Первые таксофоны появились на улицах Москвы в 1903 году. В то время они представляли собой комбинацию обычного настенного телефонного аппарата, батарейного ящика, индуктора с четырьмя магнитами, звонка и копилки для монет.
ТАКИЕ Web-таксофоны появятся до конца года в 60 точках Москвы

Вызов станции осуществлялся вращением ручки индуктора, но был возможен только после оплаты разговора. В канун столетия общественного переговорного устройства компания «Московская городская телефонная сеть» представила на выставке «Связь-Экспокомм 2003» новейшие образцы уличного телекоммуникационного оборудования — Web-таксофоны.

Аппарат представляет собой гибрид компьютера и таксофона. Помимо телефонной трубки, клавиатуры и картоприемного устройства прибор оснащен жидкокристаллическим дисплеем (размером 11,2 дюйма), компьютерной клавиатурой, ручным манипулятором типа «трекболл», процессором, жестким диском и встроенным ADSL-модемом. Корпус, устройство ввода и монитор защищены от возможных проявлений вандализма. Например, экран покрыт ударопрочным поликарбонатным стеклом.

В ближайшие месяцы МГТС планирует организовать в российской столице целую сеть интерактивных Web-таксофонов. Помимо традиционной голосовой связи эти устройства поддерживают услуги доступа к Internet, электронной почте, отправку SMS-сообщений, обмен электронными фото- и видеоизображениями. В перспективе функциональность Web-таксофонов может быть дополнена новыми приложениями, в том числе — видеоконференц-связи и электронной коммерции.

Web-таксофоны МГТС будут устанавливаться в контролируемых (охраняемых) публичных учреждениях, аэропортах, крупных торговых и развлекательных комплексах, ресторанах и в холлах крупных отелей. По расчетам экспертов МГТС, в Москве возможно размещение около тысячи подобных устройств. Однако в течение 2003 года будет открыт лишь опытный фрагмент сети, насчитывающий 60 аппаратов. Двенадцать из них планируется установить уже в июле. Производство и поставка Web-таксофонов для МГТС осуществляются испанской фирмой Amper-Siemens-Elasa.

После пуска экспериментального участка сети в эксплуатацию оператор планирует изучить спрос на новые услуг, отработать схему взаимодействия с рекламными агентствами и рекламодателями, которые могут стать основным источником дохода для нового проекта МГТС. Объем рекламных поступлений, возможно, даже превзойдет предполагаемый объем продаж услуг связи непосредственно пользователям. К слову, на поддержание и развитие сети карточных и монетно-карточных таксофонов (к концу года их количество будет доведено до 14 тыс.) оператор ежегодно расходует около 10 млн долл. Оплачивать услуги абоненты смогут, скорее всего, с помощью хорошо знакомых им телефонных карт или банковских «кредиток».

Но самым актуальным направлением коммерческой деятельности МГТС является предоставление услуг доступа на базе построенной в 2000-2003 годах сети передачи данных общего пользования (СПД ОП). Уже сегодня оператор предлагает высокоскоростной доступ в Internet, услуги организации виртуальных частных сетей и IP-телефонии. В будущем на базе общегородской широкополосной сети компания предоставит услуги видеоконференц-связи, интерактивного телевидения (видео по запросу), а также сервисы, связанные с телемедициной и дистанционным обучением.

Сейчас сеть передачи данных полностью введена в эксплуатацию и обеспечивает возможность подключения услуг на 98% территории Москвы. По мнению генерального директора МГТС Владимира Лагутина, ныне российский рынок широкополосного доступа находится на том же этапе, который был пройден операторами мобильной связи 5-7 лет назад: пока еще слишком мала абонентская база, велики расходы на строительство сети, высоки тарифы. Но как только число абонентов СПД ОП вырастет до 40 тыс. человек, цена на услуги передачи данных существенно снизится.

Как пообещал руководитель МГТС, уже в 2003 году МГТС планирует сократить стоимость сервисов в два раза. А если компании удастся перешагнуть барьер в 150 тыс. подписчиков, то плата за пользование высокоскоростными каналами доступа не превысит 15 долл. в месяц.