Сегодня компания Nokia сообщает о намерении стать ведущим поставщиков мобильных мультимедиа-коммуникаторов. Под термином «мультимедиа» в данном случае подразумеваются возможности не только транспортировки коротких текстовых сообщений, простейших звуковых файлов и статичных картинок, но и передачи видеозаписей, мобильного доступа к различным бизнес-аппликациям, а также наличие клиентских приложений.

У среднестатистического жителя России соседняя Финляндия вызывает прочные ассоциации с Санта-Клаусом, озерами, полными лосося, и мобильными телефонами Nokia. И сами финны старательно поддерживают такие стереотипы. Среди развалов национальных сувениров на уличных лотках Хельсинки преобладают фигурки Дедов Морозов, северных оленей, изображения озерно-лесного края и деревянные муляжи телефонных аппаратов.

Исполнительный вице-президент Nokia Mobile Phone Ансон Ваньоки демонстрирует новые модели телефонов 6600 и 3110
Логотипа флагмана национальной экономики на этих муляжах обнаружить не удалось — по-видимому, чтобы не спровоцировать творческие натуры на неблаговидные фантазии о качестве настоящих телефонов Nokia. В действительности, как известно, они пользуются заслуженной славой у потребителей и твердо занимают первое место по популярности: на долю финского концерна приходится треть мирового рынка абонентских устройств для сотовой связи.

Собственно, рассказывать о производстве своих мобильных телефонов (обеспечивающих голосовую связь и определенный набор опций для работы с данными) для Nokia уже не актуально. Сегодня компания сообщает о намерении стать ведущим поставщиков мобильных мультимедиа-коммуникаторов. Под термином «мультимедиа» в данном случае подразумеваются возможности не только транспортировки коротких текстовых сообщений, простейших звуковых файлов и статичных картинок, но и передачи/просмотра видеозаписей, мобильного доступа к различным бизнес-аппликациям, а также наличие массы клиентских приложений.

Главным событием ежегодного форума Nokia для представителей прессы, прошедшего в Хельсинки 15-17 июня, стала презентация двух новых моделей мультимедийных телефонных аппаратов (серий 3100 и 6600), которым аналитики предрекают роль «хитов» будущих продаж. И конечно же, воспользовавшись стечением представителей СМИ из Европы, Азии и даже Латинской Америки, руководители Nokia сделали ряд заявлений, которые касались дальнейшей стратегии компании на рынке мобильной связи.

Итак, президент Nokia Пекка Ала-Пьетила отметил, что взрывной рост интереса к SMS-сервисам буквально перевернул изначальные представления операторов о сотовой связи. В мире насчитывается 1,2 млрд абонентов с мобильными трубками, которые ежегодно пересылают 300 млрд текстовых сообщений. Цифра более чем впечатляющая, но уже в текущем году, как ожидается, их число превысит полтриллиона.

«Стало понятно, — сказал Ала-Пьетила, — что идеология предоставления мобильных услуг претерпевает существенную трансформацию». Мобильные телефоны в руках продвинутых пользователей обрели новое качество: они стали средством многофункционального общения, делопроизводства, увлечений по интересам и, наконец, самовыражения владельцев. Уловив эту тенденцию, Nokia перепозиционировала модельный ряд выпускаемых ею аппаратов. Отныне они подразделяются на мобильные устройства для корпоративного применения, игр и отдыха, музыкальных развлечений и формирования имиджа. В соответствии с такой сегментацией анонсированная модель Nokia 6600 была отнесена к бизнес-классу, а Nokia 3100 по дизайну и поддерживаемым функциям ориентирована на активную молодежную аудиторию.

Наблюдаемая сегодня динамика численности мобильных пользователей обусловлена преимущественно востребованностью услуг голосовой связи. Однако начиная с 2004 года, прогнозирует Пекка Ала-Пьетила, темпы прироста аудитории замедлятся — по причине насыщения спроса. И тогда главными двигателями прогресса должны будут стать мобильные приложения, создаваемые корпорациями, и мультимедиа-сервисы, развертываемые сотовыми операторами (см. рисунок).

Три сценария возможного развития рынка услуг мобильной связи

Актуальной задачей крупнейших производителей становится выпуск продуктов, поддерживающих соответствующую функциональность. Только таким способом они обеспечат дальнейший рост своего бизнеса и увеличение доходов. При этом, правда, остается открытым один вопрос: кто должен заниматься популяризацией (читай — рекламой) открывающихся возможностей мобильной связи? Вопрос не праздный, ибо операторы привыкли тратить деньги лишь на продвижение сервисов, гарантированно приносящих доходы, а сами производители, без внедрения операторами передовых услуг, попросту не сумеют доказать пользователям преимущества новых технологий.

Впрочем, телефонные вендоры нашли выход из этой ситуации. Благодаря развитию Java-технологий и их переносу в среду портативных устройств потребительская привлекательность новых моделей все меньше и меньше зависит от прихотей сотовых операторов. От последних требуется только организация служб GPRS и MMS.

Разумеется, встраиваемые операционные системы и приложения «утяжеляют» мобильные телефоны, поскольку требуют серьезной вычислительной мощности. К примеру, модель 6600 содержит 6 Мбайт внутренней памяти и 32 Мбайта на дополнительных MMC-картах, входящих в комплект поставки. А для поддержки передачи видео и графических изображений нужны интегрированная камера VGA-формата, довольно большой дисплей, способный «выдать» 65 536 цветов, и улучшенный графический интерфейс. Весь этот перечень компонентов, превращающий телефон в мини-компьютер, существенно сказывается на стоимости устройств. Так что не стоит ожидать, что в ближайшем будущем цена на мобильные телефоны с расширенной функциональностью упадет ниже 200-300 долл.

Что же касается корпоративных приложений, производителям необходимо подумать о проблеме защиты передаваемой информации. В то время как мировой рынок средств защиты данных в проводных сетях уже созрел и структурировался, мобильные коммуникации находятся в самом начале этого пути.

Компания Nokia исповедует метод программной реализации средств обеспечения безопасности — аналогичных применяемым в кабельных сетях. В ходе форума Nokia объявила о выходе в свет комплексного решения Secure Access System, которое способно организовывать защищенные VPN-тоннели поверх радиоканалов от пользователя до корпоративного сервера электронной почты или Web-ресурса. При этом используется технология шифрования SSL. Для аутентификации удаленных мобильных сотрудников корпораций предусмотрена поддержка протоколов RADIUS, LDAP, NT Domains и SecurID.

Нельзя не упомянуть и разработку Nokia в области m2m-приложений (мобильное взаимодействие устройств без участия человека). Финская компания представила модуль Nokia 12 GSM, который встраивается в различное оборудование удаленного контроля и мониторинга среды и производственных процессов. Модуль работает по тем же радиотехнологиям передачи данных, которые задействуются в сотовых телефонах (SMS, GSM/GPRS, HSCSD, EDGE и др.), что делает его применимым в GSM-сетях самых разных операторов связи. И хотя поставщики услуг пока еще пребывают в погоне за частным пользователем, крупная индустрия проявляют все больший интерес к мобильной связи и, в частности, к приложениям m2m. Недорогие мобильные датчики позволят предприятиям экономить огромные средства, которые необходимы для развертывания систем контроля за производственными процессами.