В конце апреля в Сочи состоялась первая межведомственная научно-практическая конференция «ТелеКомТранс 2003», в которой приняли участие представители свыше 200 организаций, в том числе девяти министерств и ведомств России. В центре внимания был ход выполнения федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 годах», утвержденной Правительством РФ в декабре 2001 года.
Важнейшей частью программы модернизации транспортной системы является построение основ единого информационного пространства всех заинтересованных ведомств, для чего разработана специальная подпрограмма «Информатизация». Намечено наладить информационное взаимодействие между МПС, Минтрансом, ФСБ, МЧС, МВД, ГТК, МО, ГИБДД и Минздравом России. Взаимодействие различных транспортных ведомств будет осуществляться с учетом возможностей недавно построенной и сданной в эксплуатацию информационной среды МПС России. Как отметил в своем выступлении президент «Компании ТрансТелеКом» Сергей Липатов, выполнение мероприятий этой подпрограммы является одним из необходимых условий повышения эффективности транспортных услуг для народного хозяйства и населения.
На пленарном заседании конференции рассматривались две составляющие процесса информатизации — информационная и телекоммуникационная.
Информационная часть проекта включает в себя формирование вычислительных комплексов, баз данных и приложений, обеспечивающих обработку сведений о процессе перевозок, потребностях в транспортных услугах и возможностях их удовлетворения. При этом базы данных и информационно-вычислительные комплексы будут географически распределенными компонентами системы, охватывающими всю территорию страны и даже выходящими за ее пределы.
Функционирование всего этого огромного хозяйства как единого механизма призваны обеспечить телекоммуникационные сети, связывающие информационно-вычислительные центры, линейные предприятия, склады, пункты погрузки-выгрузки, логистические центры и т. д. Кроме того, реализация телекоммуникационной части проекта обеспечит доступ пользователей ко всему многообразию информационных ресурсов транспортной отрасли.
Телекоммуникационная составляющая проекта, по сути, уже готова: ее создателем является компания «ТрансТелеКом», завершившая строительство уникальной волоконно-оптической сети (Единой магистральной цифровой сети связи, ЕМЦСС) протяженностью 45 тыс. км. По словам первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина, по своим размерам ведомственная EМЦСС вдвое превосходит волоконно-оптическую сеть «Ростелекома», национального оператора связи РФ.
Пропускная способность оптических линий, из которых состоит ЕМЦСС, равна на сегодняшний день 2,5 Гбит/с. Это соответствует более чем 30 тыс. традиционных телефонных каналов, организуемых по одной паре оптических волокон. Производительность магистральной сети при необходимости может быть увеличена более чем на два порядка без прокладки новых кабелей — путем замены или добавления модулей оптического мультиплексирования.
На современном этапе основной задачей оператора является стыковка цифровой магистральной сети с инфраструктурой зарубежных стран при обеспечении прозрачности всех сервисов. Сейчас телекоммуникационная сеть МПС взаимоувязана с операторскими сетями Финляндии, Латвии, Казахстана, Китая и Монголии. Вовсю идет работа по сопряжению с Эстонией, Украиной, Белоруссией, решается вопрос о наземной привязке к ЕМЦСС фрагмента сети в Калининградской области. По сообщению Сергея Липатова, на данный период строительство ВОЛС обошлось МПС в 800 млн долл.
МПС не случайно оказалось самым «продвинутым» транспортным ведомством в плане информатизации. Концепция информатизации отрасли была разработана в Департаменте сигнализации и связи МПС еще в 1996 году. Об этом рассказал Эдуард Поддавашкин, бывший первый заместитель министра путей сообщения, а ныне руководитель проекта концерна «Русский алюминий».
Главным пунктом концепции значилось построение высоконадежной сети передачи данных, состоящей из нескольких сегментов, в том числе наземного волоконно-оптического, радиорелейного и космического. Создание волоконно-оптического сегмента и соответствующей системы управления сетью было передано в ведение «ТрансТелеКома».
Изначально предполагалось, что 30% емкости каналов пойдут на технологические нужды железных дорог, а 70% — на коммерческое использование. На базе оптического транспорта планировалось развернуть услуги междугородной телефонной связи, Internet и цифрового телевидения. Всего с начала реализации программы и по сегодняшний день на информатизацию МПС, по словам Поддавашкина, затрачено около 3 млрд долл.
По мнению бывшего первого замминистра, идея создания единого информационного пространства транспортного комплекса России является правильной и своевременной. Хотя между отдельными видами транспорта сложилась конкурентная ситуация, существует множество точек пересечения интересов (так называемые смежные перевозки). Из-за отсутствия единых баз данных возникают проблемы с управлением ресурсами даже внутри самих транспортных ведомств.
Нынешний первый замминистра путей сообщения Владимир Якунин сообщил на пленарном заседании о ряде совместных проектов МПС и Минтранса России, которые предполагают повышение качества услуг и снижение затрат. Кроме того, МПС принимает участие в международной программе TEDIM. Цель этого проекта — разработка гибких решений для международной торговли и электронной логистики, организация грузоперевозок по безбумажной технологии.
В ходе конференции проводились тематические семинары и дискуссии, встречи сотрудников всех девяти перечисленных ведомств. Наконец, ближе к закрытию конференции руководитель ЦИС МПС Владимир Воронин объявил о готовящемся подписании межведоственного соглашения о создании единого информационного пространства транспортного комплекса России. В нем будут закреплены обязанности всех заинтересованных сторон и их долевое участие.