Сеть отелей Marriott официально объявила об открытии в Москве первых публичных точек беспроводного доступа к Internet. Организаторы проекта утверждают, что услугой на базе технологии Wi-Fi, стремительно набирающей популярность в США и Европе, к концу года можно будет пользоваться уже в нескольких десятках московских зданий. Участники телекоммуникационного рынка прогнозируют бурный рост спроса на беспроводной Internet и готовятся к борьбе за потребителей новой услуги.

Первые шаги в борьбе за потенциального клиента уже сделаны. В трех московских гостиницах Marriott компания «Моском Коммьюникейшнз Групп» развернула беспроводную сеть на базе Wi-Fi-аппаратуры Cisco Systems. Постояльцы отелей могут получить у администратора модуль радиодоступа, установить его в компьютер, ноутбук или КПК и подключаться к глобальной сети на скорости до 11 Мбит/с. Развернутая инфраструктура использует стандарт 802.11b и реализована на оборудовании серий Cisco Aironet 340 и Cisco Aironet 1200. Радиус действия одной точки доступа составляет около 100 метров; при этом она одновременно может поддерживать несколько десятков активных пользователей. Функции роуминга, поддерживаемые точками доступа Cisco Aironet, позволяют абонентам, вооруженным ноутбуками и КПК, свободно перемещаться в пределах отеля, не теряя соединения с Сетью.

Управление оборудованием и услугами осуществляется при помощи Cisco Building Broadband Service Manager (BBSM). Эта разработка обеспечивает подключение и отключение услуг, процесс биллинга, активацию различных дополнительных сервисов. Решение BBSM легко интегрируется во многие популярные гостиничные системы управления (Property Management Systems).

Развертывание hot spots в отелях Marriott можно считать первым шагом в развитии бизнеса по предоставлению публичных услуг Wi-Fi в Москве (и, разумеется, в России). В то же самое время за рубежом беспроводные на базе стандарта 802.11b переживают бум. По словам организаторов московского проекта, в США уже насчитывается около 100 тыс. публичных точек доступа, а создавать их начали примерно полгода назад. По прогнозам аналитиков из Synergy Research, к 2007 года объем мирового рынка Wi-Fi-услуг составит примерно 1,6 млрд долл. Беспроводной доступ к Internet предоставляется сейчас не только в аэропортах, гостиницах, крупных бизнес-центрах. Авиакомпании Lufthansa и British Airways уже начали оборудовать соответствующей аппаратурой свои самолеты, а авиаконцерн Boeing намерен уже в этом году оснастить Internet-оборудованием 150 новых лайнеров. По словам генерального директора «Моском Коммьюникейшнз Групп» Патрика О`Долана, несколько десятков новых «горячих точек» Wi-Fi будут открыты к концу этого года и в российской столице.

Суточная подписка на услуги доступа в «воздушный Internet» обойдется для постояльцев московских отелей Marriott в сумму от 10 до 50 долл. Так что даже один день проживания клиента в отеле принесет провайдеру такой же доход, какой обычно приносит абонент мобильной связи своему оператору за целый месяц. Поэтому неудивительно, что новым рынком уже интересуются телекоммуникационные компании. Например, ОАО «ВымпелКом» анонсировало в конце прошлого года собственный Wi-Fi-проект. По мнению директора компании по связям с общественностью Михаила Умарова, «ВымпелКому» придется столкнуться с конкуренцией традиционных Internet-провайдеров и компаний, работающих в области системной интеграции. Но при этом Умаров добавил, что «ВымпелКом» имеет целый ряд конкурентных преимуществ. «Используемая нами технология позволяет предлагать доступ в Internet не только там, где есть точки Wi-Fi-доступа, но и везде, где работает сотовая сеть «Би Лайн GSM», так как мы умеем совмещать Wi-Fi и технологию GPRS», — подчеркнул Михаил Умаров.

По его словам, новая услуга будет адресована в первую очередь корпоративным и бизнес-пользователям. До конца этого года «ВымпелКом» планирует открыть в Москве около 50 точек радиодоступа. Тарифы на радиодоступ пока не определены: в компании утверждают, что они находятся в стадии разработки.