На рынке мобильной связи продолжается борьба за лояльность абонентов: в апреле сразу два сотовых оператора предложили подписчикам новые тарификационные льготы.

Сначала столичный «МегаФон» объявил, что клиенты, активировавшие услугу «Привет семье», смогут экономить до 90% средств на звонках родным и знакомым. А вскоре «ВымпелКом» сообщил о вводе услуги, позволяющей абонентам «Би Лайн GSM» выбрать «любимый» номер, звонки на который стоят в два раза дешевле, чем на остальные.

На первый взгляд смысл предложений обоих операторов идентичен. «По статистике каждый четвертый звонок мобильного абонента — это внутрисетевой разговор с человеком из близкого круга общения. Теперь в нашей сети расходы на такие звонки можно свести к минимуму», — заявляют представители «МегаФона». Им вторят руководители «ВымпелКома»: «Многие клиенты используют сотовую связь для звонков на трех-пяти основных номеров, и этого им вполне достаточно. Идя навстречу таким абонентам, мы скорректировали наши предложения, чтобы сделать их максимально удобными и доступными».

Но при ближайшем рассмотрении новых услуг обнаруживаются различия в организации их предоставления и технологии активации.

В «МегаФоне» группа абонентов из 2, 3, 5, 10 или более человек может воспользоваться льготными тарифами на исходящие звонки, лишь объединив свои контракты в рамках общего лицевого счета. Такое объединение производится в офисах оператора бесплатно — как для новых, так и для прежних абонентов. Величина скидок на «семейные» разговоры зависит от используемого тарифного плана, времени суток и варьируется в пределах от 25 до 90%. Кроме того, клиенты получают 25-процентную скидку на местные звонки постоянным собеседникам, не имеющим общего с ними лицевого счета. Для этого активируется услуга «Избранные».

В рамках услуги «Любимый номер» абонентам «Би Лайн» предоставляются скидки в размере 50% при звонках на заранее выбранные номера, которых может быть не более пяти. Активировать услугу или отказаться от нее можно с помощью системы электронного обслуживания Beeoffice или интерактивной справочной системы (IVR). Сервис Beeoffice используется также для создания, дополнения и изменения «любимых» номеров.

Услуга «Любимый номер» платная. Стоимость ее подключения зависит от числа выбранных номеров: активация одного номера стоит 0,5 долл., двух-трех — 1 долл., четырех-пяти — 2 долл. Каждое изменение списка номеров обойдется дополнительно в 0,5 долл. Абонентская плата за использование одного «любимого» номера не взимается, плата за три таких номера #сутки. Важное преимущество предложения «ВымпелКома» состоит в том, что в качестве «любимых» можно выбрать не только мобильные, но и местные городские номера (исключение составляют телефонные номера других сотовых операторов).

Есть и другие различия. Льготы «МегаФона» распространяются только на абонентов, подключенных по контрактам «Классический» и «Прием». При этом последний включает в себя лимит оплаченных местных соединений, а «Привет семье» не распространяется на услуги, обеспечиваемые при внесении абонентской платы. В результате ощутить на себе преимущества обещанных льгот сможет довольно незначительное число клиентов.

Иными словами, введенные «МегаФоном» скидки адресованы главным образом абонентам, говорящим помногу и без оглядки на тот самый семейный бюджет. Стремление оператора повысить лояльность высокодоходных абонентов, связав их объединенными контрактами, можно только приветствовать. Но право, зачем столь громогласно возвещать о чуть ли не стопроцентной экономии на внутрисетевых звонках? Если такие заявления не поддерживаются реальными действиями, они вряд ли повышают уровень доверия клиентов.

Что же касается инициативы «ВымпелКома», услуга «Любимый номер» будет предоставляться как prepaid-абонентам, так и клиентам контрактных тарифных планов, то есть практически всем пользователям сети. Судя по всему, такой подход не повлияет на показатель средней доходности ARPU. Во-первых, услуга эта хоть и недорогая, но платная. Во-вторых, абоненты, активировавшие «избранные» номера, скорее всего, станут больше общаться между собой. При этом взвешенная маркетинговая политика оператора будет благоприятствовать уменьшению оттока абонентов.