществ пользователей по интересам и конструировании интерактивной части Web-сервера исходя из потребностей того или иного сообщества.

Тенденция четвертая Интеграция с бизнес-процессами

Яркий пример объединения обычной («офлайновой) деятельности предприятий с Web-службами — это онлайновые консультации специалистов. Многие медучреждения, юридические, нотариальные или риэлторские конторы создают на своих сайтах интерактивные сервисы, с помощью которых любой пользователь может задать работникам фирмы или учреждения интересующий его вопрос и получить квалифицированный ответ. Как правило, для этого на Web-странице используется простая форма для ввода вопроса. Но логика функционирования такого рода сервиса состоит в том, что его внутренняя часть (back-end) «заточена» под проведение консультаций через Web.

Приведем в качестве примера сервисы на сайте риэлторской компании RussianRealty (http://www.1dom.ru/online/). Здесь доступны консультации в режиме онлайн, а также база данных по объектам недвижимости, интегрированная с географической картой. Общественная организация «Правовое сообщество» (http://pravo.org.ru), крупнейшая правозащитная организация Сибири, также предоставляет на своем сайте возможность проконсультироваться со специалистами-правоведами.

Однако частичный перенос деятельности компаний в Internet связан не только с организацией интерактивного взаимодействия с клиентами. Например, на сайте почтовой компании DHL (http://www.dhl.ru) с помощью специального сервиса можно проследить путь своей корреспонденции и точно установить ее текущее местонахождение.

Российское представительство Kodak предлагает своим клиентам скачивать отсканированные фотографии с сервера фотолаборатории и обрабатывать их по собственному усмотрению (http://www.kodak.ru). Отдавая в печать свои фотопленки в салоне Kodak, клиент имеет возможность забрать готовые снимки либо в «бумажном» виде, либо через Internet. Для этого клиенту выдается специальный идентификатор доступа к отксанированным версиям фотографий.

На сайте авиакомпании Eastline (http://www.eastline.ru) публикуется расписание, по внешнему виду напоминающее табло прилета/вылета, размещаемые в аэропортах. На этой странице публикуются те же данные о рейсах, которые авиапассажиры видят в аэропорту Домодедово.

Тенденция пятая Территориальные сервисы

В Соединенных Штатах уже давно существует сеть аптек, подключенных к Internet. Зайдя на этот аптечный сайт, посетитель может произвести заказ нужных лекарств и по пути домой забрать его в ближайшей аптеке. Данный пример представляет собой прообраз территориального Web-сервиса, в рамках которого предлагаемые услуги зависят от месторасположения клиента, а для ответа за запрос пользователя сервер связывается с географической картой местности.

Если зайти на сайт Afisha.ru (http://www.afisha.ru) и нажать ссылку «Карта Москвы», на экран компьютера загрузится раздел «Выход в город», в котором, дополнительно указав свое текущее местонахождение, посетитель получит список ближайших музеев, театров, кинотеатров, салонов красоты, клубов и даже станций метро.

В Рунете сейчас существуют сервисы, которые адаптируют отображаемую информацию специально для той местности, откуда обращается к ним пользователь. Тем более что определить провайдера и город, где находится посетитель, по его IP-адресу не составляет труда. Зайдите на главную страницу «Рамблера», и вы увидите прогноз погоды для своего родного города.

Несколько сложнее определить местоположение пользователя, обращающегося к Internet-сервису посредством мобильного телефона со встроенным Wap-браузером. Однако такие услуги уже есть и массовый спрос на них не за горами. К примеру, в SIM-меню сотового оператора «МегаФон» существует раздел «Ближайшие» (http://www.megafonmoscow.ru/ blizhaishie/). С его помощью можно запросить адреса ближайших кинотеатров, клубов, магазинов, банкоматов и т. д. Пока эта услуга (в части передачи информации по радиоканалу) реализована на базе технологии SMS-сообщений. Подобные службы, основанные на технологии Wap, также действуют и за рубежом.

Тенденция шестая. Сайт как место встречи

В виртуальном «шахматном зале» сайта FlyOrDieможно посмотреть любую игру или выбрать себе подходящего партнера

Многие Internet-форумы сообщают посетителям, сколько человек общаются между собой в данный момент. Это приблизительная оценка, так как средствами HTTP невозможно получить абсолютно достоверную цифру. Там же встречаются ссылки на ICQ, с помощью которых посетитель может перейти к общению, автоматически активировав это приложение.

Электронные чаты стали повсеместным явлением на сайтах. Появляются также многопользовательские игры, где происходит соревнование в режиме реального времени и с живыми партнерами. Яркий пример — сайт FlyOrDie (http://www.flyordie.com). Прямо там можно выбрать себе соперника из любой точки мира и сыграть с ним в шахматы или бильярд. Зарегистрировавшись в разделе «Шахматы», вы попадете в виртуальный зал, где стоят шахматные доски. Вы можете посмотреть любую игру или выбрать себе партнера из числа свободных игроков. При этом ведется рейтинг лучших участников. Еще раз отмечу, что игра ведется в режиме реального времени.

Все это порождает у посетителя сайта ощущение, похожее на реальную встречу в клубе, нежели на одиночное чтение статьи с экрана компьютера. Поток пользователей настолько велик, что даже перезагрузив страничку форума, через несколько минут можно получить ответ какого-либо участника. При этом в любом форуме или на игровом сайте формируется ядро постоянных посетителей. Они знакомятся друг с другом, общаются с владельцами сайта, становятся модераторами и всячески помогают в популяризации сервиса. Многие крупные сайты, формирующие вокруг себя сетевые сообщества, периодически проводят реальные встречи своих самых активных пользователей.

Такие тенденции заставляют предположить, что многие сайты из поставщика информационного наполнения превратятся в место встречи виртуальных друзей или знакомых по интересам. Это и есть пятая тенденция развития сайтостроения.