Отечественный оператор IP-телефонии «Зебра Телеком» появился на свет в феврале 2001 года, когда российский рынок услуг пакетной передачи голосового трафика вступал в фазу динамичного развития. К тому времени технология IP-телефонии уже достигла стадии зрелости, что не замедлило проявиться в значительном удешевлении оборудования.

Аргументируя целесообразность внедрения на и без того плотном рынке нового игрока, руководители «Зебры Телеком» ссылались на неудовлетворенные потребности населения в недорогой, но качественной телефонной связи, а также на невысокую маркетинговую активность конкурентов. С этими доводами можно согласиться лишь отчасти, однако нельзя не признать, что время для создания компании было выбрано удачно.

Данный вывод подтверждает прочная позиция на рынке услуг IP-телефонии, которую «Зебра Телеком» заняла за два года. С самого начала она сделала ставку на розничный сектор и сейчас располагает самой внушительной дилерской сетью в Москве (свыше 4 тыс. точек продаж коммуникационных карт «Зебра Телеком») и Санкт-Петербурге (более 1300 точек). За последние полгода оборот «карточного» бизнеса компании вырос в 1,5 раза.

Согласно заявлению ее генерального директора Виктора Каледина, двумя важнейшими достижениями минувшего года стал выход на региональные рынки и начало работы с корпоративным сектором. Региональная программа «Зебры», нацеленная на формирование широкой партнерской сети, стартовала в мае 2002 года. Партнерам предлагаются гибкая тарификация передачи внутрироссийского и международного трафика IP-телефонии, бесплатная установка биллинговой системы «Абсолют» (разработка «СервоКомп»), помощь в выборе и настройке телекоммуникационного оборудования, техническая поддержка. Справедливости ради отметим, что приведенный перечень маркетинговых «пряников» не уникален: в условиях резко обострившейся борьбы за региональные рынки аналогичные условия предлагают и другие крупные операторы IP-телефонии.

В настоящее время компания имеет 45 партнеров в разных городах России и странах ближнего зарубежья (Азербайджане, Армении, Грузии, Киргизии и на Украине). В июле 2002 года для координации деятельности в Северо-Западном регионе образована дочерняя фирма «Зебра Телеком Санкт-Петербург», а на текущий год запланировано открытие еще двух региональных офисов.

Стратегию работы на региональных рынках руководители компании характеризуют не иначе как «построение федеральной сети IP-телефонии». Термин трудно признать удачным, поскольку существа дела он не отражает, а преследует в основном маркетинговые цели. Естественно, ни о какой федеральной сети не может быть и речи, поскольку «Зебра Телеком» арендует магистральные каналы у таких операторов дальней связи, как «ТрансТелеКом» и «Эквант», да и в Москве пользуется уже существующей опорной инфраструктурой других операторов. Строить собственные опорные каналы связи, по крайней мере в ближайшие годы, она не собирается. Таким образом, под строительством «федеральной сети» понимается налаживание сотрудничества с региональными партнерами, чем сегодня занимаются ряд других крупных операторов IP-телефонии.

Корпоративное направление деятельности «Зебры Телеком» стартовало осенью минувшего года. Заинтересованность компании в выходе на этот рынок в первую очередь связана с возможностью получения дополнительной прибыли за счет применения различных тарифных схем. Сегодня оператор предлагает предприятиям различного масштаба базовый набор телекоммуникационных сервисов, среди которых можно назвать следующие:

  • услуга «Корпоративный PIN-код» с кредитной формой оплаты обеспечивает доступ к средствам IP-телефонии из дома и офиса, с городских таксофонов и мобильных телефонов;
  • услуга «Разделение трафика» ориентирована на организации, эксплуатирующие собственную офисную ATC, и позволяет направлять вызовы дальней связи на оборудование IP-телефонии «Зебры Телеком»;
  • услуги виртуальных частных сетей (VPN) предназначены для объединения нескольких офисов или филиалов организации в интегрированную коммуникационную среду.

