Как мы уже писали, в январе старейший российский альтернативный оператор «Комстар» сообщил о начале строительства мультисервисной сети MPLS (см. Сети, 2003, № 7, с. 29). Реализация проекта, которая займет три года, позволит компании предоставлять услуги виртуальных частных сетей VPN, причем не только на третьем (как это делается обычно), но и на втором уровне эталонной модели OSI.
MPLS-проект «Комстара» вызвал неоднозначные оценки в прессе и у аналитиков. В частности, не вполне логичным кажется то, что в рамках холдинга «Система-Телеком» затевается строительство уже второй сети MPLS. Технологию MPLS, как известно, поддерживает сеть передачи данных МГТС — другой дочерней структуры «Системы». Возможное объяснение затеваемого дублирования заключается в том, что новая сеть, в отличие от инфраструктуры МГТС, сможет пропускать трафик ATM/frame relay от сетевых узлов операторов «МТУ-Информ» и «Голден Лайн».
В середине апреля на конференции HP Telecom Forum «Комстар» сообщил еще об одном гигантском начинании. За два года компания намерена построить единую интегрированную корпоративную информационную систему (КИС) нового поколения. О масштабности проекта свидетельствует состав его участников. По словам генерального директора «Комстара» Татьяны Костровой, фирме не удалось выбрать одного победителя тендера, поэтому к реализации проекта приглашены Hewlett-Packard, IBS, Microsoft и STROM Telecom.
HP возьмет на себя поставку аппаратных платформ, обучение и сертификацию персонала заказчика, консультационное и техническое сопровождение проекта. Главным же консультантом выбрана компания IBS, разработавшая концепцию построения новой информационной системы. Microsoft фигурирует в роли поставщика программных решений, в частности СУБД Microsoft SQL Server, которая служит для построения систем учета и интегрированных приложений, поддерживающих новые услуги. Наконец, чешская STROM Telecom выбрана в качестве системного интегратора и поставщика ряда программных решений.
С функциональной точки зрения новая КИС призвана обеспечить комплексный сбор данных о предоставляемых сервисах, о тарификации отдельных классов IP-трафика и расчетах за услуги связи. Кроме того, она отвечает за мониторинг центра обработки клиентских вызовов, взаимодействие с системами CRM и ERP, поддержку упомянутого проекта строительства сети MPLS. Ее внедрение продиктовано стремлением улучшить финансовые показатели компании, повысить качество обслуживания клиентов и уровень их лояльности, обеспечить ускоренный вывод на рынок новых видов услуг.
Предполагается, что уже в текущем году будет построено ядро КИС, в частности внедрены полномасштабные средства сбора данных и новая система биллинга. На втором этапе, который начнется в 2004 году, предстоит интегрировать отдельные управляющие системы с различной функциональностью в единую информационную среду.
Было бы ошибкой думать, что к решению перечисленных задач «Комстар» приступает только сейчас. По словам Сергея Мацоцкого, генерального директора компании IBS, которая давно консультирует «Комстар» в области оптимизации процессов обслуживания пользователей, этот оператор и ранее запускал отдельные проекты в целях повышения эффективности своего бизнеса. Уникальность последней инициативы — в комплексном характере проекта и его опоре на единую платформу.
Анонс, сделанный «Комстаром» на HP Telecom Forum, заставляет задаться вопросом: почему необходимость построения единой КИС в полной мере осознана высшим руководством и акционерами оператора только на 14-м году его существования, когда клиентская база перевалила за 300 тыс. юридических и физических лиц? Как эта многотысячная армия пользователей обслуживалась ранее?
Судя по всему, отечественный рынок связи вступает в новую стадию развития. Активное строительство телекоммуникационной инфраструктуры в основном завершено. Настало время поиска новых конкурентных преимуществ. К счастью, этот процесс совпал с изменением ментальности топ-менеджеров ведущих отечественных операторов. Они, кажется, осознали невозможность ведения бизнеса в современных условиях без прочной опоры на информационные технологии.
Теперь дело за «малым» — научиться использовать этот инструмент для эффективного управления своими компаниями и начать строго контролировать финансовые потоки. Боюсь, что к «Комстару», как и к прочим российским операторам, последнее относится в полной мере. Отвечая на вопрос о том, во что обойдется фирме развертывание новой КИС, Татьяна Кострова заметила, что запланированный на 2003 год объем расходов составляет 2 млн долл., а полную стоимость проекта определить очень сложно. Судя по всему, руководство «Комстара» дало старт очередному гигантскому проекту, не вполне представляя, во что это выльется.