Компания имеет свыше 250 корпоративных клиентов в Москве, более 150 в Санкт-Петербурге и 20 — в регионах России. Специальная программа ориентирована на комплексное коммуникационное обслуживание бизнес-центров, прежде всего относящихся к классу «В». При этом трафик корпоративных пользователей данной категории транспортируется по тем же каналам связи, что и потоки IP-телефонии региональных партнеров. Пока услуги предоставляются «обитателям» шести бизнес-центров, но ежемесячно к ним добавляются один-два новых деловых комплекса.

В дополнение к IP-телефонии фирма активно развивает услуги доступа в Internet. По ее собственным оценкам, около четверти средств, потраченных пользователями на приобретение универсальных коммуникационных карт «Зебры Телеком», приходится на оплату доступа в Internet. Число входных линий модемного пула компании вплотную приблизилось к 1 тыс., что ставит ее в один ряд с такими Internet-провайдерами, как «Комстар» и «Центральный телеграф».

В 2003 году «Зебра» запустила в эксплуатацию собственную городскую цифровую АТС (SI2000 производства IskraTel). В последнее время подобные шаги предприняли несколько отечественных операторов (например, РТС — владелец торговой марки «Роснет»), стремящихся обеспечить универсальность предлагаемых ими услуг связи.

В данном случае «Зебра Телеком» преследовала две цели. С одной стороны, она получила возможность предлагать заказчикам услуги традиционной телефонии, включая выделение прямых московских номеров и организацию многоканальных телефонов. С другой — через упомянутую АТС будет пропускаться часть транзитного трафика IP-телефонии. Смонтированная емкость телефонной станции пока составляет 120 двухмегабитных портов, а к июлю их число планируется довести до 240.

И все-таки приоритетным направлением деятельности компании остается IP-телефония. Именно ему «Зебра Телеком» обязана львиной долей своих доходов, которые в 2002 году составили 8,5 млн долл., увеличившись по сравнению с показателем 2001 года в 4,5 раза. Около 80% оборота получено благодаря распространению коммуникационных карт, остальное же пришлось на корпоративный сектор и дополнительные услуги. В текущем году доля «некарточного» дохода должна вырасти до 30%, а общий оборот запланирован на уровне 12—14 млн долл.

Комментируя итоги деятельности фирмы в 2002 году, г-н Каледин заявил, что «Зебра Телеком» заняла первое место в Москве по объему услуг IP-телефонии. При этом он сослался на объемы выпуска коммуникационных карт операторами-конкурентами и технические параметры установленного ими оборудования. Однако анализ оценочных данных ряда компаний заставляет усомниться в справедливости его слов.

Эксперты фирмы BCG дают верхнюю оценку объема российского рынка услуг VoIP в 2002 году порядка 80 млн долл.; сотрудники AIM Internet Advisors более консервативны — около 55 млн долл. В «натуральном выражении» среднемесячный объем российского рынка IP-телефонии оценивается в 15—30 млн мин исходящего, 35—45 млн мин входящего и 80—150 млн мин внутрироссийского трафика.

К сожалению, точное региональное распределение трафика нам неизвестно. Тем не менее можно предположить, что из суммарных 120—225 млн мин на столицу приходится как минимум процентов сорок, или 48—90 млн мин в месяц. Общий трафик «Зебры Телеком» с учетом терминации составляет 5—6 млн мин в месяц, а столичный трафик, оплачиваемый путем покупки коммуникационных карт, в среднем равен 3,2 млн мин в месяц. У той же «Корпорации ОСС», по словам ее директора по маркетингу Дмитрия Красильникова, в прошлом году средний ежемесячный трафик составлял больше 25 млн мин. Это в 4,5 раза выше показателя «Зебры Телеком», да и партнерская сеть данного оператора состоит более чем из 300 региональных компаний.